Учет материально производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. В сельском хозяйстве как и в промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.

Содержание

Введение

3
Глава 1. Общие положение учета МПЗ

4
1. Понятие, задачи и классификация учета МПЗ.

4
2. Документальное оформление учета материально-производственных запасов

10
3. Нормативное регулирование учета материально-производственных запасов

19
Глава 2. Организация учета материалов в производстве

21
2.1 Отражение поступления МПЗ в бухгалтерском учете

21
2.1.2. Учет материалов по фактической стоимости

24
2.1.3. Учет материалов по учетным ценам

25
2.1.4. Учет отклонения в стоимости материалов

28
2.2. Отражение списания МПЗ в бухгалтерском учете

31
2.3. Инвентаризация материалов

35
Глава 3. Анализ эффективности использования материалов в производстве

37
3.1. Задачи анализа, источники информации

37
3.2. Анализ обеспеченности предприятие сырьем и материалами

38
3.3. Система показателей эффективности использование сырья и материалов в производстве

41
Заключение

44
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая бфу правильная.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

      Фактическая себестоимость запасов, внесенных  в счет вклада в уставный капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной с учредителями.

      При безвозмездном получении материальных запасов в порядке дарения  фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату принятия на учет организацией-получателем.

      При приобретении материалов в обмен  на другое имущество (кроме денежных средств) их фактическая себестоимость  определяется исходя из стоимости обмениваемого  имущества по балансу организации  на момент обмена.

      Фактическая себестоимость материальных ресурсов организации не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и Положением ПБУ 5/01.

      Материальные  ресурсы, не принадлежащие данной организации, но временно находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником (например, давальческое сырье), показываются на забалансовых счетах в оценке по договору.

      При приобретении запасов за иностранную  валюту их стоимость пересчитывается  в рубли по курсу Центрального банка России на дату принятия ценностей  к бухгалтерскому учету организацией-получателем в соответствии с договором.

      Таким образом, основными задачами учета  производственных запасов являются:

  • правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
  • контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;
  • контроль за соблюдением установленных норм запасов;
  • контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования;
  • своевременное выявление ненужных и излишних материалов (неликвидов).

      1.2. Документальное оформление  учета материально-производственных  запасов

      Операции  по движению материальных ценностей  все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

      Список  лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих  материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем  организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.

Перечислим  документы по учету материально-производственных запасов.

      Доверенность (ф. № М-2 и №  М-2а) - применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.

      Приходный ордер (ф. № М-4) - используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.

      Акт о приемке материалов (ф. № М-7) - применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.

      Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) - нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу.

      Материалы отпускаются в производство складом  только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик  отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.

      Требование-накладная (ф. № М-11) - применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.

      Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).

      Замена  одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также  допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.

      Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) - используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю.

      При отпуске материалов самовывозом  или выносом кладовщик передаст и бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

      Карточка  учета материалов (ф. № М-17) - служит дли учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

      Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. №  М-35) - применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.

      При перевозке грузов автотранспортом  приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

      При установлении несоответствия поступивших  материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

      В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов. [8, 169]

     Документальное  оформление операций по выбытию материалов. Выбытие материалов в результате их продажи оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим

        аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15), на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.

     При перевозке грузов автотранспортом  оформляется товарно-транспортная накладная. Порядок вывоза и выноса с территории организации материалов, оформления пропусков на вывоз и вынос, организация контроля за вывозом (выносом) материальных запасов устанавливаются организацией.

     Списание  материалов может осуществляться в  следующих случаях:  материалы пришли в негодность по истечении сроков хранения;  материалы морально устарели; при выявлении недостач, хищений или порчи материалов, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.

     Подготовка  необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц.

     Комиссией осуществляются следующие функции:

     - непосредственный осмотр материалов;

     - установление причин непригодности  к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);

     - выявление лиц, по вине которых  материалы оказались непригодны  к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;

     - определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;

     - составление акта на списание  материалов (акт составляется по  каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);

     - представление акта на утверждение  руководителю организации или  уполномоченному им лицу;

     - проведение совместно с экономическими  службами организации оценки  рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);

     - осуществление контроля за утилизацией  непригодных к дальнейшему использованию материалов.

     В акте на списание материалов указываются:

     - наименование списываемых материалов  и их отличительные признаки; количество; фактическая себестоимость; установленный срок хранения; дата (месяц, год) поступления материалов; причина списания; информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.

     Списанные материалы, использование которых  возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.

     Списание  материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно- транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.).

Информация о работе Учет материально производственных запасов