Теоретические аспекты построения годовой бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Для руководителей предприятий и организаций любой организационно-правовой формы необходимо знание хозяйственного учета. Составляющие хозяйственного учета складываются из учета оперативного, статистического, бухгалтерского. В современной экономике появились такие производные от бухгалтерского учета как учет управленческий и налоговый. В этот период появляется острая необходимость в знании международных принципов и правил ведения бухгалтерского (финансового) учета.
Управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия производится на базе показателей финансовой отчетности, которая составляется по данным синтетического и аналитического бухгалтерского учета и является информационной основой управления.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика объекта исследования 6
2. Значение отчетности для управления предприятием. Виды отчетности и ее государственное регулирование 10
2.1 Понятие, состав, виды бухгалтерской отчетности и требования к ней 10
2.2 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности 12
2.3 Государственное регулирование финансовой отчетности 14
2.4 Правила составления бухгалтерского баланса (форма №1) 16
2.5 Форма отчета о прибылях и убытках (форма №2) 21
2.6 Содержание отчета об изменениях капитала (форма №3) 25
2.7 Отчет о движении денежных средств (форма №4) 27
2.8 Формирование приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)) 30
3. Проблемы и перспективы совершенствования бухгалтерской отчетности в России 32
3.1 МСФО в российской системе учета 32
3.2 Проблемы и решения подготовки отчетности по МСФО 34
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива.

     Активная  часть имеет два раздела:

     1) внеоборотные активы;

     2) оборотные активы.

     Пассивная часть имеет три раздела:

     3) капитал и резервы;

     4) долгосрочные обязательства;

     5) краткосрочные обязательства.[18]

     В бухгалтерском балансе активы и  обязательства должны представляться с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения) на краткосрочные  и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные [15].

     Правила оценки статей Бухгалтерского баланса (форма № 1) устанавливаются положением «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации», которое утверждено 29.07.98 г. Приказом Минфина РФ № 34н и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности [17].

     Так, например, в соответствии с этим положением основные средства и нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости; сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, тара и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости; готовая продукция, в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если он применяется, то готовую продукцию могут оценивать по неполной фактической производственной себестоимости. Если счет 40 не применяется, то - по полной фактической себестоимости, которая формируется на счете 43 «Готовая продукция».

     Согласно  требованиям ПБУ 4/99 Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к форме № 1 и форме № 2 [15].

     Для наглядности разберем каким образом  был составлен бухгалтерский баланс (Приложение Б, В) на исследуемом предприятии. Возьмем для примера несколько статей актива и пассива баланса.

     Актив

     Раздел 1. Внеоборотные активы.

     Строка 110 «Нематериальные активы» (04, 05). Данный показатель определяется расчетно по данным Главной книги как разницы между остатком по счету 04 «Нематериальные активы» и остатком по счету 05 «Амортизация нематериальных активов». Согласно балансу у ЗАО «Топливная компания» на начало 2006г (Приложение В)  данные по строке 110 отсутствуют, так как нематериальных активов у организации нет.

     Строка 120 «Основные средства» (01, 02, 03). Согласно Приложению В на начало отчетного 2006 года, общая стоимость основных средств составила 13679 тыс. руб., а на конец – 20123  тыс. руб. (в оценке по остаточной стоимости). Данный показатель был получен расчетным путем по данным Главной книги на конец 2006 года как разница между суммой остатков по счетам 01 «Основные средства» суммой остатка по счету 02 «Амортизация основных средств» (Приложение Г):

     25438-5315= 20123  (тыс. руб) – на конец года.

     Строка 130 «Незавершенное производство» (07, 08). Заполняется путем суммирования остатков по счетам 07 «Оборудование  к установке», 08 «Капитальные вложения». По этой статье отражается та часть суммы авансов, которая выдана организацией в связи с осуществлением капитальных вложений. В бухгалтерском балансе ЗАО «Топливная компания» за 2006 год эта строчка отсутствует, поскольку незавершенного производства нет.

     Строка 190 «Итого по разделу I» формируется путем суммирования строк (110+120+130+135+140+145+150) раздела I «Внеоборотные активы» и составила на исследуемом предприятии к концу отчетного периода:

     0+20123+15750+0+0+39+0=35912 (тыс. руб.)

     Пассив.

     Раздел  III. Капитал и резервы.

     Строка 410 «Уставный капитал». Данная статья должна соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации и отраженному в кредите счета 80. заполняется на основании данных по счетам 80 и 81. В ЗАО «Топливная компания» размер уставного капитала составляет 30 тыс. руб. (Приложение Г).

     Строка 420 «Добавочный капитал» и строка 430 «Резервный капитал» на данном предприятии  отсутствуют.

     Строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Эта строка заполняется  по результатам реформации бухгалтерского баланса. В результате реформации баланса прибыль отчетного года превращается в прибыль прошлых лет, то есть обнуляются счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Порядок осуществления реформации баланса можно представить в виде рисунка (Приложение Д):

     В течение года каждый месяц, сопоставляя  обороты по счету 90, определяется финансовый результат от обычных видов деятельности. Если оказывалось, что организация  за месяц получила прибыль, то в учете  составляется бухгалтерская запись:

     Дебет 90 субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

     Кредит 99 «Прибыли и убытки».

     Убыток  же списывается следующей записью:

     Дебет 99 «Прибыли и убытки»

     Кредит 90 субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» [7].

     В конце года все субсчета, открытые к счету 90, нужно закрыть внутренними записями на субсчет «Прибыль/убыток от продаж». В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90 «Продажи» будет нулевой остаток. На исследуемом предприятии прибыль составила 4267 тыс. руб.

     Строка 700 «Баланс». Формируется за счет следующих показателей: 490+590+690, т.е. отображается величина пассива баланса. В ЗАО «Топливная компания» строка 700 равна:

     421+13219+18052 = 31692 (тыс. руб.) – на начало отчетного периода;

     4297+24645+44633 = 73575 (тыс. руб.) – на конец отчетного периода.

     Таким образом, при правильно составленном балансе должно отобразиться равенство  по строке 300 и 700. Бухгалтерский баланс ЗАО «Топливная компания» составлен  правильно, так как в нем соблюдается  равенство итоговой части актива и пассива баланса на начало и конец периода. 

     Таким образом, любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образовавшихся волей хозяйствующих субъектов, а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и т. д.).

      2.5 Форма отчета о прибылях и убытках (форма №2)

 

     Согласно  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», отчет о прибылях и убытках  в РФ должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В него включаются такие показатели, как выручка от продаж, себестоимость поданной продукции, товаров (работ, услуг), операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, формирующие прибыль организации, а также основные направления использования полученной прибыли [1].

     Доходами  предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия.

     В отчете о прибылях и убытках доходы предприятия должны подразделяться на доходы от основного вида деятельности – выручка (без НДС и иных аналогичных налогов и сборов) от продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг; прочие доходы и чрезвычайные доходы (поступления на восполнение потерь вследствие  стихийных бедствий, пожара, аварии и т.п.).

     Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения  обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

     Расходы в зависимости от их характера  и направлений деятельности предприятия  обычно подразделяются на расходы по обычным видам деятельности (связаны  с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг);прочие расходы и чрезвычайные расходы (возникают вследствие стихийных бедствий, пожара, аварии и т.п.) [7].

     Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» утверждена приказом Минфина № 67н от 22.07.03 г. «О формах бухгалтерской отчетности организации».

     В отчете о прибылях и убытках дается справочная информация. Здесь показываются суммы постоянных налоговых обязательств (активы), суммы базовой прибыли, убытка на акцию (для АО) при исчислении дивидендов по итогам года, сумма разводненной прибыли (убытка) на акцию.

     Отчет о прибылях и убытках имеет  дополнительную таблицу, в которой  дается расшифровка отдельных прибылей и убытков. Информация в таблице  представляется за отчетный период и  аналогичный период прошлого года, где расшифровываются отдельные прибыли (убытки) по следующим показателям:

     а) штрафы, пени, неустойки, признанные или  по которым получены решения суда об их взыскании;

     б) прибыли (убытки) прошлых лет;

     в) возмещение убытков, причиненных неисполнением  или ненадлежащим исполнением обязательств;

     г) курсовые разницы по операциям в  иностранной валюте;

     д) отчисления в оценочные резервы;

     е) списание дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истек срок исковой давности.

     Таким образом, эта таблица дает аналитическую расшифровку второго раздела отчета о прибылях и убытках «Прочие доходы и расходы». В отчете о прибылях и убытках в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» организация может представлять информацию в виде расшифровок с соответствующими статьями отчета о прибылях и убытках по форме: «в том числе» или «из них».

     Отчет о прибылях и убытках утверждается подписями руководителя и главного бухгалтера с указанием их ФИО  и даты утверждения [18].

     Организации должны сдать Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. не позднее 31 марта 2007 г. Основными правилами, которые надо выполнять, составляя его, являются:

     - показатели Отчета должны быть  отражены в тысячах (миллионах)  рублей. При этом суммы надо  взять без десятичных знаков  после запятой;

     - все показатели отражают нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря 2006 года включительно. При этом в графе 3 приводят данные за отчетный период, а в графе 4 – за аналогичный период прошлого года;

     - каждый существенный показатель можно представить отдельно, несущественные же суммы разрешается объединить;

     - отрицательные показатели записывают  в круглых скобках.

     Рассмотрим  правила формирования Отчета о прибылях и убытках (Приложение Е, Ж) на исследуемом предприятии:

     Строка 010 «Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)». Здесь отражают выручку от обычных видов деятельности. Во-первых, организации нужно определить, что считать ее обычными доходами. Выручка от продажи определяется по мере отгрузки продукции, товаров и предъявления счетов покупателю. Применение кассового метода разрешается при переходе права собственности покупателю только после оплаты. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.

     Во-вторых, выявленные доходы от обычных видов  деятельности надо скорректировать  на предоставленные покупателям  скидки (наценки), проценты за просрочку или отсрочку платежа, положительные и отрицательные суммовые разницы.

Информация о работе Теоретические аспекты построения годовой бухгалтерской отчетности