Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является изучение организации бухгалтерского учета кассовых операций и денежных документов согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены задачи по изучению и рассмотрению:
Нормативно – правового регулирования ведения кассовых операций;
Документального оформления и движения денежных средств в кассе;
Учета денежных документов.
Введение 3
Нормативно-правовое регулирование ведения кассовых операций 4
Организация кассы на предприятии 7
Учет кассовых операций в бухгалтерии предприятия. Оформление первичных кассовых документов 7
Оформление приема и выдачи наличных денег из кассы 8
Порядок оформления платежной ведомости или расчетно-платежной ведомости 12
Аудит кассовых операций 13
Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету 14
Учет денежных документов 14
Инвентаризация денежных средств и документов, хранящихся в кассе предприятия 18
Практическая часть 20
Заключение 25
Список используемой литературы
При расчетах за валюту сдача выдается обычно в валюте платежа. С согласия покупателей сдача может быть выдана в другой свободно конвертируемой валюте. Выдача сдачи в рублях запрещается.
Для
обособленного учета наличия
и движения наличной иностранной
валюты к счету 50 "Касса" открывают
соответствующие субсчета.
Учет
денежных документов.
Денежные документы - документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные организацией и хранящиеся в его кассе.
На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются в сумме затрат на их приобретение (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н), находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Стоимость таких активов определяется исходя из суммы затрат на приобретение.
К денежным документам НЕ относятся:
Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение. Приобретение денежных документов может осуществляться за наличный и безналичный расчет.
Оприходованные в кассе денежные документы (путем оформления приходного кассового ордера) выдаются подотчетным лицам для использования или реализуются сотрудникам организации по льготным ценам (выбытие оформляется расходным кассовым ордером).
В кассовой книге движение денежных документов отражается обособленно. Ежемесячно кассир сдает отчет о движении денежных документов. Необходимо обратить внимание на то, что учет денежных документов на счетах будет в каждом отдельном случае свой.
На сегодняшний день Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденный постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88, не предусматривает форм для учета денежных документов. Поэтому организация сама может создать и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета необходимые формы (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). К примеру, такими документами могут являться отчет кассира о движении денежных документов и книга учета денежных документов. Главное - не забыть, что в самостоятельно созданных документах должны присутствовать все необходимые реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ):
Разработанные
«фирменные» регистры денежных документов
в обязательном порядке должны быть утверждены
учетной политикой организации. В противном
случае самостоятельно созданный документ
теряет всякий смысл. Рассмотрим
некоторые виды денежных документов: Бензин по картам Фирмы,
у которых большой парк автомобилей,
нередко приобретают топливные
карты, по которым расплачиваются за бензин
на АЗС. Информация о количестве приобретенного
топлива отражается на карте. Она может
выдаваться либо подотчет водителю автомобиля,
либо закрепляться за конкретной машиной.
Для того чтобы проблем с налоговой не
возникало, советуем использовать первый
способ. Это также упростит процедуру
контроля за тем, как водители используют
бензин. Выдача карт шоферам должна отражаться
в книге (журнале) учета приема и выдачи
топливных карт. Желательно, чтобы она
была прошита, пронумерована и скреплена
печатью организации. Заметим, что оправдательным
документом для списания расходов на топливо
служит путевой лист (письмо УМНС по г.
Москве от 30 апреля 2004 г. № 26-12/31459). Проездные билеты Чаще всего бухгалтерам приходится сталкиваться с таким видом денежных документов, как проездные билеты. С бухгалтерским учетом их движения особых проблем быть не должно. Разве что при возврате транспортного талона в кассу может возникнуть вопрос: по какой стоимости его «принимать обратно» от подотчетника? С одной стороны, часть поездок использована… но с другой, как учесть каждую из них и рассчитать стоимость? В данном случае ответ более чем банальный. «Возвратная» цена проездного ничем не будет отличаться от первоначальной. Объяснение этому довольно простое: под отчет выдаются не денежные средства, а именно документ, за который лицо и отчитывается. Что
касается списания затрат на приобретение
билета, то его цена относится на
себестоимость продукции в В соответствии с п. 2.2.10.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в себестоимость включаются затраты на приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования, за исключением такси, для работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом. Если же работникам предприятия предоставляется транспорт, то согласно п. 2.2.13 Основных положений суммы, определенные исходя из действующих тарифов на транспортные услуги, возмещаются работниками организаций (в форме оплаты получаемых проездных документов) или списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. При
необходимости разъездного Путевки Субъекты
хозяйствования за счет собственных
средств могут приобретать для
своих работников путевки в санаторно- Кроме того, существует государственная система распределения путевок. Путевки, приобретенные за счет средств республиканского бюджета, распределяются по областям, городам и районам, предприятиям, учреждениям и организациям. Выдача
путевок и курсовок на оздоровление
и санаторно-курортное лечение, приобретаемых
за счет средств государственного социального
страхования (кроме путевок в
детские оздоровительные Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, приходные и расходные документы по ним, квитанции о частичной оплате их стоимости, справки о заработке, обратные талоны к путевкам, журналы учета путевок и другие документы, связанные с приобретением и реализацией путевок, хранятся в бухгалтерии нанимателя в порядке, установленном для хранения денежных документов. При этом путевки, приобретенные за счет средств республиканского бюджета, учитываются отдельно от путевок, приобретенных за счет средств государственного социального страхования. Наниматель
представляет специалисту Республиканского
центра по оздоровлению и санаторно-курортному
лечению населения в городе, районе
в установленные сроки отчеты
об использовании путевок по утверждаемым
формам. Формы документов по учету,
хранению и реализации путевок, формы
отчетности по путевкам, сроки и
порядок их представления утверждаются
директором Республиканского центра по
согласованию с Фондом социальной защиты
населения и Министерством На
предприятии рекомендуется — дату получения путевки; — номер накладной; — наименование организации, предоставившей путевку; — наименование оздоровительного учреждения; — № номер путевки, ее срок и стоимость; — дату выдачи путевки; — фамилию, имя, отчество и должность работника, получившего путевку; — подразделение предприятия, где работает получивший путевку; — цену приобретения путевки; — дату обратного талона к путевке. — подпись работника в получении путевки. Согласно
Инструкции к Плану счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной Следовательно,
при отклонении фактических расходов
на приобретение путевок и других
денежных документов от их номинальной
стоимости в бухгалтерском |
В
соответствии с п. 3.6.6 Основных положений
по составу затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг),
уплаченные, присужденные или признанные
штрафы, пени, неустойки и другие
виды санкций за нарушение условий
хозяйственных договоров
Недостачи
денежных документов независимо от того,
подлежат они отнесению на счета
издержек производства (обращения) или
виновных лиц, в бухгалтерском учете
отражаются записью:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 56
— отражена недостача, возникшая по причине нехватки денежных документов в кассе.
В
случае доказательства вины конкретного
лица в недостаче денежных документов
недостача взыскивается с этого
лица. Если виновник недостачи не установлен
или суд принял решение не взыскивать
недостачу, ее сумма относится на
внереализационные расходы. В бухгалтерском
учете предприятия данные операции
отражаются следующими записями:
ДЕБЕТ 73 "Расчеты по возмещению материального ущерба" КРЕДИТ 84
—
взыскана сумма недостачи денежных
документов с виновного лица;
ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 84
—
сумма недостачи денежных документов,
по которой виновные не установлены
или судом отказано во взыскании
с них, включена во вне реализационные
расходы.
Инвентаризация денежных средств и документов, хранящихся в кассе предприятия.
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. №18.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учётом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому листу хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация
денежных средств в пути производится
путем сверки числящихся сумм на счетах
бухгалтерского учета с данными
квитанций учреждения банка, почтового
отделения, копий сопроводительных
ведомостей на сдачу выручки инкассаторам
банка и т. п. Инвентаризация денежных
средств, находящихся в банках на
расчетном валютном и специальных
счетах, производится путем сверки
остатков сумм, числящихся на соответствующих
счетах по данным бухгалтерии организации,
с данными выписок банков.
Практическая
часть.
Организация
в марте 2003 года приобрела для
сотрудника авиабилеты стоимостью 3000
руб. Билеты выданы сотруднику в апреле
2003 года. Авансовый
отчет по командировочным
расходам сдан в бухгалтерию также в апреле.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие
проводки.
В марте 2003 года:
Дебет 60-1 Кредит 51
- 3000 руб. - оплачены авиабилеты;
Дебет 50-3 Кредит 60-1
- 3000 руб. - получены авиабилеты.
В апреле 2003 года:
Дебет 71 Кредит 50-3
- 3000 руб. - выданы авиабилеты сотруднику для поездки в командировку;
Дебет 20, 26, 44 Кредит 71
- 3000 руб. - списана стоимость билетов, сданных в бухгалтерию после возврата
сотрудника
из командировки.
Организация
в марте приобрела у оператора
сотовой связи телефонную карту стоимостью
360 руб., в том числе НДС - 60 руб. В марте
телефонная карта выдана сотруднику и
активирована.
В бухгалтерском учете эта операция отразится
следующим образом:
Дебет 60-1 Кредит 51
- 360 руб. - оплачена стоимость карты;
Дебет 50-3 Кредит 60-1
- 300 руб. - учтена телефонная карта в составе денежных документов;
Дебет 19 Кредит 60-1
- 60 руб. - учтена сумма НДС;
Дебет 71 Кредит 50-3
- 300 руб. - выдана телефонная карта сотруднику.
После того как телефонная карта выдана сотруднику и активирована, денежные средства зачисляются непосредственно на лицевой счет абонента у оператора связи. Теперь денежный документ становится предоплатой за будущие разговоры. При этом делается проводка:
Дебет 60-2 Кредит 71
- 300 руб. - зачислена предоплата на лицевой счет абонента.
Далее
по мере получения первичных
Дебет 20, 26, 44 Кредит 60-2
-
списана за месяц часть
Дебет 68 Кредит 19
-
зачтена сумма НДС.
3.Денежные
документы (проездные
билеты)
Организация
купила проездной билет на месяц
стоимостью 250 руб. Проездной билет
выдан сотруднику, работа которого
носит разъездной характер. В середине
месяца сотрудник переведен на другую
должность, не связанную с разъездами.
В бухгалтерском учете бухгалтер должен
сделать следующие записи:
Дебет 60-1 Кредит 51
- 250 руб. - оплачен проездной билет;
Дебет 50-3 Кредит 60-1
- 250 руб. - оприходован в кассу денежный документ;
Дебет 71 Кредит 50-3
- 250 руб. - выдан проездной билет сотруднику;
Дебет 50-3 Кредит 71
- 250 руб. - возвращен проездной билет в кассу в связи с переводом сотрудника на другую должность.
Обратим внимание на то, что возврат билета отражается по стоимости его приобретения, так как под отчет выдаются не денежные средства, а денежный документ. И именно за него подотчетное лицо отчитывается.
В дальнейшем, при выдаче проездного билета другому сотруднику, проводки будут аналогичны первоначальному варианту. Затем стоимость проездного билета списывается на затраты:
Информация о работе Учет кассовых операций и денежных документов