Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования состояния учета поступления и расходования материально-производственных запасов в ООО «Возрождение» и его совершенствование.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:
- изучение теоретических основ учета материально-производственных запасов организации;
- определение места и роли материально-производственных запасов в структуре имущества коммерческой организации;
- оценка состояния учета производственных запасов в ООО «Возрождение» и направления его совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы учета материально-производственных запасов 5
1.1. Учет материалов как средство управления поступлением, сохранностью и их использованием 5
1.2. Методы оценки материальных ресурсов в бухгалтерском учете 8
1.3. Методы аналитического учета материалов 13
1.4. Документирование движения материальных ресурсов 15
2. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов в ООО «Возрождение» 20
2.1. Синтетический учет поступления материалов 20
2.2. Аналитический учет материально-производственных запасов 25
2.3. Организация учета материально-производственных запасов в ООО «Возрождение» 27
2.4. Оценка результатов инвентаризации материалов 36
3. Основные направления совершенствования учета использования производственных запасов в ООО «Возрождение» 41
Заключение 46
Список использованной литературы 48

Работа содержит 1 файл

Учет материально-производственных запасов.doc

— 661.50 Кб (Скачать)

     При заполнении карты в графе "Учетная  единица выпуска продукции" указывают  наименование готовой продукции, для выпуска которой отпущен материал, и ее учетную единицу (штука, килограмм, литр и т.д.).

     После того как лимит, указанный в карте, будет использован (но не реже одного раза в месяц), кладовщик сдает  карту в бухгалтерию. Срок хранения карты в архиве организации - 5 лет.

     На  основании карты бухгалтер должен сделать проводку:

     Дебет 20 (23, 29)     Кредит 10

     - материалы переданы для нужд  основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

     Требование-накладную  оформляют, если в организации не установлено ограничения (лимита) на отпуск материалов со склада. Для требования-накладной предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а.

     Требование  составляет кладовщик, отпускающий материалы, в 2 экземплярах:

  • первый экземпляр остается на складе;
  • второй экземпляр передается работнику, который получает материалы.

     На  материалы разных наименований можно  выписать общее требование-накладную.

     Графу "Код вида операции" заполняют, если организация ведет автоматизированный учет и разработала для этого собственные кодировки.

     Заполняя  графу "Учетная единица выпуска  продукции", указывают наименование готовой продукции, для выпуска  которой отпущен материал, и ее учетную единицу (штука, килограмм, литр и т.д.).

     Оба экземпляра требования сдают в бухгалтерию. Бухгалтер должен заполнить графу "Корреспондирующий счет" и  сделать соответствующие проводки:

     Дебет 20 (23, 29)   Кредит 10

     - переданы материалы со склада  для нужд основного производства;

     Дебет 23   Кредит 10

     - переданы материалы со склада  для нужд вспомогательного производства;

     Дебет 29   Кредит 10

     - переданы материалы со склада  для нужд обслуживающего производства;

     Дебет 26   Кредит 10

     - переданы со склада материалы  на общехозяйственные нужды;

     Дебет 44   Кредит 10

     - переданы со склада материалы  для обеспечения процесса продаж;

     Дебет 10  Кредит 10

     - переданы материалы с одного  склада на другой (проводка по  субсчетам).

     Требования-накладные  должны храниться в архиве организации 5 лет. 

 

2. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов в ООО «Возрождение»

2.1. Синтетический учет поступления материалов

 

     Для учета наличия и движения производственных запасов используются следующие  счета бухгалтерского учета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка».

     Счет 10 «Материалы» активный имеет следующую  структуру (Таблица 2.1).

     Таблица 2.1.

     Счет 10 «Материалы»

Дебет Кредит
1. Сальдо  – остаток материалов на начало  периода  
2. Поступление  материалов на склад (поступление  от поставщиков и возврат из  производства). Дооценка материалов. 3. Расход материалов (отпуск в производство, реализация. Уценка материалов.
4. Сальдо  – остаток материалов на конец  периода (1+2-3)  
 

     На  счете 10 «Материалы» учитываются  только материалы, принадлежащие предприятию  на праве собственности, полного  хозяйственного ведения, оперативного управления. Материалы, находящиеся на ответственном хранении, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», сырье и материалы заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

     Учет  материалов ведется по субсчетам: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции, детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и другим по видам материалов.

     Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

     В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено двумя методами:

  • с использованием счета 10 "Материалы" в корреспонденции с соответствующими счетами;
  • с использованием учетных цен с применением счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

     Метод использования счета 10 в корреспонденции  с соответствующими счетами.  По методу использования счета 10 поступление материалов на склад отражается проводками, отраженными в таблице 2.2. Операции по дебету счета 10 необходимо отражать в бухгалтерских регистрах в момент приобретения материалов в собственность независимо от того, когда поступили расчетные документы поставщика. Выполнять это требование должны все организации, и особенно те из них, которые при списании материалов применяют метод ФИФО или ЛИФО. В противном случае неизбежны ошибки при расчете фактической себестоимости списания материалов в производство.

     Поэтому в момент оприходования материалов, не имея еще счетов-фактур поставщика, бухгалтер должен оценить стоимость неотфактурованных материалов (по данным договора, предыдущим поставкам, рыночным ценам или другим образом в соответствии с учетной политикой организации), а затем скорректировать эту сумму после получения подтверждающих документов.

     Таблица 2.2

     Хозяйственные операции по поступлению материалов с использованием счета 10

Корреспондирующие счета Содержание  хозяйственной операции
Дебет Кредит
10 60 Приобретены материалы  у поставщиков
10 71 Приобретены материалы  подотчетными лицами
23 10,70,69,02 Отражены расходы  по изготовлению материалов
10 23 Оприходованы  материалы, изготовленные работниками  организации
 

     Неотфактурованная поставка - поставка материальных ценностей  от поставщика до предъявления расчетного документа к оплате. В данном случае материальные ценности приходуются по покупным ценам в обычном порядке. Суммы НДС по этим ценностям будут учтены в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы. При поступлении от поставщика расчетных документов ранее сделанная запись о поступлении материальных ценностей подлежит сторнированию, а в учете делают положительную запись на сумму, указанную в расчетном документе поставщика, предъявленного к оплате.

     Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основании данных о фактическом поступлении материальных ценностей и расчетных документов, предъявленных к оплате.

     При применении данного метода исправления  в бухгалтерских регистрах иногда бывают настолько многочисленными, что заинтересованным службам организации (службе главного бухгалтера, плановому отделу, менеджерам и др.) сложно вести бухгалтерские записи по учету материалов.

     Отпущенные  в производство материальные ценности списывают в течение месяца с  кредита счета 10 в дебет соответствующих счетов учета затрат. При этом делают следующие бухгалтерские проводки:

     Д 20 "Основное производство", 23, иных счетов в зависимости от направления  расходования материалов (25, 26 и др.) - К 10;

     Д 08 "Вложения во внеоборотные активы" - К 10.

     При реализации материальных запасов их списывают со счета 10 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

     Метод использования учетных цен с  применением счетов 15 и 16. Суть данного метода состоит в том, что информацию о фактической себестоимости заготовления материалов формируют путем суммирования данных по дебету двух счетов: 10 и 16. При этом по дебету счета 10 материалы учитывают по учетным ценам, а на счете 16 показывают разницу между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного используют счет 15.

     Организации предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учетной цены. За основу могут быть взяты: цена поставщика; фактическая  себестоимость материалов по предыдущему  месяцу; фиксированная цена, утверждаемая на определенный период времени. Любой выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике организации.

     При поступлении материалов на склад  они приходуются по учетной цене проводкой:

     Д 10 - К 15 - оприходованы материалы по учетной цене. Основание для бухгалтерской записи - накладная, приходный ордер.

     Именно  эти цена и дата будут использоваться для расчета фактической себестоимости  списания материала в производство методом ЛИФО или ФИФО. Это очень  удобно и для ручной, и для компьютерной обработки данных, так как однозначно определяются условия задачи.

     Все данные о фактических расходах при  заготовлении материалов собираются параллельно  на счете 15 проводками, приведенными в таблице 2.3.

     Таблица 2.3

     Хозяйственные операции по поступлению материалов с использованием счета 15

Корреспондирующие счета Содержание  хозяйственной операции Основание для записи
Дебет Кредит
15 60 Отражена покупная стоимость материалов Счет-фактура  поставщика
15 60 Отражены транспортно-заготовительные  расходы Счет-фактура  транспортной организации
15 60 Отражены услуги посредников по заготовке материалов Счет-фактура  посредника, агента, комиссионера
15 20 (23,25) Отражено распределение  складских расходов организации  на стоимость материалов Бухгалтерская справка-расчет
15 67 Начислены проценты за банковский кредит, использованный на покупку материалов Бухгалтерская справка-расчет
 

     Для оперативного учета важно, чтобы  каждый вид расходов соответствовал конкретному виду и партии материалов, поэтому аналитический учет по счету 15 организуется аналогично учету по счету 10, а именно по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов