Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель данной работы – на основе исследования теории и практики изучить учёт дебиторской задолженности. Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- Рассмотрены основные понятия бухгалтерского учёта и дебиторской задолженности в бюджетных организациях, изучена организация бухгалтерского учёта и понятия дебиторской задолженности.
- Сделан анализ учёт дебиторской задолженности в бюджетных организациях, рассмотрен учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджет и выбытиям из бюджета и учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам, рассмотрен Учет расчетов с прочими дебиторами.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы дебиторской задолженности……………………5
1.1 Понятия дебиторской задолженности…………………………………….5
1.2 Понятие обязательств, их классификация………………………………...6
1.3. Виды дебиторской задолженности……………………………………….8
Глава 2. Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях……….11
2.1. Учет расчетов с дебиторами……………………………………………..11
2.2. Порядок списания дебиторской задолженности………………………..17
Глава 3. Анализ учёта дебиторской задолженности в ГУСО РС(Я) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска»…...……………………………………………………………………..24
3.1. Экономическая характеристика деятельности ГУСО РС(Я) «КЦСОН г. Якутска»…………………………………………………………………………….24
3.2 Отражение в учете дебиторской задолженности в бюджетной организации…………………………………………………………………………29
3.3 Рекомендации по проведению детального анализа дебиторской задолженности для применения бюджетными учреждениями ………………...33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...39
Счет 0 210 00 000 «Расчеты с прочими дебиторами».
Инструкцией №25н определено, что учет расчетов с прочими дебиторами ведется на следующих счетах:
0
210 01 000 «Расчеты по НДС по
0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»;
0 210 03 000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».
Остановимся подробнее на порядке ведения учета на счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
На счете 0 210 03 000 учитываются расчеты бюджетного учреждения в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации:
-
по суммам налога на
-
по суммам налога с полученных
предварительных оплат в счет
предстоящих поставок
Напомним, что бюджетные учреждения, в рамках своей основной деятельности, чаще всего не являются плательщиками НДС, и поэтому не выделяют его на особом счете, а учитывают в стоимости приобретенных материальных ценностей (работ и услуг).
Только при приобретении материальных ценностей (работ и услуг) для предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, возникает право на возмещение ранее уплаченного НДС. Для этого необходимо, чтобы материальные ценности (работы, услуги) поступили от поставщиков и подрядчиков и были приняты на учет бюджетным учреждением.
Кроме этого у бюджетного учреждения должен быть в наличии счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями, в котором указана сумма НДС.
Операции по счету 0 210 03 000 оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Таблица 2
Операции по счету 0 210 03 000
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
2 210 01 560 | 2 302 04 730 | Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за услуги связи |
2 210 01 560 | 2 302 06 730 | Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за коммунальные услуги |
2 210 01 560 | 2 302 19 730 | Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за приобретенные основные средства |
2 210 01 560 | 2 302 20 730 | Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за приобретенные нематериальные активы |
2 210 01 560 | 2 302 22 730 | Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за приобретенные материальные запасы |
2 210 01 560 | 2 303 04 730 | Начислена сумма НДС по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) |
2 303 04 830 | 2 210 01 660 | Списана сумма НДС, принятая бюджетным учреждением в качестве налогового вычета в порядке |
0 106 04 340 | 0 210 01 660 | Списана сумма НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) |
2.2.
Порядок списания дебиторской задолженности
Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете.
Нереальные
ко взысканию долги списываются
в бюджетном учете по каждому
возникшему обязательству в порядке,
установленном главным
В результате возникновения дебиторской задолженности происходит отвлечение средств из хозяйственного оборота учреждения, поэтому необходимо принимать все возможные меры по ее своевременному взысканию. Учреждение вправе списать дебиторскую задолженность с баланса либо после ее погашения, либо после ее признания безнадежной.
Основания прекращения обязательств установлены главой 26 Гражданского кодекса. В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (ст. 408 ГК РФ), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ).
ГК
РФ установлены следующие
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, по обязательствам с установленным в договоре сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Для
отдельных видов требований законом
могут устанавливаться
В соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. При этом согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.
Списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности может быть произведено, если этот срок не прерывался и не приостанавливался. В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
В
п. 20 постановления Пленума
Кроме того, подписание акта сверки задолженности, которое является письменным подтверждением признания наличия задолженности, также может служить основанием для признания срока исковой давности прерванным. Такие выводы содержатся, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2008 N А19-10386/07-44-Ф02-989/08, постановлении ФАС Поволжского округа от 04.09.2008 N А57-8471/2007. Факт истечения срока исковой давности является достаточным для признания задолженности безнадежной.
Ликвидация организации - это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам. Гражданским законодательством предусмотрен ряд обязательных процедур в процессе ликвидации для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). С этого момента кредиторы такой организации могут списать ее долги в состав безнадежных.
Если
в отношении организации-
Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, безрезультатности всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества, может быть признана безнадежной (письмо Минфина России от 30.03.2009 N 03-03-06/1/199).
Списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств. В рамках своих полномочий главный распорядитель бюджетных средств вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной ко взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового контроля (ст. 158 БК РФ).
Для того, чтобы списать с баланса безнадежную дебиторскую задолженность, учреждению прежде всего нужно провести инвентаризацию расчетов. Документом, регламентирующим общий порядок проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В
ходе инвентаризации расчетов наличие
задолженности контрагента
У учреждения, не сохранившего первичные учетные документы, подтверждающие величину дебиторской задолженности, отсутствуют основания для ее списания. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетную отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Результаты инвентаризации расчетов оформляются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Таким образом, для согласования списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, учреждение представляет главному распорядителю бюджетных средств Инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (акт государственного органа о прекращении обязательства, уведомление об исключении должника из ЕГРЮЛ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания долга с организации-должника и другое).
Нереальные ко взысканию долги определяются и списываются в бюджетном учете по каждому возникшему обязательству на основании: