Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Большая часть расчетов осуществляется в безналичном порядке. Наличные расчеты применяются при реализации товаров населению, мелким оптом некоторым учреждениям, оплате труда и в некоторых других случаях. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями вступают соответствующие учреждения банка. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты (предприятия, фирмы и др.) самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Содержание

Введение. 2
1. Учет денежных средств в кассе. 4
2. Учет операций на расчетном счете. 16
3.Учет операций на специальных счетах в банках. 25
3.1.Расчеты по аккредитиву. 25
3.2 Применение расчетных чеков. 34
4 . Отчет о движении денежных средств. 36
Заключение. 41
Библиографический список. 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БУХ.docx

— 88.79 Кб (Скачать)

Ежедневно организации получают от кредитной организации выписку о движении средств по своему расчетному счету, содержащую перечень произведенных по нему за день операций. Выписка представляет собой второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ей кредитной организацией, и служит основанием для осуществления бухгалтерских записей по движению средств на расчетном счете организации. К выписке прилагаются документы, на основании которых кредитная организация зачисляет или списывает средства с расчетного счета организации.

Выписка банка из расчетного счета заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.

Сохраняя денежные средства предприятий, банк является должником предприятия по сохраняемым суммам, поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету счета 51 «Расчетные счета», а списания — по кредиту.

Бухгалтерская обработка  выписки банка включает в себя следующие процедуры. Бухгалтерия предприятия проверяет выписку и соответствие поступивших и списанных сумм по приложенным к ней оправдательным расчетно-платежным документам. Эти документы нумеруются: 1, 2 и т.д.

При бухгалтерской обработке выписки из расчетного счета на ее полях проставляют корреспондирующие счета по каждой хозяйственной операции справа от соответствующей суммы и порядковые номера приложенных оправдательных документов — слева. Проверка и обработка выписок должны проводиться в день их поступления.

В ходе проверки банковской выписки может быть обнаружено, что какая-то сумма ошибочно списана или зачислена на расчетный счет. Об этом следует немедленно сообщить в операционный отдел банка. Форма сообщения произвольная. Выявленные расхождения в учете отражаются следующими записями:

      1. Сумма, ошибочно списанная с расчетного счета, относится в дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» Дебет 76-2 — Кредит 51;
      2. Сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет, относится в кредит субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» Дебет 51 — Кредит 76-2.

Между банком и организацией заключается договор на  расчетно-кассовое обслуживание. Этот договор может предусматривать выплату банком вознаграждения организации за использование им средств, которые остаются на расчетных счетах этих организаций. Получение такого вознаграждения является операционным доходом и отражается записью Дебет 51 — Кредит 91-1.

Суммы, уплачиваемые банку за расчетно-кассовое обслуживание, являются операционными расходами организации. Их уплата отражается записью Дебет 91-2 — Кредит 51.

Денежные средства с расчетного счета списываются по  распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством.

Регистрами синтетического учета по счету 51 является журнал-ордер № 2 и ведомость № 2. В журнале-ордере № 2 отражают обороты по кредиту счета 51, в ведомости № 2 — по дебету этого счета.

Основанием для заполнения этих регистров являются  проверенные и обработанные выписки из расчетного счета и приложенные к ним расчетные документы. Обязательное условие для заполнения регистров — использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней и др.). Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2, суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом.

Перечень типовых хозяйственных  операций, отражаемых по счету 51 в корреспонденции с соответствующими счетами бухгалтерского учета, приведен в таблице 2.

 

Таблица 2.

 

Типовые бухгалтерские записи по счету 51 «Расчетные счета».

 

Содержание хозяйственной  операции 

Дебет

Кредит

1

Внесены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы  организации 

51

50

2

Перечислены денежные средства со специального счета в банке  на расчетный счет 

51

55

3

Зачислены на расчетный счет денежные средства, находившиеся в  пути 

51

57

4

Зачислены на расчетный счет денежные средства, ранее выданные по договору займа другой

организации 

51

58-3

5

Зачислены на расчетный счет суммы аванса, уплаченные ранее поставщику и возвращенные им 

51

60

6

Зачислены на расчетный счет денежные средства, поступившие от покупателя в качестве оп-

латы 

51

62

7

Зачислены на расчетный счет суммы аванса, поступившие от покупателя под предстоящую поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг 

51

62

8

Поступили на расчетный счет денежные средства, полученные по договору кредита или займа 

51

66,67

9

Поступили на расчетный счет денежные средства в качестве вклада в уставный капитал 

51

75-1

       
 

Продолжение таблицы 2.

   

10

Зачислены на расчетный счет денежные средства по признанной (присужденной) претензии 

51

76-2

11

Зачислено на расчетный счет выплаченное банком вознаграждение за использование им средств организации  

51

91-1

13

Поступили на расчетный счет безналичные денежные средства в  результате чрезвычайных событий 

51

99

14

Поступили на расчетный счет безналичные денежные средства, внесенные  участниками простого товарищества в счет вклада в общее имущество  

51

80

15

Оприходованы в кассу  денежные средства, снятые с расчетного счета 

50

51

16

Перечислены денежные средства с расчетного счета на специальный  счет в банке 

55

51

17

Перечислены денежные средства с расчетного счета по договору займа  

58-3

51

18

Погашена задолженность  перед поставщиком безналичными денежными средствами

60

51

19

Выдан поставщику аванс безналиными  денежными средствами 

60

51

20

Возвращен с расчетного счета  аванс, полученный ранее от покупателя  

62

51

21

Списаны с расчетного счета  денежные средства в погашение кредита  или займа и процентов по ним  

66, 67

51

22

Уплачены с расчетного счета налоги и сборы в бюджет  

68

51

23

Уплачен с расчетного счета  единый социальный налог 

69

51

24

Перечислена с расчетного счета заработная плата (дивиденды) работникам 

70

51

25

Списано с расчетного счета  вознаграждение, уплачиваемое банку  за расчетно-кассовое обслуживание 

91-2

51

26

С расчетного счета оплачены расходы, связанные с устранением  последствий чрезвычайных ситуаций  

99

51


3.Учет операций на  специальных счетах в банках.

 

Помимо расчетных счетов в банках для организаций могут быть другие счета, на которых учитываются безналичные денежные средства, находящиеся в аккредитивах, в чековых книжках, на банковских (платежных) картах и др. Эти счета получили название специальных. Учет таких денежных средств производится на счете 55 «Специальные счета в банках». Планом счетов рекомендованы субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки» и др.

Зачисление денежных средств на специальные счета отражают по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и  кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др. на  основании банковских выписок. Списание денежных средств с кредита счета 55 производят по мере их использования на основании банковских выписок.

3.1.Расчеты по аккредитиву.

 

Согласно Положению о безналичных расчетах, аккредитив - представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя  средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи.

С точки зрения участников расчетов аккредитив — это форма безналичного расчета, операции по которой осуществляются с использованием расчетного документа, также называемого аккредитивом. Для ведения безналичных расчетов в форме аккредитива используется специальный банковский счет, на котором организация резервирует средства для расчетов с поставщиком. Аккредитив открывается для каждого поставщика (подрядчика), с которым осуществляются расчеты.

Порядок расчетов по аккредитиву  должен быть предусмотрен условиями  основного договора.

При открытии аккредитива  плательщик представляет в банк-эмитент аккредитив, выполненный на специальном бланке. На нем указывается вид аккредитива, условие оплаты (с акцептом или без акцепта), полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккре дитиву, наименование товаров (работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате то варов) и др.

При поступлении аккредитива  в исполняющий банк происходит обособленный учет соответствующих денежных сумм. О поступлении аккредитива в обязательном порядке извещается получатель денежных средств.

Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств должен представить в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива. Если документы не будут представлены в оговоренный срок, то исполняющий банк закрывает аккредитив.

Исполняющий банк проверяет выполнения условий аккредитива и при положительной оценке перечисляет сумму аккредитива на расчетный счет поставщика.

Различают покрытые и непокрытые аккредитивы. В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива соответствующую сумму денежных средств. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать денежные средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

Различают отзывные и безотзывные аккредитивы. Отзывной аккредитив может быть изменен или отменен банком эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика. Согласие получателя средств при этом не требуется. Напротив особенностью безотзывного аккредитива является то, что он может быть отменен только с согласия получателя средств.

Рассмотрим порядок расчета  по покрытому аккредитиву:

      1. Поставщик и покупатель заключили хозяйственный договор, предусматривающий использование для расчетов покрытого аккредитива.
      2. Покупатель представляет в банк-эмитент аккредитив.
      3. Банк-эмитент списывает сумму аккредитива с расчетного счета клиента и направляет ему банковскую выписку.
      4. Банк-эмитент направляет аккредитив в исполняющий банк и перечисляет ему сумму покрытия на весь срок действия аккредитива.
      5. Исполняющий банк зачисляет поступившую сумму на отдельный лицевой счет и направляет получателю платежа извещение об открытии аккредитива с представлением всех необходимых сведений, требуемых для исполнения аккредитивного поручения.
      6. Поставщик выполняет условия договора.
      7. Для получения денежных средств по аккредитиву получатель платежа направляет в исполняющий банк реестр счетов установленной формы, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт, то уполномоченное плательщиком лицо обязано его произвести.
      8. После проверки документов, подтверждающих выполнение условий аккредитива, исполняющий банк оплачивает аккредитив, зачисляет соответствующую сумму на расчетный счет поставщика и направляет ему выписку с расчетного счета.
      9. Полученные документы о выполнении условий аккредитива направляются в банк-эмитент.
    1. Полученные документы о выполнении условий аккредитива направляются банком-эмитентом плательщику.

Преимуществом данной формы расчетов является снижение риска неплатежа для поставщика и снижение риска потери денежных средств покупателем в случае невыполнения поставщиком своих обязательств. С одной стороны, она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков при условии выполнения им договорных условий и, следовательно, способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины. С другой стороны, она обеспечивает защиту покупателя от потери денежных средств от недобросовестных контрагентов.

К недостаткам аккредитивной  формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования. Неизбежность существенных дополнительных расходов плательщика на оплату услуг банков по предоставлению аккредитива. Главным фактором, сдерживающим широкое использование аккредитивной формы расчетов, является отсутствие механизма, исключающего возможность введение в заблуждение исполняющего банка недобросовестным поставщиком.

При отражении в учете такой формы безналичных расчетов, как аккредитив, необходимо помнить, что аккредитив может выставляться за счет разных источников:

 За счет собственных средств предприятия, это оформляют записью:

    • Д 55-1 «Аккредитивы» —К 51 «Расчетные счета», либо Д 55-1 аккредитивы» — К 52 «Валютные счета»;

За счет банковского кредита, это оформляют записью :

    • Д 55-1 «Аккредитивы» — К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», либо Д 55-1 «Аккредитивы» — К 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В этом случае аккредитив является покрытым, так как денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Распоряжаться денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.

Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

Принятые на учет по счету 55 «Специальные счёта в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей (на счета 08, 10, 41 и т.д.), только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива.

Информация о работе Учет денежных средств