Теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, а также своевременное обращение денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от продажи товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Суть и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности
2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
2.1 Планирование проведения аудиторской проверки
2.2 Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками
2.3 Оформление результатов аудиторской проверки
3. Пути совершенствования системы аудита на предприятии
Выводы и предложения
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор  не может учесть все факторы, которые  в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

Таким образом, величина существенного в планировании может  значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов  проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

 

Установив допустимый уровень  существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Завершающей стадией  планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В  общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

 

Составляя программу  проверки расчетов с поставщиками и  покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые  не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор  определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками  можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита расчетов с покупателями заказчиками, операций по реализации продукции, товаров, работ, услуг представляет собой детальный  перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

 

При проверке необходимо установить:

 

- заключены ли договора  купли-продажи продукции;

- реальность задолженности  покупателей и заказчиков, что  должно быть подтверждено актами  инвентаризации (сверки) расчетов;

- правильность составления  бухгалтерских проводок по счету 62;

- соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

 

По выявленным несоответствиям  определяют существенность, характер и возможные причины возникновения  отклонений.

        Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

 

Важным шагом на этапе  планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли).

 

Аудиторы должны иметь  достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических  основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты.

 

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей  группы и контроль за соблюдением  графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

 

Таким образом, планирование аудита - очень важный этап аудиторской  проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения.

 

 

2.2 Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками

 

Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками производится с  целью установления правильности ведения  расчетов с покупателями за выполнение работ, оказание услуг.

Основной целью проверки является установление правильности ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за проданную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

 

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

 

    проверка правильности оформления первичных документов по продаже продукции, выполненных работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

 

     подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

 

оценка правильности оформления и  отражения в учете предъявленных  претензий.

 

Источниками информации являются: договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; главная книга; бухгалтерская отчетность.

 

В общем плане определяется способ проведения аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии.

 

 Далее поэтапно  рассмотрим программу аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками.

 

Первый этап проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками - процесс проверки выяснения наличия и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей.

Второй и  третий этап. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62, актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет».

 

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

 

- аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

- дебиторская задолженность,  по которой создан резерв по  сомнительным долгам, должна быть  уменьшена на сумму резерва.

 

Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к краткосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

 

По выявленным несоответствиям  определяют существенность, характер и возможные причины возникновения  отклонений.

 

Для определения реальности задолженности анализируются материалы  инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

 

При подтверждении сальдо по внешним расчетным операциям  выясняется наличие сомнительных долгов. Cомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В случае наличия сомнительных долгов проверяются факт и правильность образования резерва по сомнительным долгам.

 

Расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию, осуществляются только за счет суммы  созданного резерва. В случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов

 

Также в ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской задолженности покупателей, с установлением истребованной  и неистребованной задолженности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обоснованность и правильность отражения. Суммы неистребованной кредитором задолженности подлежат списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического получения предприятием - должником товаров - как безнадежная дебиторская задолженность - на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

 

Аудитор проверяет наличие  доказательств фактов истребования дебиторской задолженности

Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе до истечения срока исковой давности - 3 года

 

Четвертый этап проверки по претензиям. Расчеты по претензиям у организаций возникают в случаях предъявления претензий к поставщикам, подрядчикам, обслуживающим предприятиям, транспортным организациям за невыполнение договорных и других условий. Учет этих расчетов ведут на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». На этом субсчете, в частности, отражают следующие расчеты по претензиям:

 

- к поставщикам и  подрядчикам за выявленные при  проверке их счетов (после акцепта)  завышения цен, арифметические  ошибки и т.п.;

- к поставщикам за  обнаруженные несоответствия качества  товаров стандартам, техническим  условиям и т.п.;

- к транспортным организациям  за недостачи груза сверх норм  естественной убыли, образовавшиеся  в пути, и за излишне уплаченные  суммы тарифа при перевозке  грузов;

- за брак и простои,  возникшие по вине поставщиков  и подрядчиков;

- по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем (судом);

- с банком по суммам, ошибочно записанным по расчетному  счету или ссудному счету.

 

Начисление сумм претензий  записывается по дебету данного субсчета, их оплата - по кредиту. Дебетовые обороты счета, как правило, корреспондируют со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», если предъявлены претензии по санкциям, то со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»; кредитовые обороты корреспондируют со счетами учета денежных средств.

 

Пятый и шестой этап проверки. При проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по счету 62 сверяются с записями корреспондирующих счетов.

 

Далее следует проанализировать оформление и отражения в учете  полученных авансов, отражаемых на счете 62 «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.

 

Затем проверяется правильность отражения вексельных процентов  по полученным векселям и НДС, обязательство  по уплате которых возникает при поступлении денежных средств (товаров, зачете встречного требования) по векселю.

 

Типичные ошибки, возникающие при проверке:

 

Отсутствие договоров  на поставку продукции, первичных расчетно-платежных  документов или неполное их оформление;

Неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.;

Некорректная корреспонденция  счетов бухгалтерского учета;

Недостоверность аналитического учета;

Формальное проведение инвентаризации расчетов.

 

 

2.3 Оформление  результатов аудиторской проверки

 

 

Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:

 

систематизацию результатов  проверки;

 

анализ результатов  проверки;

 

составление аудиторского заключения.

 

Систематизация результатов  проверки состоит в приведении в  определенную последовательность всех полученных результатов. Необходимо четко произвести систематизацию полученных сведений. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет реализации, расчетов с поставщиками и т.п.), а внутри тем - по аналитическим и другим признакам. Выделяют более существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и пр.

 

Анализ результатов  проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:

 

общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

 

правильность ведения  учета по отдельным разделам и  счетам;

 

соблюдение налогового законодательства;

 

анализ финансового  состояния клиента.

 

В Правиле (стандарте) N 6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» предусмотрено семь видов аудиторского заключения:

 

Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения;

 

Аудиторское заключение с выражением мнения с заключительной частью, привлекающей внимание;

 

Информация о работе Теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками