Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:05, контрольная работа
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
• своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
• оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
• контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
• контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
• контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
• своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.
Введение
1. Учет денежных средств
1.1. Учет кассовых операций…………………………………………………………5-13с.
1.2. Учет операций по расчетному счету……………………………………13-16 с.
1.3. Расчеты по платежным поручениям…………………………………..16-17с.
1.4. Расчеты аккредитивами………………………………………………………17-18с.
1.5. Расчеты чеками…………………………………………………………………….18-19с.
1.6. Расчеты платежными требованиями-поручениями……………20-25с.
2. Задача………………………………………………………………………………………………26-32с.
3. Виды, назначение и состав отчётности………………………………………….32-36с.
4. Тест……………………………………………………………………………………………………..36с.
Список литературы
Синтетический учет ведется по счету 51 "Расчетные счета". Типовыми операциями являются:
Взнос наличными из кассы (Д 51 - К 50);
Зачисление выручки от покупателей (Д 51 - К 62) (например, аванс за будущую поставку продукции);
Получение кредитов банков, займов (Д 51 - К 66, 67);
Получение наличных в кассу (Д 50 - К 51);
Перечислено поставщику за поставленные материалы(Д 60 - К 51) (например, выдан аванс поставщику за предстоящую поставку материалов);
Перечислено в бюджет, органам социального страхования(Д 68, 69 - К 51);
Погашение кредитов банков(Д 66,67 - К 51).
Основанием для записей служит документ под названием выписка из расчетного счета. Такие выписки по установленным по договору с банком срокам периодически представляются предприятию банком с приложением всех соответствующих первичных документов, на основе которых осуществлялись операции. Поступающие выписки контролируются бухгалтерией предприятия по первичным документам. Ошибки исправляются после согласования с банком в течение 10 дней с момента получения выписки.
1.3. Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение - это поручение предприятия банку о перечислении указанной в нем суммы со своего расчетного счета на расчетный счет другого предприятия. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Плательщик передает поручение в банк, который его обслуживает. Поручением оплачиваются товарно-материальные ценности, работы, услуги после их приемки покупателем или в порядке предоплаты.
Платежными поручениями могут производиться:
перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
1.4. Расчёты аккредитивами
Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за товары, отгруженные покупателю, на условиях, указанных покупателем в заявлении на открытие аккредитива. Аккредитив может быть открыт за счет средств покупателя (Д 55.1 - К 51) или ссуды банка (Д 55.1 - К 66). Аккредитив открывается для расчетов с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств. При неиспользовании или частичном использовании средств аккредитив закрывается перечислением средств на расчетный счет (Д 51 - К 55.1) или банку (Д 66 - К 55.1). При оплате счетов за счет аккредитива банк поставщика проверяет отгрузочные документы, акцептует счета по поручению покупателя и оплачивает их.
Аккредитив является специальным счетом банка. Другим специальным счетом банка являются чековые книжки, учет средств которых осуществляется на субсчете 55.2 "Чековые книжки". Сначала происходит депонирование средств при выдаче чековых книжек. Суммы со счета списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков(на основании выписок). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным, или не предъявленным к оплате, остаются на счете 55.
Таким образом, оплата счетов за товарно-материальные ценности, услуги осуществляется с помощью следующей проводки: Д 60 - К 51, 55.1, 55.2.
Отдельно учитываются переводы в пути (счет 57 "Переводы в пути"). Здесь учитываются денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или другой счет организации, но еще не зачисленные по назначению. Основанием для принятия на учет сумм по 57 счету являются квитанции сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и прочие документы. После зачисления соответствующих сумм на расчетный счет факт получения средств записывается проводкой Д 51 - К 57.
1.5. Расчеты чеками
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.
К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета:
50-1 "Касса организации",
50-2 "Операционная касса",
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
1.6. Расчеты платежными требованиями — поручениями
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Плательщик обязан представить в банк платежное требование — поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855).
Предприятие ежедневно или в другие установленные банком сроки получает от банка выписку из своих счетов с приложением копий документов, на основании которых зачислены или списаны средства.
Выписка из расчетного счета — второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятиями.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписке против суммы операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетные счета», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листках-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам ордерам.
Учет движения средств на банковских счетах предприятия ведется на активных счетах 51 «Расчетные счета», (движение валютных средств учитывается на счете 52 «Валютные счета» и будет рассмотрено в следующей брошюре).
Помимо счетов 51, 52 Планом счетов предусмотрено использование счета 55 «Специальные счета в банках».
Счет 55 «Специальные счета в банках» активный и предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»,
55-2 «Чековые книжки»
55-3 «Депозитные счета» и др.
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.
Порядок осуществления расчетов в форме аккредитивов регулируется Центральным банком Российской Федерации.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Краткосрочные кредиты банков» и других подобных счетов.
Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам банка), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления банком на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Порядок осуществления расчетов по чековым книжкам регулируется правилами банков.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Краткосрочные кредиты банков» и других подобных счетов. Суммы по полученным в банке чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных предприятием чеков, т.е. в суммах погашения банком предъявленных ему чеков (согласно выпискам банка), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке банка. Суммы по возвращенным в банк чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».