Теоретические основы бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы бюджетирования
4
1.1 Сущность бюджетирования
-
1.1.1 Понятие бюджета
-
1.1.2 Функции бюджета
5
1.1.3 Этапы процесса бюджетирования
7
1.2 Состав генерального бюджета
10
1.2.1 Понятие генерального бюджета
-
1.2.2 Понятие операционного бюджета и его составные части
11
1.2.3 Понятие финансового бюджета и его составные части
12
2. Составление генерального бюджета
13
3. Пояснения произведенных расчетов
22
Заключение
26
Список литературы
28

Работа содержит 1 файл

КП.doc

— 287.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по предмету: Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы АПК

 

 

 

 Выполнил(а): студентка 4 курса

561 группы

 Иванова Галина Юрьевна

Проверил(а): Данилова М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Теоретические основы бюджетирования

4

1.1 Сущность бюджетирования

-

1.1.1 Понятие бюджета

-

1.1.2 Функции бюджета

5

1.1.3 Этапы процесса  бюджетирования

7

1.2 Состав генерального  бюджета

10

1.2.1 Понятие генерального  бюджета

-

1.2.2 Понятие операционного бюджета и его составные части

11

1.2.3 Понятие финансового бюджета и его составные части

12

2. Составление генерального  бюджета

13

3. Пояснения произведенных  расчетов

22

Заключение

26

Список литературы

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной  информацией высшее руководство. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

Бюджетирование предоставляет  руководителям возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и  контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и  по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного  экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков  и ресурсов предприятия, что позволяет  значительно снизить их объем  и потребность в них, себестоимость  и повысить конкурентоспособность предприятия. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Цель курсового проекта  – особенности организации процесса бюджетирования.

Задачами курсового  проекта являются: рассмотрение теоретических  основ сущности бюджетирования, организации генерального бюджета, влияние бюджетов на организацию производства и на финансовый результат.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

1.1 Сущность  бюджетирования

1.1.1 Понятие  бюджета

Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.

Качественное бюджетирования предполагает участие в плановом процессе многих специалистов: маркетологов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, технологов, специалистов в области налогообложения, нормирование трудовых и материальных ресурсов и др.

Формирование бюджета  осуществляется по схеме, предусматривающей  взаимодействие «верхов» и «низов». Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование «снизу» и составление бюджета «сверху» представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.

Разработка бюджета  включает в себя 4 основных этапа:

    • постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
    • анализ  и обобщение собранной информации, расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
    • оценка проекта бюджета;
    • утверждение бюджета.

При сборе исходной информации предусматривается ответственность  структурных подразделений по представлению  информации с целью взаимоувязки необходимых показателей.

 

 

 

1.1.2 Функции  бюджета

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного  распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного  продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

Функция обеспечения  существования государства  ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата   управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

 

1.1.3 Этапы процесса бюджетирования

Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

При формировании бюджетов для подразделений организации  необходимым условием является использование  метода «нулевого баланса». Бюджеты  должны составляться не на основе затрат за прошедший период, а на базе запланированных мероприятий.

Бюджеты необходимо формировать  на базе одного из альтернативных вариантов  плана. Возможны следующие варианты: пессимистический, вероятностный и  оптимистический.

Пессимистический  вариант должен преследовать минимальную цель и требовать максимального сокращения имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант должен ориентироваться на достижении максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант должен предусмотреть выполнение максимальной цели при эффективном использовании всех ресурсов.

Формируемые бюджеты  должны отвечать следующим требованиям:

      1. Бюджеты должны быть напряженными, но достижимыми. Лишь сбалансированность мотивирует соблюдение бюджета.
      2. Право на существование имеет только действительный бюджет. Теневой или аварийный бюджеты недопустимы.
      3. Бюджет является обобщающим планом в натуральных и денежных единицах.
      4. Ответственный за исполнение бюджета должен принимать участие при его разработке, для того чтобы со всей ответственностью отнестись к составлению бюджета.
      5. Бюджет является своеобразной инструкцией к записи по счетам. Он требует равенства планируемых и фактических данных.
      6. Бюджет остается неизменным во время бюджетного периода.

Составленный бюджет должен проходить согласование со всеми  службами организации, участвующими в его формировании, после чего он представляется на рассмотрение руководству организации. После одобрения руководством организации бюджет становится действующим. Он должен быть обязательно принят перед началом хозяйственного года, для того чтобы требуемые мероприятия могли быть своевременно выполнены. бюджет имеет силу для целого временного периода. Меняющиеся данные, параметры или цели не ведут к изменению бюджета. Сведения об отклонениях, полученные в результате сравнения плановых и фактических показателей, учитываются на будущее к началу срока действия следующего бюджета.

На основании утвержденного  руководством организации бюджета  строятся ежемесячные планы доходов  и расходов, которые обязательны  для исполнения всеми службами. Через  эти планы осуществляется управление затратами в организации и обеспечивается достижением необходимого уровня экономических показателей (объем продаж, чистая прибыль, рентабельность активов, норма прибыли и др.), без чего не возможно гибкое развитие предприятия.

Эффективность и обоснованность принятых бюджетов выявляется тогда, когда сопоставляются плановые показатели с фактическими. Для этого на предприятии могут быть составлены как статические, так и гибкие бюджеты.

Статический бюджет рассчитывается на конкретный  уровень деловой активности организации. В нем доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации.

Статический бюджет отражает сам факт достигнутого результата. С его помощью сравнивают и  анализируют только абсолютные значения показателей как в денежном, так и в процентном отношениях.

Возможности более детального анализа статический бюджет не предоставляет. В этих целях используют гибкий бюджет.

В гибком бюджете предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Он учитывает изменение затрат и доходов в зависимости от изменения уровня продаж и представляет собой  динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

Гибкий бюджет включает доходы и расходы, скорректированные  на фактический объем продаж. Если в статическом бюджете показатели планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. При использовании гибкого бюджета применяется факторный анализ результатов.

В гибком бюджете для  производственных затрат в начале определяют норму в расчете на единицу продукции, а затем на основе этих норм определяется плановый объем производственных затрат в зависимости от уровня фактической реализации.

Информация о работе Теоретические основы бюджетирования