Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение знаний о составе материально-производственных запасов и, в частности, материалов, используемых для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг; о способах оценки материалов при их поступлении в организацию и отпуске в производство; изучение методики учета поступления материалов, их выбытия по различным причинам, в том числе при продаже, а также особенностей учета резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Пример. Предприятие продало материалы на сумму 70 800руб., в том числе НДС 18% — 10 800 руб. Фактическая себестоимость проданных материалов составила 50 000 руб. В табл. 6 приведены основные записи бухгалтерского учета продажи материалов.
Таблица 6
№ | Хозяйственная операция | Документ- основание | Дебет счета | Кредит счета | Сумма, руб. |
1 | Списана стоимость реализованных материалов | Накладная | 91 | 10 | 50 000 |
2 | Начислена выручка от продажи материалов | Накладная | 76 | 91 субсчет 91-1 «Прочие доходы» | 70 800 |
3 | Начислен НДС по реализованным материалам | Счет-фактура, книга продаж | 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы» | 68 | 10 800 |
4 | Определен финансовый результат (прибыль) по реализованным материалам | Справка- расчет бухгалтерии | 91,субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» | 99 | 10 000 |
Передача организацией материалов обособленным подразделениям оформляется накладной ф. № М-15 и фиксируется на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (ф. № ИНВ-19). Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов на основании акта о приемке материалов (ф. № М-7) отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (табл. 7).
Таблица 7
Записи на счетах бухгалтерского учета операций выбытия материалов
№ | Хозяйственная операция | Дебет счета | Кредит счета |
1 | Отгружены материалы сторонним организациям (в т.ч. при продаже по договорам купли-продажи, мены, посредническим) либо отпущены своим работникам | 91/2 | 10 |
2 | Переданы материальные ценности в качестве вклада в уставный капитал | 91/2 | 10 |
3 | Переданы материальные ценности безвозмездно | 91/2 | 10 |
4 | Переданы материальные ценности обособленным подразделениям | 79/1 | 10 |
5 | Ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций | 99 | 10 |
6 | Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов | 60 | 10 |
1.4 Особенности учета материалов с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Определить
фактическую себестоимость
Пример. Предприятие получило от поставщика материалы на сумму
23 000 руб., НДС — 4140 руб. Стоимость доставки материалов — 2950руб., в том числе НДС 18% — 450 руб. Учетная цена материалов- 24000руб.
Записи на счетах бухгалтерского учета указанных операций с применением счетов 15 и 16 даны в табл. 8.
Таблица 8
Записи на счетах бухгалтерского учета материалов с использованием
счетов 15, 16
№ | Хозяйственная операция | Документ-основание | Дебет счета | Кредит счета | Сумма, руб. |
1 | Получены материалы по цене поставщика | Приходный ордер, накладная поставщика | 15 | 60 | 23 000 |
2 | Учтен НДС на стоимость материалов | Счет-фактура | 19 | 60 | 4 140 |
3 | Учтены транспортные расходы по доставке материалов | Акт об оказании услуг по доставке | 15 | 60 | 2 500 |
4 | Учтен НДС на стоимость транспортных услуг | Счет-фактура | 19 | 60 | 450 |
5 | Оприходованы материалы по учетным ценам | Акт | 10 | 15 | 24 000 |
6 | Определено
отклонение фактической стоимости материалов
от стоимости, рассчитанной по учетным
ценам
(23 000 + 2500)-24 000 = 1500 руб. |
Справка-расчет бухгалтерии | 16 | 15 | 1 500 |
Как
видно из примера, при учете материалов
с использованием счетов 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»
и 16 «Отклонение в стоимости
Сумма
отклонений, подлежащих списанию, рассчитывается
по формуле:
где — сальдо на начало месяца по дебету счета;
Д-т— оборот по дебету счета за отчетный месяц;
К-т—
оборот по кредиту счета за отчетный
месяц.
1.5 Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии
Учет материалов на складе необходим для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами, а также для сохранности последних. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, хозяйственного инвентаря и других материалов, Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается в документах, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них — по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально ответственным лицом.
Учет ведется на карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер материалов открывается отдельная карточка. Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, ведомостях движения и остатков материалов.
Первичные документы после записи их данных в карточках учета передаются в бухгалтерию. Сдача документов оформляется реестром, в котором указывают наименование и номер каждого документа. Материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов.
Учет материалов в бухгалтерии. Аналитический учет ведется:
а) при помощи карточек аналитического учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей; остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета;
б) путем составления оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету;
в) с применением оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода учета, при котором в бухгалтерии по данным карточек складского учета формируется ведомость учета остатков материалов на складе; правильность перенесения остатков материальных запасов с карточек складского учета в ведомость проверяется работниками бухгалтерии.
Наиболее прогрессивным является сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках из карточек складского учета в ведомость. После проверки работником бухгалтерии ведомость передается в бухгалтерию, где остатки материалов оцениваются по учетным ценам и выводятся итоги.
На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость. Для обобщения и группировки информации о движении материалов используются ведомости движения материалов. [9]
1.6 Инвентаризация материалов и учет ее результатов
Для проведения инвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных. [3]
Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как прочие доходы:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» — оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Эти излишки приходуются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (ф. № ИНВ-19) и приходного ордера (ф. № М-4).
При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы» — недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.
Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения;
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены виновные лица;
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены, или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков. Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это — убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»:
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это — прибыль, на сумму которой делается запись:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Информация о работе Учет материально-производственных запасов