Теоретические аспекты построения годовой бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Для руководителей предприятий и организаций любой организационно-правовой формы необходимо знание хозяйственного учета. Составляющие хозяйственного учета складываются из учета оперативного, статистического, бухгалтерского. В современной экономике появились такие производные от бухгалтерского учета как учет управленческий и налоговый. В этот период появляется острая необходимость в знании международных принципов и правил ведения бухгалтерского (финансового) учета.
Управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия производится на базе показателей финансовой отчетности, которая составляется по данным синтетического и аналитического бухгалтерского учета и является информационной основой управления.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика объекта исследования 6
2. Значение отчетности для управления предприятием. Виды отчетности и ее государственное регулирование 10
2.1 Понятие, состав, виды бухгалтерской отчетности и требования к ней 10
2.2 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности 12
2.3 Государственное регулирование финансовой отчетности 14
2.4 Правила составления бухгалтерского баланса (форма №1) 16
2.5 Форма отчета о прибылях и убытках (форма №2) 21
2.6 Содержание отчета об изменениях капитала (форма №3) 25
2.7 Отчет о движении денежных средств (форма №4) 27
2.8 Формирование приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)) 30
3. Проблемы и перспективы совершенствования бухгалтерской отчетности в России 32
3.1 МСФО в российской системе учета 32
3.2 Проблемы и решения подготовки отчетности по МСФО 34
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Приложение  к бухгалтерскому балансу состоит  из следующих показателей (Приложение М, Н):

     1) Нематериальные активы. На анализируемом предприятии нематериальные активы отсутствуют, следовательно, этот показатель не заполняется.

     2) Основные средства. Сумма основных средств ЗАО «Топливная компания» на начало 2008 года составила 17598 тыс. руб. За 2008 г. основных средств поступило на сумму 8003 тыс.руб., выбыло – на 163 тыс. руб. В итоге на конец года стоимость основных средств организации равнялась 25438 тыс. руб. Амортизация за этот же период составила – на начало года – 3920 тыс. руб., на конец – 5315 тыс. руб..

     3) Доходные вложения в материальные  ценности.

     4) Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

     5) Расходы на освоение природных  ресурсов.

     Эти показатели на исследуемом предприятии  отсутствуют.

     6) Финансовые вложения. В течение 2006 года были приобретены краткосрочные ценные бумаги других организаций на сумму 4000 тыс.руб.

     7) Дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность организации составила на конец 2006 года – 18227 тыс. руб., увеличившись на 12298 тыс.руб., а кредиторская – 44633 тыс. руб.(на начало года составляла 18053 тыс. руб.).

     8) Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат). Расходы по обычным видам деятельности по сравнению с прошлым годом увеличились с 11841 тыс. руб. до 15323 тыс. руб..

     9) Обеспечения. В течение 2008 года объекты основных средств были переданы в залог на сумму 24902 тыс.руб.

     10) Государственная помощь. Государственная помощь ЗАО «Топливная компания» в 2008 г. оказана не была.

     Таким образом, детализация ряда показателей  бухгалтерского баланса, характеризующих  качественную работу организации, приводиться в форме №5 отчетности. Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др. Можно сделать вывод о том, что данные приложения к бухгалтерскому балансу играют важную роль, как для внутренних, так и для внешних пользователей информации.

 

     

    3. Проблемы и перспективы совершенствования бухгалтерской отчетности в России

    3.1 МСФО в российской системе учета

 

     На  базе Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике России в 1998 году была разработана Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Эта необходимость вызвана изменением системы общественных отношений в Российской Федерации, а также гражданско-правовой среды, что предопределяет потребность в адекватной трансформации бухгалтерского учета. Одной из задач реформы  является формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, поскольку в условиях рыночной экономики финансовая отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения управления. Полезность отчетности определяется ее коммуникативными и информационно-аналитическими функциями. Насколько релевантна для принятия инвестиционных решений опубликованная в отчетности информация о текущем финансовом состоянии организации, настолько высока вероятность привлечения инвесторов, кредиторов и других партнеров по бизнесу.

     Реализуя  решение задач, поставленных Программой реформирования бухгалтерского учета, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н введены действующие формы бухгалтерской отчетности организаций, которые используются уже с 2003 года. В соответствии с этим приказом бухгалтерская отчетность, как и прежде, состоит: из «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета об изменениях капитала», «Отчета о движении денежных средств», «Приложения к бухгалтерскому балансу», пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту. Для некоммерческих организаций разрешается не представлять формы № 3, 4, 5 при отсутствии соответствующих данных, но им рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств». Субъекты малого бизнеса имеют право в составе бухгалтерской отчетности представлять только формы №1 и № 2 и аудиторское заключение, если они обязаны проходить аудиторскую проверку [18].

     Ныне  действующие формы бухгалтерской  отчетности достаточно трансформированы к международным стандартам финансовой отчетности и несут полезную информацию, необходимую для анализа инвестиционной деятельности организации [19].

     Так, например, принципиально изменился  Отчет об изменении капитала (форма  №3). В последние годы эта форма отчетности приблизилась к мировым стандартам. Вместо традиционного постатейного изложения отчет впервые приобрел форму таблицы, удобную для целей бухгалтерского анализа. В основу построения взяты отчетные периоды: предыдущий и отчетный. Принципиально новым является включение показателей, оказывающих влияние на величину сформированной нераспределенной прибыли за период между 31 декабря предыдущего отчетного года и 1 января текущего отчетного года. Перечень МСФО и соответствующих им ПБУ представлен в Приложении О.

     Таким образом, информация, формируемая в формах финансовой отчетности, является достаточно полной. Она соответствует по своим элементам требованиям международных стандартов финансовой отчетности и может быть успешно использована для анализа и управления инвестиционной деятельностью коммерческой организации [18].

    3.2 Проблемы и решения подготовки  отчетности по МСФО

 

     Стандарт  МСФО 1 был разработан и введен в  действие с тем, чтобы упростить  процесс перехода на международные  стандарты финансовой отчетности организациям, впервые применяющим МСФО, облегчить подготовку сопоставимой информации о деятельности организации и ее финансовом положении за разные периоды времени. В этом состоит основное отличие МСФО 1 от интерпретации ПКИ 8 «Первое применение МСФО как основа для финансового учета» (Приложение П).

     Интерпретация ПКИ 8 требовала от компаний, впервые  переходящих на МСФО, применения всех финансовых стандартов и интерпретаций, действовавших за отчетный период, а также использования соответствующих  переходных положений стандартов. МСФО 1 требует ретроспективного применения действующих на отчетную дату стандартов финансовой отчетности к вступительному балансу, отчетному периоду и к сравнительной информации, но с учетом предусмотренных исключений (в том числе в таких сложных областях, как объединение бизнеса и определение пенсионных обязательств) [21].

     В целом процесс подготовки отчетности в соответствии с МСФО 1 требует  решения ряда задач, а именно:

  • определение принципов учетной политики, которые будут использоваться при формировании отчетности согласно МСФО;
  • определение необходимости использования каких-либо исключений из принципа ретроспективного применения (стандарт предлагает 11 исключений; их неприменение может привести к нарушению баланса выгод и затрат, то есть затраты по подготовке отчетности будут необоснованными в сопоставлении с выгодами, которые может принести отчетность ее пользователям);
  • использование обязательных четырех исключений из принципа ретроспективного применения;
  • подготовка вступительного баланса на дату перехода на МСФО;
  • определение состава раскрываемой информации в соответствии с требованиями МСФО 1.

     Наиболее  трудоемким процессом является разработка принципов учетной политики и  формирование вступительного баланса  организации.

     Для того чтобы правильно сделать  вступительный баланс, необходимо:

  1. Признать все активы и обязательства, которые соответствуют критериям признания, закрепленным в МСФО.
  2. Исключить все активы и обязательства, которые не соответствуют данным критериям.
  3. Классифицировать активы, обязательства и собственный капитал в соответствии с правилами МСФО.
  4. Отразить все элементы отчетности в оценке, соответствующей требованиям МСФО.

     Корректировки, которые осуществляются в связи  с переходом на МСФО, отражаются по статье «Нераспределенная прибыль» или по другой статье собственного капитала. Необходимо добавить, что требования МСФО 1 об оценке активов и обязательств предусматривают проверку активов на обесценение и применение валютных переоценок.

     Вступительный баланс не должен представляться вместе с финансовой отчетностью. Однако аудиторы в ходе проверки отчетности, внимательно изучают и проверяют вступительный баланс. Их цель при этом выявить некорректные сопоставления учетных правил ПБУ и МСФО, изменения в предыдущих оценочных показателях, исправления ошибок [19].

     В связи с тем, что переход на МСФО - процесс достаточно сложный, рекомендуется компаниям сформировать рабочую группу из специалистов различных подразделений организации и составить детальный план перехода на новую систему отчетности. Одной из задач группы будет оценка степени влияния процессов подготовки финансовой отчетности на: информационные системы и системы сбора, анализа и обработки данных о фактах хозяйственной деятельности организации; системы внутреннего контроля и др. [21].

    Заключение

 

     Финансовая (бухгалтерская) отчетность – система  взаимосвязанных показателей, отражающая результаты деятельности организации  за отчетный период. Отчетность включает в себя таблицы, которые составляются по данным бухгалтерского, оперативного, стратегического учетов.

      В ходе исследования было выяснено, что  бухгалтерская отчетность предоставляется заинтересованным пользователям – внутренним и внешним. В состав годовой отчетности включается две обязательных формы -бухгалтерский баланс(форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), и необязательные - приложения (формы №3 отчет о движении капитала, №4 отчет о движении денежных средств , №5 приложение к бухгалтерскому балансу), а также аудиторское заключение и пояснительная записка.

      В ходе работы было выяснено, что на исследуемом предприятии ЗАО «Топливная компания» прослеживаются кризисные явления (снижается ликвидность, платежеспособность и другие показатели). В ближайшие 6 месяцев платежеспособность объекта исследования восстановлена не будет. Выручка за 2008 год по данным отчета о прибылях и убытках составила 214210 тыс. руб., что на 115080 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Чистая прибыль составила в отчетном году 1,81 % от выручки. В общем виде можно сказать о том, что все показатели отчета о прибылях и убытках имели тенденцию к увеличению в 2008 году, за исключением прочих доходов и расходов, которые уменьшились в 15 и 5 раз соответственно. В ходе работы были также исследованы методика и порядок заполнения бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчетов об изменениях капитала, денежных средств и приложения к бухгалтерскому балансу. Данные формы отчетности на предприятии ЗАО «Топливная компания» составлены и заполнены правильно, в соответствии с общими требованиями. Также были рассмотрены перспективы перехода российского бухгалтерского учета на мировые стандарты финансовой отчетности, проблемы, связанные с этим и пути их решения.

      В завершение, стоит отметить, что  важная роль бухгалтерской отчетности определена её сутью – конечное выражение хозяйственных операций, состояние финансов и имущества, а также результатов предпринимательской деятельности. Отчетность необходима для оценки организации, для принятия обоснованных экономических решений, для управления организацией, а также для осуществления планирования. Отчетность должна быть достоверной, составленной в соответствии с законодательной и нормативной базой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теоретические аспекты построения годовой бухгалтерской отчетности