Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:44, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ механизма формирования издержек обращения и поиск путей их оптимизации.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты механизма формирования затрат;
2. проанализировать динамику, состав и структуру издержек обращения на конкретном торговом предприятии;
Используем вышеприведенные формулы (2.1 – 2.4), получаем следующие показатели.
Данные таблицы 2.10 показывают, что за анализируемый период наблюдается тенденция роста издержек обращения. Данная тенденция изменения показателя отражается и на рисунке 2.5.
Годы |
Издержки, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп прироста, % | ||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | ||
1999 |
260,5 |
- |
- |
- |
- |
2000 |
261,3 |
0,8 |
0,8 |
0,3 |
0,3 |
2001 |
279,5 |
19,0 |
18,2 |
7,3 |
6,9 |
2002 |
296,4 |
35,9 |
16,9 |
13,8 |
6,0 |
2003 |
303,2 |
42,7 |
6,8 |
16,4 |
2,2 |
Рис. 2.5. Динамика издержек обращения предприятия за 1999 – 2003 гг.
По сравнению с 1999 г. величина издержек обращения увеличилась на 42,7 тыс. руб. или на 16,4%. Анализ цепных показателей позволяет сделать вывод, что наибольший прирост предприятия наблюдается в 2001 г. По сравнению с предшествующим периодом величина издержек увеличилась на 6,9%, что составляет 18,2 тыс. руб.
Проведенные расчеты показали, что в отчетном периоде абсолютный перерасход издержек обращения предприятия по сравнению с прошлым годом составил 6,8 тыс. руб., что составляет прирост величины затрат на 2,2%.
Особое внимание при анализе издержек обращения следует уделять оценке условно-постоянных и переменных затрат. Необходимость выделения данного этапа анализа издержек обосновывается ниже.
2.4. Необходимость деления
Деление издержек обращения на постоянные и переменные затраты обусловлено использованием современных методов анализа результатов деятельности предприятия.
Деление затрат на постоянные и переменные затраты имеет практическую ценность, которая выражается в следующем:
маржинальная прибыль = прибыль + постоянные затраты (2.5)
Для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия, необходимо знать его критические (предельные) характеристики и запас финансовой прочности.
Для торгового предприятия наиболее важными практическими характеристиками являются точки критической величины валового дохода и товарооборота, при которых предприятие может покрывать издержки обращения, но еще не имеет прибыли. Критическую точку называют порогом рентабельности или точкой безубыточности.
Порог рентабельности означает,
что если валовой доход или
объем товарооборота опустятся
ниже критической точки, то произойдет
резкое ухудшение финансового
Определение критической точки валового дохода и товарооборота или порога рентабельности основывается на делении издержек обращения на постоянные и переменные издержки обращения.
Критическая точка валового дохода может быть рассчитана двумя способами с использованием следующих формул (2.6, 2.7):
ВДкр = ИОпост : (1 - ) (2.6)
ВДкр = ИОпост : ( ) (2.7)
где ВДкр – критическая величина валового дохода или порог рентабельности, тыс. руб.;
ИОпост – постоянные издержки, тыс. руб.;
ИОпер – переменные издержки;
ВД – фактическая или прогнозируемая сумма валового дохода.
Разница между порогом рентабельности и фактической суммой валового дохода составляет запас финансовой прочности предприятия.
Запас финансовой прочности (Зфп) в относительном выражении может быть рассчитан по формуле (2.8):
Зфп = *100 (2.8)
Чем больше запас финансовой прочности, тем выше платежеспособность предприятия и устойчивее состояние.
Снижение запаса финансовой
прочности увеличивает
В анализе используются следующие понятия:
Точку безубыточности продаж можно рассчитать следующим образом (2.9):
Точка равновесия в рублях= (2.9)
Для анализа разделим затраты предприятия на постоянные и переменные.
Постоянные издержки – расходы, которые мало зависят от объема продаж фирмы.
К постоянным затратам отнесем следующие статьи затрат:
Итого постоянные расходы составляют – 84,6 тыс. руб.
Переменные издержки - расходы, которые изменяются в зависимости от объема продаж предприятия. К ним относятся:
Итого переменные затраты составляют – 218,6 тыс. руб.
Заработная плата относится к переменным расходам потому, что хотя при увеличении продаж численность персонала и не увеличиться, - так как фирма не может этого позволить, то заработная плата каждого работника возрастет (зарплата рассчитывается как процент от дневной выручки).
Таким образом, получаем:
Постоянные затраты фирмы «ТВ-Сервис» составили – 84600 руб.
Переменные затраты – 218600 руб.
Объем продаж – 2644300 руб.
Маржинальная прибыль = 2644300 – 218600 = 2425700 руб.
Кмп = 2425700 / 2644300 = 0,917.
Точка равновесия = 84600 / 0,917 = 92257 руб.
Точка равновесия показывает, что при снижении объема продаж ниже 92257 руб. компания «ТВ-Сервис» станет убыточной.
Как видно из соотношения ее действительного объема продаж 2644300 руб. с точкой безубыточности фирмы, предприятию вряд ли грозит банкротство, при условии отсутствия сильного влияния внешних факторов.
Определим критическую точку валового дохода в тысячах рублей на основе следующих данных:
1. Валовой доход 1789,1 тыс. руб.
2. Постоянные издержки 84,6 тыс. руб.
3. Переменные издержки 218,6 тыс. руб.
4. Прибыль 830,1 тыс. руб.
Исходные данные подставим в формулы (2. ):
ВДкр = 84,6 / (1 – 218,6/1789,1) = 96,36 тыс. руб.
Запас финансовой прочности:
ВД – ВДкр = 1789,1 – 96,36 = 1692,74 тыс. руб.
Зфп = (1789,1 – 96,36) / 1789,1 = 94,6%.
Согласно произведенным расчетам, порог рентабельности, или критическая величина валового дохода составляет 96,36 тыс. руб., а запас финансовой прочности 1692,74 тыс. руб. или 94,6%.
Это означает, что предприятие может выдержать снижение валового дохода на 94,6% без угрозы для своего финансового положения. При дальнейшем уменьшении валового дохода предприятия будет убыточно.
Анализ издержек в разрезе отдельных статей.
Изучение состава и структуры издержек обращения предприятия является одним из этапов анализа затрат фирмы.
В ходе анализа, в первую очередь, исследуются статьи, занимающие наибольший удельный вес в общей величине затрат. Анализ издержек в разрезе отдельных статей проведем за два смежных периода (2002 – 2003 гг.) в таблице 2.11.
Данные таблицы 2.12 показывают, что в отчетном периоде наибольший удельный вес в составе издержек обращения занимают затраты, связанные с оплатой труда работников предприятия: 44,0% - в 2002 г., 44,6% - в 2003 г.
Как видно из расчетов, в отчетном году доля затрат по заработной плате увеличивается на 0,6 процентных пункта. В абсолютном выражении расходы на заработную плату увеличились на 4,7 тыс. руб. или на 3,6%.
Статьи издержек |
Период |
Изменения показателя | ||
2002 г. |
2003 г. |
в тыс. руб. |
в % | |
Амортизационные отчисления |
1,8 |
1,8 |
0,0 |
0,0 |
Износ МБП |
3,4 |
3,4 |
0,0 |
0,0 |
Затраты на рекламу |
11,5 |
12,9 |
1,4 |
12,2 |
Заработная плата |
130,5 |
135,2 |
4,7 |
3,6 |
Аренда, телефон |
78,0 |
79,4 |
1,4 |
1,8 |
Соц.отчисления |
20,0 |
21,7 |
1,7 |
8,5 |
Сверхнормативные затраты |
23,4 |
25,1 |
1,7 |
7,3 |
Прочие затраты |
27,8 |
23,7 |
-4,1 |
-14,7 |
Итого издержки |
296,4 |
303,2 |
6,8 |
2,3 |
Статьи издержек |
Период |
Изменение показателя | |
2002 г. |
2003 г. | ||
Амортизационные отчисления |
0,6 |
0,6 |
0,0 |
Износ МБП |
1,1 |
1,1 |
0,0 |
Затраты на рекламу |
3,9 |
4,3 |
0,4 |
Заработная плата |
44,0 |
44,6 |
,06 |
Аренда, телефон |
26,3 |
26,2 |
-0,1 |
Соц.отчисления |
6,7 |
7,2 |
0,5 |
Сверхнормативные затраты |
7,9 |
8,3 |
0,4 |
Прочие затраты |
9,5 |
7,7 |
-1,8 |
Итого издержки |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Аналогичная ситуация наблюдается по затратам на аренду и услуги связи (телефон). По сравнению с прошлым годом, данная статья затрат предприятия увеличилась на 1,8% и составила 79,4 тыс. руб. Доля затрат по аренде складских и торговых помещений, а также коммунальные услуги составили в 2003 г. 26,2%, что на 0,1% меньше прошлого года.
Следует отметить, что в отчетном периоде уровень таких статей издержек обращения. Как амортизационные отчисления, износ МБП – не изменился и остался на уровне 0,6% и 1,1% соответственно.
Для стабильной и эффективной работы на рынке предприятию необходимо добиться более глубокого внедрения, путем укрепления уже существующих связей и попытки привлечь новых покупателей, клиентов.
Предприятию следует заняться стимулированием сбыта товаров посредствам рекламы своей продукции. Затраты на рекламу в отчетном периоде возросли на 12,2% или 1, 4 тыс. руб.
В общей величине издержек обращения затраты на рекламу занимают 4,3%, что на 0,4 процентных пункта выше уровня прошлого года.
Данные таблицы 2.12, что наблюдается рост доли затрат по отчислениям во внебюджетные фонды (6,7% в 2002 г до 7,2% в 2003 г.).