Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является: комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж готовой продукции в ЗАО «ХБКомбинат».
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы продажи готовой продукции (работ, услуг)
1.1 Нормативно-правовая база по учету продаж продукции………………4
1.2 Роль и задачи бухгалтерского учета продаж продукции….....................7
1.3 Организация бухгалтерского учета продаж продукции………………10
2. Бухгалтерский учет реализации продукции в ЗАО «ХБКомбинат»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ХБКомбинат»»......……………………17
2. 2 Учет реализации продукции……………………………………………21
3. Пути совершенствования учета реализации продукции……………….29
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….33
Помимо реализации готовой продукции по договорам поставок ЗАО «ХБКомбинат» реализует свою готовую продукцию путем розничной продажи в специально открытых торговых подразделениях – фирменные магазины «Хлебушко». При этом передача продукции в торговое подразделение для реализации оформляется требованием-накладной (форма №М-11); а их реализация и передача покупателям – накладной формы №М-15, товарным отчетом и ведомостью движения готовой продукции и товаров.
Аналитический учет продукции ведется в натурально - стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (сорт и т.п.), по количеству и фактической себестоимости.
Важным условием договора поставки для целей бухгалтерского учета является переход от продавца к покупателю права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию. Продукция считается перешедшей в собственность покупателя с момента ее получения или получения на нее сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной). Фактическая отгрузка продукции считается фактом совершения сделки, для отражения которого используются счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и счет 90 «Продажи».
Отгруженная покупателям готовая продукция, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям, списывается со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Фактическая производственная себестоимость реализованной продукции товаров» по фактической производственной себестоимости.
Поскольку производимая ЗАО «ХБКомбинат» продукция является продукцией повседневного спроса, соответственно ее отгрузка производится ежедневно. В данном случае отпуск готовой продукции целесообразно производить по учетным ценам. Фактическая производственная себестоимость отгруженной и отпущенной продукции определяется расчетным путем на основе средневзвешенного процента по окончании месяца.
При расчете процента используются данные о выпуске продукции из производства и ее остатках на складе. Порядок исчисления процента и фактической себестоимости проданной продукции рассмотрим на примере 1.
Пример 1. Остаток продукции на складе на 01.12.2010 года по учетным ценам составил 479 500 руб., по фактической себестоимости – 479 543 руб. В декабре выпущено из производства готовых хлебобулочных изделий по учетным ценам на сумму 33 832 178 руб. и по фактической себестоимости на сумму 33 831 997 руб. Продано продукции по учетным ценам на сумму 34 260 750 руб. Необходимо определить фактическую себестоимость проданной в декабре продукции и остаток на 31.12.2010 года путем расчета средневзвешенного процента для каждой группы продукции.
Учетной политикой ЗАО «ХБКомбинат» предусмотрен вариант учета готовой продукции без использования счета 40 «Выпуск продукции».
Для учета расчетов с получателями продукции используется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". По дебету этого счета отражается задолженность покупателей за полученную ими продукцию в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", а по кредиту - погашение задолженности после получения средств в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Порядок отражения в учете выручки от продажи, себестоимости проданной продукции и расходов, связанных с продажей, налогов и финансовых результатов рассмотрим на примерах 2, 3.
Пример 2: ЗАО «ХБКомбинат» в декабре реализовало продукцию собственного производства на сумму 22 296 545 рублей, в том числе НДС – 10%. Себестоимость продукции 18 531 036 рублей (в т.ч. 25 декабря согласно заявке на поставку продукции №124 от 24.12.10 по товарно-транспортной накладной № 46518/5 от 25.12.10 детскому саду №194 отгружено хлебной продукции на сумму 280,30 руб., в т.ч. НДС – 10%. Счет-фактура №6031 от 30.12.10 выставлена. Договором с покупателем предусмотрен переход права собственности на реализуемую продукцию в момент её передачи.
Таким образом, в бухгалтерском учете признается выручка от продажи в момент отгрузки. В этот же день признается момент определения налоговой базы по НДС.
Суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя, учитываются на субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость».
Таблица 5 - Бухгалтерские записи при реализации готовой продукции по договорам купли-продажи
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, рубли | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Отгружена покупателям продукция готовая продукция | 62 | 90-1 | 22296 545 |
2 | С суммы выручки начислен НДС | 90-3 | 68 | 2 026 959 |
3 | Списана продукция по учетной стоимости | 90-2 | 43 | 18531 036 |
4 | Списано отклонение фактической себестоимости продукции от ее учетной цены | 90-2 | 43 | 6 983 |
Пример 3: 23.11.2010 г. между ЗАО «ХБКомбинат» и ИП Макарова был заключен договор поставки № 2396 – П от 23.11.2010 на сумму 175 000,00 рублей. Условиями договора определено, что поставка будет осуществлена в период с 07.12.2010 по 24.12.2010. 03.12.2010 в счет предстоящей поставки кондитерских и сухарных изделий хлебоЗАО «ХБКомбинат» получил предоплату в 100% размере на свой расчетный счет. По состоянию на 25.12.2010 поставка произведена на общую сумму 150 525,00 рублей (табл. 6). Договором с покупателем предусмотрен переход права собственности в момент передачи товара.
Таблица 6 - Бухгалтерские записи при реализации готовой продукции при условии предоплаты предстоящих поставок
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, рубли | |
Дебет | Кредит | |||
1 | На основании договора поставки № 2396 - П от 23.11.10 от ИП Макарова на расчетный счет поступила предоплата в счет предстоящей поставки | 51 | 62-2 | 175 000 |
2 | Начислен НДС с суммы полученного аванса | 62-2 | 68 | 15 909 |
3 | Отгружена готовая продукция ИП Макаровой | 62-2 | 90-1 | 150 525 |
4 | Начислен НДС по отгруженной продукции | 90-3 | 68 | 13 684 |
5 | Списана учетная стоимость отгруженной готовой продукции | 90-2 | 43-1 | 114 399 |
6 | Списано отклонение фактической себестоимости отгруженной продукции от ее стоимости по учетным ценам. | 90-2 | 43-1 | -1 659 |
7 | Исключен НДС, ранее уплаченный с полученного аванса | 62-2 | 68 | -15 909 |
8 | Зачтен полученный аванс в счет уплаты за отгруженный товар | 62-2 | 62-1 | 175 000 |
9 | ИП Макаровой возвращена сумма долга на расчетный счет (платежное поручение № 1670 от 30.12.10) (175 000- 150 525) | 62-2 | 51 | 24 475 |
10 | Исключен НДС с возвращенного аванса | 62-2 | 68 | 2 225 |
В данном случае в бухгалтерском учете признается выручка от продажи в момент отгрузки. Момент определения налоговой базы по НДС определяется в момент частичной оплаты в счет предстоящих поставок продукции. Следовательно, согласно пункту 3 ПБУ 9/99, момент определения налоговой базы по НДС наступил, а в бухгалтерском учете выручка от продажи не признается.
В процессе реализации готовой продукции ЗАО «ХБКомбинат» имеет место ее реализация по договорам мены, в этом случае предприятием применяется счет 45 «Товары отгруженные», в остальных случаях используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На обоих счетах отражается задолженность получателей продукции с той лишь разницей, что на счете 45 «Товары отгруженные» она показывается по себестоимости, а на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - по продажным ценам. При этом счет 45 «Товары отгруженные» по дебету корреспондирует со счетом 43 «Готовая продукция», по кредиту - со счетом 90 «Продажи», а счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует по дебету с кредитом счета 90 «Продажи», а по кредиту - со счетами учета денежных средств.
Поскольку в течение отчетного периода записи на счете 43 «Готовая продукция» и счете 45 «Товары отгруженные» записи производятся по учетной стоимости, то в одной и той же корреспонденции (дебет счета 45 «Товары отгруженные», кредит счета 43 «Готовая продукция») составляются две записи: первая - на стоимость отгруженной продукции по учетным ценам и вторая - на разность между стоимостью по учетным ценам и фактической себестоимостью. При этом если фактическая себестоимость выше учетной стоимости, то такая запись делается как дополнительная, а в случае превышения стоимости по учетным ценам - методом «красное сторно».
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учёте операции по отгрузке продукции по договору мены на примере 3.
Пример
4: ЗАО «ХБКомбинат» заключило договор
мены № 256 от 16.12.2010, согласно которому
17 декабря ЗАО «ХБКомбинат» отгрузило
ИП Давыдову кондитерскую продукцию на
сумму 258 800 рублей (в том числе НДС – 10%).
В свою очередь 22 декабря ИП Давыдов отгрузил
сахарный песок на ту же сумму (табл. 7)
Таблица 7 - Бухгалтерские записи при реализации готовой продукции по договору мены
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, рубли | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Согласно договору мены № 256 от 16.12.2010 отгружена готовая продукция ИП Давыдову | 45 | 43 | 197 921 |
2 | Списано отклонение фактической стоимости продукции от ее учетной цены | 45 | 43 | 56 |
3 | Оприходованы товарно-материальные ценности (сахарный песок), полученный в качестве встречной поставки | 10 | 60-1 | 235 273 |
4 | Отражена сумма НДС по поступившим товарно-материальным ценностям | 19 | 60-1 | 23 527 |
5 | После выполнения сторонами встречных обязательств отражена отгрузка готовой продукции | 62-1 | 90 | 258 800 |
6 | Зачет встречной задолженности | 60-1 | 62-1 | 258 800 |
7 | Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции | 90-2 | 45 | 197 977 |
8 | Начислен НДС по отгруженной продукции | 90-3 | 68 | 23 527 |
9 | Произведен зачет входного НДС | 68 | 19 | 23 527 |
Отгрузка
продукции сопровождается оформлением
товарно – транспортной накладной. На
основании товарно – транспортных накладных,
оформленных за пять дней выставляется
счет-фактура. Выданные счета – фактуры
зарегистрированы в книге продаж.
3. Пути совершенствования учета реализации продукции
Рассмотрев учет реализации продукции, необходимо выделить пути совершенствования учета. С развитием рыночных отношений возрастает значение задач формирования фактической себестоимости готовой продукции и контроля за их сохранностью в местах хранения и на всех этапах движения.
Многих недоразумений при формировании себестоимости готовой продукции можно избежать, если в отношении каждого вида ценностей четко определить центр финансовой ответственности, в котором их стоимость складывается окончательно. Установление центров финансовой ответственности за сохранность продукции позволит делегировать мероприятия, направленные на реализацию задачи контроля. В этих организациях необходимо определить роль структурных подразделений в их деятельность. Следует ввести такие центры, как центр осуществления затрат, центр формирования себестоимости, центр получения прибыли, центр ответственности за сохранность МПЗ в местах хранения и движения продукции.
Одной из социально-экономических проблем развития современной России является необходимость перехода отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты финансовой отчетности. Для каждой организации свойственно составление отчетов о продаже продукции, отчетов о прибылях и убытках, а также о доходах и расходах. Поэтому необходимо привести пути совершенствования бухгалтерской отчетности.
Немаловажным направлением совершенствования учета реализации продукции является внедрение и использование в работе программы автоматизации, адаптированной под специфику деятельности ЗАО «ХБКомбинат». Один из нюансов работы хлебобулочного предприятия – это круглосуточная отгрузка продукции и большой объем документов, поэтому задачей внедрения программы является максимальное сокращение действий при вводе первичной документации.
Важным аспектом деятельности предприятия является управление заказами покупателей продажами продукции: планирование и анализ фактических показателей в различных аналитических разрезах. Здесь задачами внедрения программы является – возможность планирования и контроля процесса продажи продукции:
Информация о работе Теоретические основы продажи готовой продукции (работ, услуг)