Сущность, предмет и объекты бухгалтерского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:08, лекция

Описание работы

Бухгалтерское дело - более широкое понятие, которое характеризует не только процесс ведения счетов, но и теоретико-методологические вопросы. Следовательно, бухгалтерское дело – это теория и методология ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Работа содержит 1 файл

Лекции по бухгалтерскому делу.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Основными целями инвентаризации являются: выявление  фактического наличия имущества; сопоставление  фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Основными целями инвентаризации являются:

  1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок.
  2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций.
  3. Контроль сохранности имущества.
  4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.
  5. Проверка условий и порядка хранения товаров.
  6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.
  7. Проверка соблюдения принципа материальной ответственности.
  8. Проверка состояния учета и организация движения товарных запасов.
  9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.

Количество  инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризации  проводятся в обязательном порядке:

-при передаче  имущества предприятия, учреждения  в аренду;

-при выкупе, продаже, а также преобразовании  государственного или муниципального  предприятия в акционерное общество  или товарищество;

-перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

-В районах,  расположенных на Крайнем Севере  и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья  и материалов может проводиться  в период наименьших остатков;

-при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

-при установлении  фактов хищений или злоупотреблений,  а также порчи ценностей;

-при установлении  фактов краж, ограблений - немедленно  при установлении таких фактов;

-после пожара  или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;

-при переоценке  основных средств и товарно-материальных  ценностей, если иное не установлено  в сроки, определенные соответствующими  документами

Виды инвентаризации.

Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной.

При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в  конце года перед составлением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).

При частичной  инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества  в определенных местах хранения.

Порядок проведения инвентаризации на предприятии

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие  хотя бы одного члена комиссии при  проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества  инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на « _ » (дата) », что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные  лица дают расписки в том, что к  началу инвентаризации все расходные  и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Если инвентаризация имущества проводится в течение  нескольких дней, то помещения, где  хранятся материальные ценности, при  уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов  в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные  лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения исправляет выявленные ошибки в установленном порядке.

По окончании  инвентаризации могут проводиться  контрольные проверки правильности ее проведения, с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных  лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

В межинвентаризационный  период в организациях с большой  номенклатурой ценностей могут  проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные  проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Отражение результатов инвентаризации имущества в бухгалтерском учете:

Для выявления  результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов, кот заполняют  по данным инвентаризационных описей. Затем составляются сличительные ведомости, для чего могут использоваться также данные отчетов материально ответственных лиц. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения.

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после  ее окончания.

При хранении товарно-материальных ценностей на разных складах с одним материально-ответственным лицом инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. В рамках одного склада пересчет ценностей проводится в порядке их расположения в помещении хранения.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации, должны приходоваться после инвентаризации по реестру или товарному отчету. Во время инвентаризации эти ценности заносятся в отдельную опись, которая называется «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма, а на приходном документе делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи. В случае, если в следствие производственной необходимости происходит отпуска ценностей во время проведения инвентаризации, отпущенные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации.

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  1. основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  2. убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Рассмотрим  корреспонденцию счетов по результатам  инвентаризации.

1. Отражение  на счетах излишков, выявленных  при инвентаризации: Дт 01 «Основные средства», Дт 10 «Материалы», Дт 41 «Товары», Дт 43 «Готовая продукция», Дт 50 «Касса» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

2. Отражение  на счетах недостачи, выявленной  при инвентаризации: Дт 94 «Недостачи  и потери от порчи ценностей» Кт 01 «Основные средства», Кт 10 «Материалы», Кт 41 «Товары», Кт 43 «Готовая продукция», Кт 50 «Касса».

3. Списание недостачи  в пределах норм естественной  убыли: Дт 20 «Основное производство»  Дт 23 «Вспомогательные производства»  Дт 25 «Общепроизводственные расходы» Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Дт 29 «Обслуживающие производства» Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

4. Списание недостачи  за счет виновного лица:

а) Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

б) разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновного  лица, и суммой недостачи на счете 43 «Готовая продукция»-2:

Дт 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

в) погашение  задолженности: Дт 98–4 «Разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кт 91 «Прочие доходы и расходы субсчет 1 «Прочие доходы»;

г) восстановление суммы налога на добавленную стоимость (НДС) со стоимости недостающих активов: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

д) отнесение  суммы налога на добавленную стоимость  на виновное лицо: Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»  Кт 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»;

е) возмещение виновным лицом суммы недостачи: Дт 50 «Касса» субсчет 1 «Касса организации» Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

5. Списание недостачи  на финансовые результаты: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

6. Списание недостачи  на финансовые результаты, виновники  которых по решению суда не  установлены:

а) на сумму недостачи: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 10 «Материалы» Кт 41 «Товары» и др.;

б) на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим  ценностям: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

в) списание недостачи: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»; Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Данные результатов  проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

 

Бухгалтерская отчетность: состав, порядок формирования, классификация.

 

1. Понятие  и значение бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчётность - это совокупность показателей, характеризующих условия и результаты финн-хоз деятельности организации за определенный период.

Информация о работе Сущность, предмет и объекты бухгалтерского дела