Учет денежных средст на расчетных счетах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.
Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Они являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающей связь товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда.

Содержание

Введение
1. Сущность и определение денежных средств на расчетных счетах в банке
1.1 Денежные средства и их определение
1.2 Открытие расчетного счета в банке
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетных счетах в банке
2. Бухгалтерский учет денежных средств на расчетных счетах в банке
Синтетический учет денежных средств на расчетных счетах
Аналитический учет
2.3 Инвентаризация
3. Совершенствование учета денежных средств на расчетных счетах в банке
3.1 Пути оптимизации учета денежных средств на расчетных счетах в банке
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 67.18 Кб (Скачать)

 

     
      Синтетический учет операций по расчетным  счетам
 

Движение денежных средств на расчетном счете организации  состоит из двух основных стадий:

- стадии поступления  (зачисления) денежных средств на  расчетный счет, в результате  чего происходит увеличение суммы  денежных средств на расчетном  счете организации;

- стадии списания (перечисления) денежных средств с расчетного счета, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации.

Синтетический учет наличия и движения денежных средств в рублях на расчетном счете организации, открытом в учреждении банка, ведется на активном счете 51 «Расчетные счета».

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный  счет организации.

По кредиту  счета 51 «Расчетные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации.

При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

При осуществлении  безналичных расчетов по расчетному счету, как правило, используются платежные поручения.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или  без распоряжения владельца счета  в случаях, предусмотренных законодательством  и/или договором между банком и организацией.

Процесс движения денежных средств на расчетном счете  может быть представлен в виде следующей схемы:

Выдача наличных денежных средств по чеку на заработную плату, командировочные расходы, хозяйственные  и операционные расходы

Перечисление  денежных средств в счет оплаты поставщикам и подрядчикам за приобретенные товары, продукцию, материалы, основные средства и т. д.

Перечисление  денежных средств в счет уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Выдача сторонним  организациям и физическим лицам  займов, перечисление авансов и др.

Перечисление  денежных средств в счет возврата полученных ранее кредитов банков и займов и уплаты процентов по ним.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском  учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Выписки банка  по расчетному счету выдаются лицам, уполномоченным на их получение руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

При списании банком денежных средств организации за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги к выписке банка должны прилагаться мемориальные ордера по списанным суммам.

Выписка банка  по расчетному счету представляет собой  регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

При поступлении  выписки банка главный бухгалтер (бухгалтер) проверяет правильность записей по расчетному счету на основании приложенных к ней документов.

Выписки банка  и документы номеруют таким образом, чтобы на выписке и на документах, прилагаемых к ней, был один и тот же номер.

Затем на выписке  бухгалтером проставляется против каждой операции номер корреспондирующего счета для использования на следующих этапах учетной работы.

Если к выписке  банка не приложены оправдательные денежно-расчетные документы (платежные  поручения, мемориальные ордера банка  и т. д.), то указанные в ней суммы  запрещается принимать к бухгалтерскому учету,

Выписки из банка  должны храниться вместе с платежными документами о поступлении и  расходовании денежных средств.

Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет  расчетного счета организации и  обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76–2 «Расчеты по претензиям»).

Расходы, связанные  с оплатой услуг и комиссии банков, отражаются по дебету счета 91 «Прочие  доходы и расходы» (субсчет 91–2 «Прочие  расходы») в корреспонденции со счетами учета расчетов, например в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В разных банках выписки банка по расчетному счету могут различаться по своему оформлению, так как ЦБ РФ не утверждена единая унифицированная форма выписки, а рекомендована в качестве основы лишь примерная форма выписки из банка, которая названа выпиской из лицевого счета клиента.           Выписка из лицевого счета клиента — это документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета организации.

Несмотря на некоторые различия, в выписках из банка должны быть отражены следующие  сведения:

- наименование  кредитного учреждения, выпустившего  форму выписки;

- дата, на которую  оформляется выписка,— число,  месяц и год в формате «ДД.ММ.ГГГГ»;

- время распечатки  выписки в банке — часы, минуты  и секунды в формате «ЧЧ:ММ:СС»;

- БИК (банковский  идентификационный код) и корреспондентский  счет банка клиента (организации);

- наименование  клиента и номер его расчетного  счета;

- дата последней  операции — число, месяц и  год в формате «ДД.ММ.ГГГГ»;

- входящий остаток  средств клиента на начало операционного дня (остаток средств по кредиту);

- вид проведенных  операций в графе «ВО» (вид операции);

- номера документов, по которым осуществлены расходные  и/или приходные операции;

- номера корреспондентских  счетов банков плательщиков и/или  получателей средств;

- расходные операции  для банка (отражаются по дебету) и приходные операции для банка  (отражаются по кредиту), проведенные  в течение одного операционного  дня;

- суммы проведенных  операций, отражаемые в графах  «Дебет» и «Кредит»;

- итоговые обороты  по дебету и кредиту счета;

- исходящий остаток  средств клиента на конец дня (остаток средств по кредиту).

В зависимости  от вида приходных и расходных  операций, оформленных платежными и  иными банковскими документами, в выписке банке проставляются  цифровые коды, установленные для той или иной операции.

В настоящее  время используются следующие коды видов операций, отражаемые в графе  «ВО»: 01 — платежное поручение; 02 — платежное требование; 03 — чек  денежный (по которому организация  получает наличные денежные средства с расчетного счета в кассу); 04 — чек расчетный; 06 — инкассовое поручение; 08 — аккредитив; 16 — платежный  ордер и др. 
 
 
 
 
 

 
Т.В.Федосова 
Бухгалтерский учет 
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

8.2. Учет денежных  средств на расчетном  счете

Предприятия могут  открывать в банках расчетные  и текущие счета.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Текущие счета открываются для обособленных операций. К текущим счетам относятся: валютные счета, ссудные счета, счета по операциям со средствами целевого назначения и т.п.

Для открытия расчетного счета предприятие предоставляет  в банк следующие документы:

·      заявление на открытие счета

·      решение учредителя о создании предприятия

·      уставные документы (копии, заверенные нотариально)

·      свидетельство о регистрации предприятия (копия)

·      справка налоговой инспекции  о постановке на налоговый учет

·      карточка с образцами подписи и оттиском печати (2 экземпляра)

Между банком и  предприятием заключается договор  на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, кроме правовых норм, оговариваются тарифы – стоимость банковских услуг.

Прием и выдача наличных денег или безналичные  перечисления оформляются денежно-расчетными  документами установленной формы:

·      платежные поручения

·      платежные требования-поручения

·      расчеты по инкассо

·      аккредитивы

·      чеки

·      объявление на взнос наличными

Платежное поручение – это поручение банку о перечислении определенной суммы со счета предприятия на счет получателя средств (поставщика). Платежное поручение составляется в 2-3 экземплярах под копировальную бумагу, первый (мемориальный) экземпляр оформляется подписями предприятия (в соответствии с карточкой) и оттиском его печати. 2 экземпляра предоставляются в банк для местных платежей, 3 экземпляра для междугородных платежей.

Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку - оплатить стоимость поставленной продукции (работ, услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов. Поставщик  направляет требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк.

Расчеты по инкассо  - это требование о бесспорном списании денежных средств (ИФНС, социальные фонды и т.п.)

Аккредитив  – это поручение банка, обслуживающего предприятие иногороднему предприятию, обслуживающему поставщика, производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива.

Чек (денежный)   - это поручение банку о выдаче со счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Денежные чеки являются документами строгой отчетности и выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца.

Объявление  на взнос наличными  выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает вносящему лицу квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Подчистки и  исправления в расчетных документах не допускаются.

Для учета операций по расчетному счету применяется  активный счет 51 «Расчетный счет», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту – их списание (перечисление, снятие). Дебетовое сальдо по счету 51 на каждую дату должно соответствовать  остатку денег на расчетном счете (по выписке банка).

Основанием для  отражения операций по счету 51 являются выписки банка. 

Выписка -  это копия лицевого счета предприятия, открытого банком. Выписка содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по расчетному счету (текущая и предыдущая). Храня денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а списания и выдачу наличными – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо учитывать эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание – по кредиту.

Предприятие ежедневно  получает от банка выписку с приложенными копиями документов, на основании  которых зачислены или списаны  средства.

Синтетический учет операций по расчетному счету  ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Дебет                       Счет 51 «Расчетный счет»                                       Кредит

Поступление денежных средств Корреспондирующий счет Списание денежных средств Корреспондирующий счет
Сальдо  – остаток денежных средств на начало периода

Из кассы предприятия

От покупателей  за продукцию (работы, услуги)

От покупателей (заказчиков) аванс

Возврат излишне  перечисленных средств: налоги

Социальные фонды 

От разных дебиторов 

От арендатора арендная плата

От банка кредит

Сальдо –  остаток денежных средств на конец  периода

-

50

62

62

68

69

76

91

66,67

-

В кассу предприятия 

На открытие аккредитива

В оплату задолженности  поставщикам

Поставщикам и  подрядчикам аванс

В оплату задолженности 

Бюджету

Социальным фондам

Учредителям

Кредиторам

Банку

50

55

60

60

68

69

75

76

66,67

 
 
 
 
 
 
 

Нормативно-правовое регулирование учёта денежных средств  на расчётных счетах в банке 

1 Открытие расчетного  счета в банк.  
Для осуществления расчетных операций в наличной и безналичной форме предприятие открывает в банке расчетный счет. Право открытия расчетного счета предоставляется организации, являющейся юридическим лицом, имеющей самостоятельный баланс. Открытие расчетного счета регулируется законодательством. Предприятие предоставляет банку следующие документы:  
–   заявление на открытие расчетного счета,  
–   свидетельство о регистрации,  
–   нотариально заверенная копия устава предприятия,  
–   копия учредительного договора,  
–   карточка с образцами подписей руководителя предприятия и гл. бухгалтера + их заместителей, а также с оттиском печати предприятия (требуется 2 экземпляра карточки), заверенные нотариусом.  
–   справка о постановке на учет в налоговой инспекции и в пенсионном фонде.  
Для осуществления расчетов по текущим операциям учреждения банка предприятие предоставляет первичные документы, в котором указываются все необходимые реквизиты плательщика и получателя денежных средств.  
К таким реквизитам относятся:  
–   наименование плательщика,  
–   наименование получателя,  
–   расчетный счет плательщика и получателя,  
–   корреспондентские счета банков, обслуживающих предприятие-плательщика и предприятие-получателя,  
–   наименование продукции или услуг, по которым производятся расчеты и их сумма.  
Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации  
Указания Центрального Банка РФ от 03.03.2003 № 1256-У, от 11.06.2004 № 1442-У  
Настоящее Положение разработано в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами Российской Федерации, регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.  
2 Расчетные документы, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата  
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.  
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:  
-        распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;  
-        распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).  
При осуществлении безналичных расчетов в формах используются следующие расчетные документы:  
а)  платежные поручения;  
б)  аккредитивы;  
в)  чеки;  
г)  платежные требования;  
д)  инкассовые поручения.  
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее - ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Форматы расчетных документов приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к настоящему Положению.  
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.  
Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений.  
Размеры полей бланков расчетных документов указаны в приложениях 2, 6, 10, 14 к настоящему Положению. Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.  
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.  
Поля, отведенные для проставления значений каждого из реквизитов в расчетных документах, обозначены номерами в приложениях 3, 7, 11, 15 к настоящему Положению.  
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.  
Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.  
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):  
а)  наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;  
б)  номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;  
в)  вид платежа;  
г)  наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);  
д)  наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;  
е)  наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);  
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;  
з)  назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;  
и)  сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;  
к)  очередность платежа;  
л)  вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;  
м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).  
Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.  
(в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У)  
Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к настоящему Положению.  
Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными.  
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.  
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.  
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.  
Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.  
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.  
В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.  
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.  
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и настоящей частью Положения. Расчетные документы, в которых указана информация в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102 - 110. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.  
(в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У)  
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
 
 

Инвентаризация денежных средств, хранящихся на счетах в банках 

 При проведении  инвентаризации расчетов необходимо  иметь в виду, что каждая организация  может иметь в любом банке  любое количество расчетных (текущих)  рублевых счетов для зачисления и хранения выручки, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 

Инвентаризационная  комиссия сверяет выписки банка  из расчетного счета с приложенными оправдательными документами, где  сравнивает правильность сумм, указанных  в выписке. Если организация получает средства на финансирование производственной и коммерческой деятельности от других организаций на определенный срок и  на определенные цели, инвентаризационная комиссия проверяет порядок зачисления сумм денежных средств на соответствующие  счета в соответствии с Планом счетов, сроки возврата и начисление процентов. Порядок выдачи и погашения  кредитов банка определяется законодательством  и составляемыми на его основе кредитными договорами. 

Инвентаризация  денежных средств, хранящихся в банках и учитываемых на счетах 51 "Расчетный  счет", 52 "Валютный счет" и 55 "Специальные  счета в банках", проводится путем  сопоставления сальдо по этим счетам в аналитическом учете с конечным сальдо по выпискам банков. Аналогично проверяется в ходе инвентаризации соответствие аналитического и синтетического учета с данными бухгалтерского баланса (форма N 1 - строки 262, 263 и 264). 

В ходе инвентаризации денежных средств необходимо: 

- получить прямое  подтверждение наличия сумм на  счетах в банках на дату  проведения инвентаризации; 

- получить данные  для сопоставления сумм на  счетах в банках и в бухгалтерской  отчетности. Для этого необходимо  сравнить данные по синтетическим  и аналитическим счетам с выписками  банков, проверить все расчеты,  а также проконтролировать, чтобы  все проводки по счетам денежных  средств соответствовали банковским  выпискам; 

- расследовать  все аномальные и неясные моменты,  например, необычные задержки в  зачислении денег в банк (на  предмет возможных хищений за  счет накопления и перераспределения  во времени); 

- выборочно проверить  законность платежей со счетов  и поступления на них; 

- выявить все  ценные бумаги, хранящиеся в банках, и сверить их список с подтверждающими  документами (сертификатами акций  и облигаций, выписками из реестра  акционеров, книгой учета ценных  бумаг). 

Информация о работе Учет денежных средст на расчетных счетах