Учет денежных средста на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является учет денежных средств на предприятии. Своевременное и правильное оформление первичных документов по кассе.
Соблюдение сроков сдачи выручки в банк.
Строгий контроль при сборе торговой выручки за соответствием сумм выписанных в КО-1 и сданных в кассу предприятия.
Своевременная обработка и надлежащее хранение документов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Учет денежных средств
2.1. Кассовые операции………………………………..………………….4
2.2. Основные документы по учету кассовых операций……………….16
2.3. Расчеты платежными поручениями…...………………………......19
2.4. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями ………………………………..............................................................20
2.5. Аккредитивная форма расчетов………………………………….…22
2.6. Чековая форма расчетов…………………………………………….24
2.7. Вексельная форма расчетов………………………………………...26
2.8. Расчеты с использованием банковских карт………………………28
3. Заключение………………………………………………………………..31
4. Список использованной литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по учету денежных средств.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

- револьверная карта - для расчетов на принципах возобновляемого без дополнительного соглашения кредита клиенту (в пределах установленного лимита).

     В кассе кроме наличных денежных средств  могут храниться ценные бумаги (путевки, билеты, чеки, марки и т.п.). Для их учета открывается специальный субсчет 50-3 Денежные документы» и заводится отдельная книга с выделением на каждый вид документа отдельной строки. 

2.2 Основные документы по учету кассовых операций

     Кассовые  операции являются самыми многочисленными  и самыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целого ряда документов, главными из которых являются:

- договор о полной индивидуальной ответственности кассира;

- приходный кассовый ордер (форма № КО-1);

- расходный кассовый ордер (форма № КО-2);

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3);

- расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49);

- платежная ведомость (форма № Т-53);

- кассовая заявка (форма № 408027);

- карточка депонента;

- авансовый отчет (форма № АО-1);

- доверенность (формы № М-2 и М-2а);

- объявление на взнос наличными (форма № 0402001);

- кассовая книга (форма № КО-4);

- журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4);

- отчет кассира;

- справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6);

- книга учета выданных и принятых кассиром денежных средств (форма № КО-5);

- препроводительная ведомость к сумке с денежной выручкой (форма № 0402006);

- акт о проверке денежных средств кассы (форма № КМ-9);

- акт инвентаризации денежных средств в кассе (форма № ИНВ-15);

- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ-16);

- кредитная карточка.

     Главной особенностью ведения и заполнения кассовых документов является то, что  помарки в них не допускаются. Если допущена ошибка при оформлении, то неправильно записанная цифра должна быть зачеркнута одной чертой (чтобы была видна неправильная запись), а сверху должен быть написан верный результат. Кроме того, делается также запись «Исправленному верить», ставятся подписи ответственных лиц (кассира и главного бухгалтера или кассира и руководителя), подписи заверяются печатью предприятия.

     Как отмечалось выше, приходный кассовый ордер служит для приемки денег, а расходный кассовый ордер - для выдачи денег. Расчетно-платежная ведомость предназначена для начисления заработной платы, определения удержаний и отчислений от заработной платы, а также расчета премий, пособий и их выплат. Платежная ведомость используется только для выплаты зарплаты, премий, пособий и т.п. Банки составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений и выдачи предприятиям наличных денег, исходя из сведений, поступающих в банковскую систему РФ, в том числе на основе кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.

     Карточка  депонента предназначена для  ведения учета сумм начисленной, но не полученной сотрудником заработной платы.

     Авансовый отчет служит для отчета подотчетных  лиц за выданные им ранее суммы на командировочные или административно-хозяйственные расходы. Доверенность предназначена для получения сотрудниками товарно-материальных ценностей в других организациях.

     Объявление  на взнос наличными используется для передачи денежных средств из кассы предприятия в банк, а также для осуществления взносов учредителей в уставный капитал предприятия.

     Книга кассира-операциониста ведется на предприятиях, которые проводят наличные расчеты с населением через контрольно-кассовые машины. Она служит для учета и контроля этих расчетов. ККМ печатает на ленте отрывные чеки, вручаемые покупателям, и фиксирует их в своей памяти. Ежедневные расчеты через ККМ оформляются в книге кассира-операциониста, а затем из них переносятся в кассовую книгу предприятия.

     Кассовая  книга предприятия служит для полного учета всех наличных расчетов.

     Она должна быть единственной на предприятии  и включать все сведения об этих расчетах, в том числе данные из книг кассиров-операционистов. Кассовая книга должна быть соответствующим образом пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью. Записи в нее делаются в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр отрывается и помещается в журнал, служащий отчетом кассира. Если бухгалтерский учет ведется на персональном компьютере, то в конце финансового года кассовая книга и отчет кассира выводятся на бумажный носитель. Затем кассовая книга брошюруется в хронологическом порядке, шнуруется и опечатывается. Одновременно в таком же порядке сшивается отчет кассира. 
 

2.3 Расчеты платежными поручениями

     По  оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются:           

- при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

-  для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

-  при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним;

-  для платежей в других целях.

     Если  на расчетном счете предприятия  нет средств для осуществления платежей, платежные поручения помещаются в картотеку до момента поступления денег.

     Схема расчетов платежными поручениями приведена             рис. 1

     

     

     

После получения продукции  покупатель выписывает платежное поручение своему обслуживающему банку. Тот перечисляет деньги с расчетного счета покупателя на расчетный счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку. Затем он извещает банк покупателя, который делает соответствующую выписку своему клиенту.

В бухгалтерском  учете покупателя делаются проводки:

Д 10 - К 60 - оприходованы материалы, поступившие  от поставщика;

Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по поступившим  материалам;

Д 60 - К 51 - платежным поручением переведены деньги поставщику;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету сумма  НДС по оплаченным материалам. 

2.4 Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми  поручениями объединены общим понятием «расчеты по инкассо», смысл которого заключается в получении (востребовании) платежей (см. упомянутое выше Положение о безналичных расчетах в РФ № 2-П).

Отличие операций, осуществляемых согласно платежным  требованиям и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.e. с учетом его согласия) или без него, а вторые - всегда в бесспорном порядке.

     Платежные требования используются при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также в некоторых других случаях. Списание денежных средств с расчетного счета плательщика без его согласия проводится в случаях, установленных законодательством, или если это определено условиями договора.

Срок  для акцепта не может быть менее 5 рабочих дней. Если в платежном поручении нет записи «без акцепта», платежное требование считается акцептным со сроком 5 дней, покупатель имеет право частичного или полного отказа от акцепта. Отказ может быть обусловлен недостачей полученных товаров, а также несоответствием их качества и ассортимента. При отказе от акцепта продукция принимается на ответственное хранение (забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение») и затем отгружается в адрес поставщика после его распоряжения.

     Инкассовые  поручения применяются при списании денежных средств с расчетного счета  плательщика:

1) если такой порядок установлен законодательными (в том числе контрольными) органами;

2) при  взысканиях по исполнительным  документам;

3) в  случаях, предусмотренных договором  между сторонами, и при условии  предоставления банку-эмитенту (банку покупателя) такого права.

     Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения, если исполнительные документы предъявлены им по истечении срока, установленного законодательством. Упрощенная схема расчетов  предполагает взаимодействие двух банков: банка, обслуживающего поставщика, и банка, обслуживающего покупателя.                                      

                                
 
 

         Упрощенная схема расчетов платежными требованиями и       инкассовыми поручениями                              Рис.2.

 

     После отгрузки продукции поставщик выставляет в свой обслуживающий банк платежное  требование с товаросопроводительными  документами на инкассо (на востребование платежа). Банк поставщика пересылает их в банк покупателя для получения акцепта (согласия на оплату) покупателя и взыскания платежа. Банк покупателя передает документы своему клиенту. В случае акцепта банк покупателя перечисляет деньги. На принятие решения об акцепте покупателю отводится не менее 5 дней. После перечисления денег делаются соответствующие выписки. Для безакцептных платежных требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций.

     Инкассовые  поручения применяются не только в случаях взаимодействия покупателей и поставщиков. В общем случае расчеты проводятся между различными контрагентами, один из которых является плательщиком, а другой - получателем. При этом могут быть задействованы три типа банков: банк плательщика (банк-эмитент), исполняющий банк и банк получателя. В частном случае банк получателя может совмещать функции исполнителя и получателя.

В бухгалтерском  учете поставщика делаются проводки:

Д 90 - К 43 - списана на реализацию готовая  продукция;

Д 90 - К 44 - списаны на реализацию продукции  коммерческие расходы;

Д 62 - К 90 - выставлено платежное требование покупателю;

Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;

Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации продукции;

Д 51 - К 62 - поступила выручка от покупателя. 

2.5 Аккредитивная форма расчетов

     Аккредитив  - расчетный документ, представляющий собой поручение одного банк (эмитента) другому (исполняющему) банку произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов.

     Аккредитив  открывается покупателем только для расчета с одним поставщиком. Срoк действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между ними. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком

     Кроме того, аккредитив может быть покрытым и непокрытым. Покрытый (депонированный) аккредитив - это аккредитив, на основании которого банк-эмитент перечисляет средства плательщика (или предоставленного ему кредита) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия данного расчетного документа. Непокрытый (гарантированный) - это аккредитив, на основании которого банк-эмитент предоставляя исполняющему банку право списывать со своего корреспондентского счета в этом банке сумму, упомянутую в данном расчетном документе.

Для простоты рассмотрим случай, когда взаимодействуют  только два банка (покупателя - банк-эмитент  и поставщика - исполняющий банк), а расчеты осуществляются с помощью покрытого аккредитива.

     В соответствии с договором между  поставщиком и покупателем последний подает в свой обслуживающий банк (банк-эмитент) заявление на открытие аккредитива. На основании этого заявления банк открывает специальный счет и резервирует (депонирует) на нем сумму аккредитива, переводя ее с расчетного счета на специальный счет. Одновременно банк покупателя дает извещение банку поставщика (банку исполняющему) об открытии аккредитива. 
 
 

Информация о работе Учет денежных средста на предприятии