Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа
Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Введение
3
1. Теоретические основы бюджетирования
4
1.1 Сущность бюджетирования
-
1.1.1 Понятие бюджета
-
1.1.2 Функции бюджета
5
1.1.3 Этапы процесса бюджетирования
7
1.2 Состав генерального бюджета
10
1.2.1 Понятие генерального бюджета
-
1.2.2 Понятие операционного бюджета и его составные части
11
1.2.3 Понятие финансового бюджета и его составные части
12
2. Составление генерального бюджета
13
3. Пояснения произведенных расчетов
22
Заключение
26
Список литературы
28
Таким образом, система бюджетирования, основная на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в современных условиях является одним из наиболее передовых методов управления. Он применим во многих областях управления. Так :
1.2 Состав генерального бюджета
1.2.1 Понятие генерального бюджета
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации (сводный бюджет), так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности (частные бюджеты).
Процесс составления сводного (главного) бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с хорошо известным нам процессам разработки техпромфинплана. Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работ для организации в целом. В результате его составления создаются:
Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового.
1.2.2 Понятие операционного бюджета и его составные части
В операционном бюджете
хозяйственная деятельность организации
отражается через систему специальных
технико-экономических
Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:
Разработка операционного
бюджета начинается, как правило,
с составления плана продаж. Это
связано с тем, что от величины
и стоимости реализации во многом
зависят все остальные
Бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объём продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями. Основным источником информации при составлении бюджета продаж служат данные отдела маркетинга.
После установления планируемого объёма продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки материалов, материальных, трудовых и общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджеты административно-управленческих и сбытовых расходов.
Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:
1.2.3 Понятие финансового бюджета и его составные части
Важной составной частью генерального бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нём количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.
С помощью финансового бюджета можно получить информацию о таких показателях, как:
В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений.
Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. с его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.
2. Составление генерального бюджета.
Генеральный бюджет условного предприятия СПК «Победа” составлен на основании следующих данных:
СПК «Победа” имеет 465 голов КРС в основном стаде, из них коров 425 голов. Среднесуточный надой на одну корову планируется 12,5 кг.
Основной период получения приплода:
январь – 57 гол.
февраль – 97 гол.
март – 167 гол.
апрель – 164 гол.
ноябрь – 57 гол.
декабрь – 62 гол.
На откорме на предприятии находится на начало года 125 голов молодняка КРС.
Плановый среднесуточный привес – 367 гр.
Ожидаемая фактическая себестоимость:
молоко – 510 руб./ц;
1 гол. приплода – 230 руб./ц;
привес – 450 руб./ц
В СПК «Победа” имеются следующие посевные площади, которые используются следующим образом:
Выращивание пшеницы – 477 га
Ржи – 167 га
Картофеля – 137 га
Многолетние травы всего – 111 га
в т.ч.
- зеленая масса – 44 га
- сено – 67 га
Планируемая урожайность:
пшеница – 15 ц/га
ржи – 20 ц/га
картофеля – 180 ц/га
зеленая масса – 35 ц/га
сено – 26 ц/га
Ожидаемая фактическая себестоимость:
пшеница – 700 руб./ц
ржи – 650 руб./ц
картофель – 580 руб./ц
зеленая масса – 95 руб./ц
сено – 102 руб./ц
Сроки уборки урожая:
Зерновые культуры:
пшеница, рожь, август – 10 дней, сентябрь – 30 дней, октябрь – 10 дней;
Другие культуры:
Зеленая масса: июнь – 5 дней, июль – 31 день, август – 10 дней;
Сено: июнь – 5 дней, июль – 31 день.
Корнеплоды:
Картофель: август – 20 дней, сентябрь -30 дней, октябрь – 15 дней.
СПК «Победа” реализует 80 % от произведенного ежемесячно молока (цена реализации 590 руб./ц).
Приплод реализуется:
апрель – 30 гол.
май – 41 гол.
июнь – 8 гол.
октябрь – 3 гол.
ноябрь – 79 гол.
декабрь – 35 гол.
Средняя живая масса одной головы планируется 85 кг.
Цена реализации 530 руб./ц.
СПК «Победа” реализует:
пшеницы: в октябре – 15 % от урожая, в ноябре – 40 %, в декабре – 17 % (цена реализации 900 руб./ц).
рожь: в октябре – 17 % от урожая, в ноябре – 20 %, в декабре – 16 % (цена реализации 720 руб./ц).
сено в октябре – 15 % от урожая, в ноябре – 16 %, в декабре – 12 % (планируемая цена реализации 120 руб./ц).
картофель в сентябре – 30% от урожая, в октябре–15%, в декабре –20 % (планируемая цена реализации 670 руб./ц).
СПК «Победа” приняло решение взять кредит в апреле на производственные нужды в размере 900000 руб. на 6 месяцев под 18 % годовых. СПК «Победа” планирует покупать оборудование в мае на сумму 70000 руб.
Приложение 1
Бюджет производства продукции растениеводства СПК «Победа”
Виды продукции |
Ед. изм. |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
Пшеница |
ц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1431 |
4293 |
1431 |
- |
- |
7155 |
руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1001700 |
3005100 |
1001700 |
- |
- |
5008500 | |
Рожь |
ц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
601,2 |
1803,6 |
601,2 |
- |
- |
3006 |
руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
390780 |
1172340 |
390780 |
- |
- |
1953900 | |
Картофель |
ц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7588 |
11382 |
5691 |
- |
- |
24661 |
руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4401040 |
6601560 |
3300780 |
- |
- |
14303380 | |
Зеленая масса |
ц |
- |
- |
- |
- |
- |
302 |
936 |
302 |
- |
- |
- |
- |
1540 |
руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
28690 |
88920 |
28690 |
- |
- |
- |
- |
146300 | |
Сено |
ц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
241,945 |
1500,059 |
- |
- |
- |
- |
1742 |
руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24678,39 |
153006,018 |
- |
- |
- |
- |
177684,408 | |
Всего |
руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
28690 |
113598,39 |
5975216,018 |
10779000 |
4693260 |
- |
- |
21627868,408 |
Вывод:
Из бюджета производства продукции растениеводства видно, что предприятие планирует на следующий год выращивать следующие культуры: пшеница, рожь, картофель, сено и зеленую массу многолетних трав. Производственные затраты по отрасли растениеводства составят 21627868,408 руб.
Структура затрат на производство по видам продукции планируется следующая:
Приложение 2
Бюджет производства продукции животноводства СПК “Победа”
Виды продукции |
Ед. изм. |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
Основное стадо КРС: |
||||||||||||||
Молоко |
гол. |
161 |
94 |
261 |
425 |
425 |
425 |
425 |
425 |
378 |
316 |
363 |
425 |
х |
ц |
623,9 |
329 |
1011,4 |
1593,8 |
1593,8 |
1593,8 |
1593,8 |
1593,8 |
1417,5 |
1224,5 |
1361,3 |
1593,8 |
15530,4 | |
руб. |
318189 |
167790 |
515814 |
812838 |
812838 |
812838 |
812838 |
812838 |
722925 |
624495 |
694263 |
812838 |
7920504 | |
Приплод |
гол. |
57 |
88 |
158 |
155 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
47 |
62 |
- |
руб. |
13110 |
22310 |
38410 |
37720 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10810 |
14260 |
136620 | |
Итого по основному стаду |
руб. |
331299 |
190100 |
554224 |
850558 |
812838 |
812838 |
812838 |
812838 |
722925 |
624495 |
705073 |
827098 |
8057124 |
Молодняк КРС: |
||||||||||||||
Привес |
гол. |
182 |
222 |
292 |
189 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
172 |
187 |
х |
ц |
20,7 |
22,8 |
33,2 |
20,8 |
14,2 |
13,8 |
14,2 |
14,2 |
13,8 |
14,2 |
18,9 |
21,3 |
222,1 | |
руб. |
9315 |
10260 |
14940 |
9360 |
6390 |
6210 |
6390 |
6390 |
6210 |
6390 |
8505 |
9585 |
999,45 | |
Итого по молодняку |
руб. |
9315 |
10260 |
14940 |
9360 |
6390 |
6210 |
6390 |
6390 |
6210 |
6390 |
8505 |
9585 |
999,45 |
Всего |
руб. |
340614 |
200360 |
569164 |
859918 |
819228 |
819048 |
819228 |
819228 |
729135 |
630885 |
713578 |
836683 |
8058123,45 |