Теория и методология обеспечения качества аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Активизация процесса инновационного развития аудиторской деятельности в России связана с принятием нового закона "Об аудиторской деятельности", который не только меняет отдельные элементы системы нормативно-правого регулирования аудиторской- деятельности, но и предполагает коренную перестройку сознания всех субъектов аудиторской деятельности. Основное содержание нововведений закона направлено на упрочение стабильности рынка аудиторских услуг и повышения его качества, что, безусловно, должно положительно повлиять на развитиеэкономики государства.

Содержание

Введение
1. Концепция аудита и ее теоретическое развитие
1.1. Сущность аудита и его историческая обусловленность
1.2. Теоретические основы аудита
1.3. Логическая модель современного аудита, основанная на концепции качества
2. Теоретическое обоснование концепции качества и его методического обеспечения
2.1. Сущность категории "качества" и обусловленность ее развития в системе аудита
2.2. Концепция качества аудита
2.3. Методическое обеспечение качества аудита
3. Методологические и организационные особенности обеспечения качества аудита
3.1. Сущность категории "профессиональное суждение аудитора" и ее взаимосвязь с категорией "качество аудита"
3.2. Организация системы внутреннего контроля как фактора обеспечения качества аудита
4. Развитие методического обеспечения качества аудита
4.1. Логическая последовательность и основные процедуры методики аудита
4.2. Развитие методического инструментария на основе внутренних стандартов аудита
4.3. Анализ в аудите и его влияние на повышение качества аудита 326 Заключение 367 Литература 382

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

9. Формулировка теоретических  основ аудита (как и любой другой  науки) обоснована с позиции  анализа взаимосвязи с философскими  концепциями, которые позволяют  представить процесс накопления  знаний. В методологии научных  исследований выделено три концепций:  позитивизм, интер-претивизм и реализм,  дана их развернутая характеристика.

10. Аудит как область  практической деятельности обусловлен: взаимодействием и взаимоотношением  субъектов, наличием различных  видов аудиторской деятельности, их трансформацией; воздействием  действующего законодательства, реализуемого  в рамках государственной политики  регулирования аудиторской деятельности, международных стандартов аудита  и зарубежного опыта. Критическое  осмысление новаций в области  государственного регулирования;  аудиторской: деятельности;- - создание  саморегулируемых аудиторских организаций  усилили доказательность выводов  > о необходимости повышения  качества аудита и сопутствующих  аудиту услуг, а также достижение-нового  качественного уровня управленияаудитом  в аудиторских.организациях.

11. Традиционное представление  информационных систем позволяет  выделить особенности:: внешней информационной  среды; информации, генерируемой; в>  процессе проведения аудита и  под его: воздействием; а также  информации, представляемой на уровне  разных групп пользователей: Информация, используемая в аудиторской деятельности, создает:значительные возможности  для развития? и г совершенствования  ; системы,: управления? организаций;, что  обуславливаетразвитиене;только- аудита? финансовой;отчетности, но и других  сегментов рынка-аудиторских услуг  (сопутствующие услуги и прочие  услуги); • . . , ;

12. Комплексный, и системный  подход к характеристике современного  аудита; выполнен:'с: целью: выделения«; основных предпосылок и обоснования:  концепции аудита на основе  предложенной логической модели. Аргументация- логической структуры  концепцииаудита: основана на* положениях  неоинституциональной; экономики; и,  в частности, теории агентов;  изучающей взаимоотношения принципала: (собственника)? и агента (менеджера;  контролера). Изучение: побудительных  мотивов!субъектов« аудиторской  деятельности (предпосылок) позволило  проанализировать различные организационные  модели взаимоотношений, обеспечивающие  оптимальное распределение риска  между принципалом и агентом,  и поведение агентов в соответствии  с интересами принципалов. , , : '

Организационные модели регулирования  аудиторской деятельности основаны на взаимодействии формальных и неформальных институтов; что проявляется:в сочетании  государственного, механизма регулирования:с.саморегулированием.

371

13. Исходным элементом  концепции являются интересы  пользователей учетной информации  и информации;,генерируемой в.процессе  аудита. Ориентируясь на интересы  пользователей, в работе сформулированы  цели аудита финансовой отчетности  во взаимосвязи с целями формирования  финансовой отчетности, ©бе цели  обусловлены: принципами подготовки  финансовой отчетности, что^ явилось,  предпосылкой построения* концепции*: аудита, обусловленной" с концепцией  учета и бухгалтерской; (финансовой) отчетности. Кроме 'того, доказательность;  этой позиции: объяснена существованием  постулатов аудита, т.е. базовых  предпосылок, принимаемых-в рамках  научной теории за истину ишграющих-роль? аксиомы:: известные1 постулаты: Р!Маутца  и Х.Шарафа, дополненные реалистичной  системой постулатов ЯШ.Соколова.

14. Логические продолженIш" постулатов выражены в принципах аудита. Критический анализ критериев классификации принципов аудита- позволил выделить.четыре их. группы::

- принципы, разграничивающие  собственно аудит и сопутствующие  аудиту услуги; " ■ 

- этические принципы;

- профессиональные базовые.принципы  аудита финансовой/отчетности;

- принципы.качества аудита.

Четвертая группа принципов  пока еще не нашла отражения в  нормативных документах;: положениях стандартов, в специальной литературе. В работе выделены и обоснованы три  основных принципа этой группы: принцип  обусловленности повышением эффективности  управления аудиторской деятелыю-' стью; принцип осторожности; принцип  управляемости качеством аудита.

15. Исследование понимания  и сущности аудита требует  уточнения содержания базовых  категорий аудита, которые в работе: разделены, на две группы, отличающиеся  по месту и роли теории аудита  и сфере применения. Логическая  связь основных категорий аудита, традиционно объясняющая возникновение  и последствия аудиторского риска  от существенности и аудиторской  выборки дополнена взаимообусловленностью  и зависимостью от категории  качества аудита. Эта обусловленность  и зависимость распространяется  на все аудиторские процедуры  и аудиторские доказательства.

II. Разработана н обоснована концепция качества аудита и его методическое обеспечение, направленное на повышение уровня качества аудиторских услуг в современных условиях. Доказательность концепции представлена следующими положениями:

1. Вопросы оценки качества  в любой сфере деятельности* являются  сложными. В общих подходах качество  какого-либо объекта оценивают  с точки зрения соответствия  его свойств определенным требованиям,  которые включают:

- определение понятия  качества применительно к изучаемому  объекту; 

- выбор критериев и.  показателей качества;

- выбор методов юценки  качества.

Определение качества аудита дано, на основании его комплексной  характеристики и предполагает разделение понятий качество аудита как общей  категории, и качество процесса аудита и аудиторской услуги, как составляющих его сущность.

Под качеством аудита как  элемента рыночной инфраструктуры следует  понимать степень соответствия результатов  аудита, представленных заинтересованным пользователям в форме мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности интересам пользователей  этой отчетности. При этом ожидания пользователей могут существенно  изменяться под влиянием разнообразных  факторов, требуют изучения в системе  взаимоотношений всех участников аудиторской  деятельности.

Аудиторская деятельность регулируется на основе определенной организационной модели. Результат  аудита, следовательно, его качество в значительной степени зависит  от эффективности функционирования этой модели. В связи с этим можно  характеризовать качество аудиторской  деятельности как степень соответствия модели функционирования аудита в рыночной сис ' ';■/ . , " 373; , ■; • ' теме задачам, развития этой системы:

Применительно к требованиям» внутренних пользователей результатов  аудита можно дать определение качества аудиторской услуги как степени  соответствия ее условиям договоренности на проведение аудита и целям аудита — выражение мнения о достоверности: бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных-отношениях.

Профессиональные стандарты  содержат требования к процессу проведения; аудита. Это позволяет дать, определение; качеству проведения? аудита (аудиторской  услуги) как степени«: соответствия' выполняемых в ходе: аудита процедур требованиям профессиональных стандартов.

2. В широком понимании  качество аудита: требует взаимосвязанного  рассмотрения:: потребности пользователей  в информации; ограничения, которые  накладывает модель взаимодействия  на субъектов аудиторской деятельности; оценкит и ожидания пользователей  информации, формируемое в связи  с этим доверие пользователей  к результатам аудита. .

Применительно к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности критерии качества- и, следовательно, показатели качества аудита разделены на две  группы:

- качество проведения  аудита;

- качество результатов  аудита.

Требования, согласно которым  выделены эти критерии; установлены  в федеральном;законе и правилах (стандартах) аудита. В статье 10 закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЭ определена трехуровневая система  контроля качества аудита, включающая внешний и, внутренний контроль, осуществляемый согласно требованиям: федеральных  стандартов. Анализ требований нормативно-методической базы аудита позволяет представить  эту систему тремя уровнями, на которых внешний контроль является: государственным, профессиональным и  внутрифирменным.

3. Для характеристики  системы в работе выделены  три группы критериев качества  проведения аудита:

- законодательные, основанные  на требованиях лицензирования, аттестации аудита;

- нормативные, основанные  на обязательных требованиях  стандартов (оценка уровня существенности  и аудиторского риска; разработка  общего плана и программы аудита; документирование аудита; соответствие  выводов аудитора аудиторским  доказательствам и др.);

- этические, основанные  на общих этических принципах  аудита, закрепленных в кодексе  или ином документе. 

С критериями качества аудита связан вопрос о выборе методов оценки качества (соблюдения критерия, требований). Трудность связана с тем, что  одни критерии могут быть формализованы, а другие нет.

4. Разработана концепция  качества аудита. Достижение цели  концепции качества аудита требует  взаимодействия всех ее элементов,  важнейшими из которых являются: принципы и категории качества  аудита.

Для категории качества результатов аудита объектом управления выделено мнение аудитора, основными  параметрами контроля которого являются: форма и содержание аудиторского заключения, обоснованность, объективность  и полнота профессионального  суждения. Для управления качеством  проведения аудита объектом выделена аудиторская услуга, основными параметрами  контроля которой являются: требования стандартов аудита, план и программа  проведения аудита, профессиональный уровень исполнителей и его соответствие характеру и сложности задания.

5. Качество аудита как  области научных исследований  определяется методологией аудита  и направлениями ее совершенствования  на основе: си-нергетического эффекта  взаимодействующих с аудитом  прикладных научных областей  исследования; положений институциональной  теории для аудита; новых направлений  стандартизации аудита.

6. Качество аудита как  области практической деятельности  определяется соблюдением требований  норм законодательства и аудиторских  стандартов, в развитии которых  большое значение имеет политика  государственного регулирования  аудиторской деятельности, осуществляемая  Министерством финансов России, и требования саморегулируемых  организаций аудита.

7. Качество аудита как  информационной системы определяется  требованиями пользователей информации  финансовой отчетности, подтвержденной  аудиторами, с одной стороны и  требованиями к информационной  системе, с другой. Большая значимость  в реализации этих требований  отведена в работе возможностям  самой информационной системы,  формируемой в процессе аудита  и по результатам проведенного  аудита. Без методического обеспечения  качества аудита достичь необходимого  уровня качества во всех областях  аудита невозможно. г 

8. В соответствии с  требованиями российских и международных  стандартов системы менеджмента  качества и процессного подхода  дана характеристика основных  элементов системы управления  качеством аудита (модели управления): требования потребителей финансовой  информации; ответственность руководства  аудиторской фирмы; процессы, характеризующие  жизненный цикл аудиторской услуги; мнение аудитора как продукт  аудиторской услуги; качество аудита, характеризующее степень удовлетворенности  пользователей финансовой информации. Жизненный цикл аудиторской услуги  характеризуется следующими процессами: отбор клиентов, организация и  планирование, информационное обеспечение,  методическое обеспечение, документирование, контроль качества, поддержание  клиента, управление персоналом.

9. Даны предложения  по разработке методического  инструментария по качеству результатов  аудита, объектом управления которого  является мнение аудитора. Приведено  авторское определение профессионального  мнения аудитора - как мнения (выводов)  аудитора, основанного на его знаниях и опыте, полученных доказательствах, формируемого в условиях неопределенности и отсутствия стандартных решений. Формирование профессионального суждения аудитора основано на: добросовестном применении знаний, которое зависит от квалификации и опыта: работы аудитора; ответственности аудитора и использовании им основополагающих принципов аудита.

-НЕ Выполненное обоснование  методологии обеспечения качества  аудита включает реализацию важнейших  принципов аудита с позиции  концепции качества, повышающейзначимостъпрофессионалъных  сулсдений аудитора и обеспечивающей  создание более эффективных: систем  внутреннего контроля? Для обоснования  в работе аргументированы следующие  положения: 

1. Изучение и систематизация  зарубежного опыта аудита и  теоретических •разработок отечественных  и зарубежных авторов? позволили;  определить, влияние требований  к качеству аудита' на области  профессионального = суждения: аудитора. К таким областям отнесены: анализ  стратегии развития бизнеса; оценка  эффективности реализации стратегии;  управление: предпринимательскимтрис-ками; представление и раскрытие информации  в финансовой отчетности. г Разноплановость  подходов к формированию отчетности: корпоративной; консолидированной;  по требованиями международных:  стандартов; отчетности холдингов;: групп предприятий, относящихся  к конкретному бизнесу; и' другой  — доказывает необходимость,  выделения: проблем аудита, связанных  с: анализов и оценкой стратегиифазвития  бизнеса. , :

Информация о работе Теория и методология обеспечения качества аудита