Теоретические основы продажи готовой продукции (работ, услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж готовой продукции в ЗАО «ХБКомбинат».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы продажи готовой продукции (работ, услуг)
1.1 Нормативно-правовая база по учету продаж продукции………………4
1.2 Роль и задачи бухгалтерского учета продаж продукции….....................7
1.3 Организация бухгалтерского учета продаж продукции………………10
2. Бухгалтерский учет реализации продукции в ЗАО «ХБКомбинат»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ХБКомбинат»»......……………………17
2. 2 Учет реализации продукции……………………………………………21
3. Пути совершенствования учета реализации продукции……………….29
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа БФУ.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     ЗАО «ХБКомбинат» является средним по размеру промышленным предприятием и одним из ведущих производителей хлебобулочной продукции в г.Ульяновске.

     Основными видами деятельности являются:

  • Производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий (82%);
  • Производство и реализация кондитерских (17%);
  • Прочее (1%).

     Основную выручку и прибыль предприятие получает от реализации продукции хлебопекарного производства.

  • Цели в области продаж:
  • доведение доли общего рынка продаж хлебопекарной продукции в городе Ульяновске до 25%.
  • обновлять ассортимент хлебопекарного производства не менее чем 5% за год.
  • обеспечить представленность продукции во всех сетях и крупных магазинах.

     Продукция хлебоЗАО «ХБКомбинат»а выпускается из двух основных цехов. Это цех производства хлеба и хлебобулочной изделий, цех производства кондитерских изделий.

     Продукция ЗАО «ХБКомбинат» распространяется через магазины фирменной торговли (сеть магазинов «Хлебушко»), площади торговых залов которых составляют от 150 кв.м до 160 кв.м; посредством участия и выигрыша на конкурсных торгах по линии государственного заказа муниципальным учреждениям (детские дошкольные (20 учреждений) и образовательные учреждения (18 средних школ), ЦГКБ и другие учреждения здравоохранения Заволжского района(5 больниц)), а также предприятиями торговли разной формы собственности («Пятерочка», «Гулливер», «Магнит», ЧП Давыдов и другие).

     Таблица 1 - Результаты деятельности ЗАО «ХБКомбинат» за период 2008-2010 гг.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение относительно прошлого года, %
1.Объем произведенной продукции, тыс. руб.        
в действующих ценах 196005 255560 321282 125,72
в сопоставимых ценах 239126 286227 321282 112,25
2. Номенклатура, тонны        
Хлеб и хлебобулочные изделия 15322,69 15192,33 15616,41 102,79
Сухари, прочая продукция 83,70 83,76 66,56 79,46
Мучные кондитерские изделия 788,72 803,74 705,77 87,81
3. Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб. 279907 361581 459695 127,13
в том числе:        
Хлебобулочные изделия 220007 289265 376950 130,31
Мучные кондитерские изделия 57661 68700 78148 113,75
Прочая продукция 2239 3616 4597 127,13
4. Дебиторская задолженность – всего, тыс. руб. 14197 35640 40530 113,72
в том числе покупатели и заказчики 9551 12688 20158 158,87
5. Кредиторская задолженность – всего, тыс. руб. 20272 23478 73065 311,21
в том числе поставщики и подрядчики 7567 9918 19102 192,60
5. Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, тыс. руб. 5962 4667 4072 87,25
6. Займы и кредиты, тыс. руб. 28003 42000 31154 74,18
7. Среднесписочная численность, чел. 670 670 650 97,01
8. Среднесписочная численность ППП, чел. 650 650 630 96,92
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 63998 69192 82235 118,85
10. Среднемесячная зарплата, руб. 7960 8606 10543 122,51
11. Выработка на 1 работающего, тыс. руб. 367,89 440,35 509,97 115,81
 

     Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность хлебоЗАО «ХБКомбинат»а за отчетный 2010 год приведены в табл. 2. 
 

     Таблица 2 - Результаты финансово – хозяйственной деятельности ЗАО «ХБКомбинат»

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение относительно 2009 г., %
Валовая прибыль, тыс. руб. 72928 83481 111158 133,15
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток), тыс. руб. 20900 21918 21831 99,60
Рентабельность собственного капитала, % 83,72 44,58 30,75 Х
Рентабельность активов, % 30,00 18,99 12,36 Х
Коэффициент чистой прибыльности, % 8,08 6,06 4,75 Х
Рентабельность продукции (продаж), % 13,37 12,38 13,43 Х
Оборачиваемость капитала 5 4 5 125
 

     Анализ продажи продукции позволяет более глубоко понять наметившиеся тенденции спада или роста продаж. Кроме продаж позволяет выявить перспективные и бесперспективные виды продукции (товаров), а также выявить такие товары, для продвижения на рынок которых следует приложить определенные усилия. Проведение такого анализа позволяет формировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения в части продажи продукции.

     Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС.

     На основании данных табл. 3 определим, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.

     Таблица 3 - Динамика реализации продукции ЗАО «ХБКомбинат» в сопоставимых ценах

Год Объем реализации, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные цепные
2008 341 486 100,0 100,0
2009 404 970 118,6 118,6
2010 459 695 134,6 113,5
 

     Из таблицы видно, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).

     Рассчитаем среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции методом среднегеометрической взвешенной:

           (1)

             (2)

     Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

      ;

     

     Очевидно, что объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении за 3 последних года увеличился с 341 486 тыс. руб. до 459 695 тыс. руб., соответственно увеличился и объем производства продукции. Причем наблюдается тенденция увеличения объемов продаж хлебобулочных изделий, одновременно доля кондитерских изделий сократилась на 2,1 % в результате снижения спроса.

     В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл.6).

     Таблица 4 - Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2010 год

Группа изделий Реализация продукции, тыс. руб.
План Факт +, - % к плану
Хлебобулочные изделия 375 000 376 950 + 1 950 100,5
Кондитерские изделия 79 500 78 148 - 1 352 98,2
Прочая продукция 4 300 4 597 +297 106,9
Итого: 461 800 459 695 -2 105 99,5
 

     Из таблицы видно, что фактический объем реализации продукции в 2010 году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации кондитерских изделий (на 1,8%), а объем продаж хлебных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения (а именно это и наблюдалось в период сентябрь – декабрь 2010 года) потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается.

     Анализ объемов продаж начинается с оценки выполнения плана по реализации продукции за отчетный период путем сравнения плановых и фактических объемов выпуска и реализации по наименованиям продукции. План по реализации продукции в 2010 году выполнен на 99,5 %. Анализ реализации необходимо производить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Эффективность деятельности предприятия зависит от обоснованности продуктовой программы. Предприятие должно стремиться выполнить план не только по общему объему производства и продаж, но и по номенклатуре и в ассортименте. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности продукции является качество продукции. При анализе качества дают оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Основным условием своевременного выпуска и реализации является ритмичная работа предприятия. По результатам проведенных расчетов работу ЗАО «ХБКомбинат» в целом можно признать ритмичной. Чем более ритмично оно работает, тем ниже сумма чисел аритмичности. 

     2. 2 Учет реализации продукции

     Аналитический учет отгрузки и реализации продукции ЗАО «ХБКомбинат» организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках - по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной.

     Для отражения в учете отгруженной  продукции открывается активный счет 45 «Товары отгруженные», по дебету которого в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» отражается по фактической (или плановой (нормативной)) производственной себестоимости отгруженная со склада предприятия-продавца в адрес покупателя готовая продукция, право собственности на которую в соответствии с условиями договора пока не перешло.5

     В момент перехода права собственности, предусмотренный договором, в бухгалтерском  учете отражаются операции по продаже  отгруженной продукции. Для этого  на счете 90 «Продажи» будут последовательно отражены все операции, которые имели место и при первом варианте учета продажи готовой продукции, а именно:

     ·     в кредите счета 90 «Продажи» и в кредите открытого в его развитие субсчета 90-1 «Выручка от продаж» будет отражена выручка за проданную продукцию с учетом НДС и других аналогичных налогов в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

     ·     в дебет счета 90 «Продажи» и в дебет открытого в его развитие субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» списывается фактическая производственная себестоимость проданной отгруженной продукции в корреспонденции с кредитом счета 45 «Товары отгруженные»;

     ·     в дебете счета 90 «Продажи» и в дебете субсчета 90-3 «НДС» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» будет отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателей, которая должна быть перечислена предприятием в бюджет;

     ·     в дебете счета 90 «Продажи» и в дебете субсчетов 90-5 «Управленческие расходы», 90-6 «Расходы на продажу» будут отражены суммы общехозяйственных расходов при их списании в качестве расходов периода непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (в корреспонденции с кредитом счета 26 «Общехозяйственные расходы») и расходов на продажу (в корреспонденции с кредитом счета 44 «Расходы на продажу»), подлежащие возмещению за счет выручки от продажи продукции;

     ·     списание выявленного финансового результата от продажи готовой продукции будет отражено по счету 90 «Продажи», субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

     Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале-ордере №11, предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 43, 40, 45, 62 и аналитических данных к счетам 45 и 90. Журнал-ордер № 11 заполняется на основе аналитических данных ведомостей № 15 и 16. Аналитические данные к счетам 45 и 60 приводятся в журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам, и в обороте не только за отчетный месяц, но и с начала года, с отражением сумм НДС. Аналитические показатели к журналу – ордеру используются для расчета реализации, т.е. аналитических показателей к счету 90 в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).

Информация о работе Теоретические основы продажи готовой продукции (работ, услуг)