Сущность, предмет и объекты бухгалтерского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:08, лекция

Описание работы

Бухгалтерское дело - более широкое понятие, которое характеризует не только процесс ведения счетов, но и теоретико-методологические вопросы. Следовательно, бухгалтерское дело – это теория и методология ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Работа содержит 1 файл

Лекции по бухгалтерскому делу.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО

 

 

ТЕМА 1. Сущность, предмет и объекты  бухгалтерского дела.

 

Бухгалтерское дело - более широкое понятие, которое  характеризует не только процесс  ведения счетов, но и теоретико-методологические вопросы. Следовательно, бухгалтерское  дело – это теория и методология ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учет как разновидность хозяйственного учета и информационная система имеет ряд особенностей:

  • документально обоснован;
  • непрерывен во времени;
  • сплошной       по       охвату       процессов, происходящих  в  финансово-хозяйственной  деятельности организации;
  • формирует       информацию,       имеющую стоимостную   оценку,    что   обеспечивает возможность   обобщения   и   группировки данных и их сопоставимость.

Информация     о     фактах      хозяйственной деятельности,      не имеющая      стоимостного измерения,   также  отражается   в   бухгалтерском учете для проведения контроля за совершением хозяйственных операций и движением имущества организации,

Бухгалтерские данные необходимы при составлении производственных смет, текущих и перспективных планов (бюджетов) продаж, определении затрат на производство и себестоимости продукции и т.п.

Бухгалтерскую     информационную     систему условно разделяют на подсистемы:

  • финансовый учет;
  • управленческий учет;
  • налоговый учет.

Цели финансового учета — формирование и 
представление информации внешним пользователям; акционерам и собственникам, инвесторам, кредиторам, поставщиком и подрядчикам, покупателям, регулирующим и контролирующим органам, органам статистики, а также общественности. Каждая группа внешних пользователей имеет свои интересы и предъявляет свои требования к бухгалтерской (финансовой) информации.

В финансовом учете аккумулируется информация о состоянии и составе имущества организации, составе и состоянии капитала и других источников финансирования ее деятельности, доходах и расходах, финансовых результатах, величине и составе финансовых инвестиций и доходов от них. На основе информации финансового учета составляется бухгалтерская финансовая отчетность.

Несмотря на единство системы бухгалтерского учета, каждая подсистема имеет особенности методологического и организационного характера.

  1. Пользователи информации. Обобщенная в финансовой отчетности информация финансового учета используется внутренними пользователями (менеджерами высшего и среднего уровня управления), открыта для публикации и предоставляется внешним пользователям. Информация управленческого учета обобщается в отчетах, сводках, подготавливаемых бухгалтером организации в зависимости от требований и целей внутренних пользователей. Информация управленческого учета составляет коммерческую тайну организации. Информация налогового учета используется государственными налоговыми органами для контроля за формированием налоговых обязательств организаций и уплатой налоговых платежей. Также информация используется внутренними пользователями для оптимизации и регулирования налоговых платежей организации.
  2. Наличие единых принципов формирования показателей. Определение показателей финансового, управленческого и налогового учета основано на единых принципах, которые обеспечивают единообразие, достоверность, полноту и своевременность информации. Однако в подсистеме управленческого учета бухгалтерская служба каждой организации готовит отчеты по интересующим руководство проблемам в соответствии с установленными внутренними формами документов организации и порядком ведения управленческого учета.
  3. Применяемые учетные измерители. Информация финансового и налогового учета представляется в денежном выражении. В управленческом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители.
  4. Охват учетных операций. Финансовый учет отражает финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. Управленческий учет может быть организован в целом по организации, на отдельном участке или по отдельным объектам.
  5. Периодичность представления отчетности. Для финансовой налоговой отчетности установлены строго определенные (регламентированные) периодичность, сроки и адреса представления. Для управленческой отчетности строгая периодичность не уставлена, сроки обусловлены целями и интересами руководства организации.
  6. Обязательность ведения учета и представления отчетности. Все организации независимо от формы собственности обязаны вести финансовый учет и представлять финансовую отчетность Ведение управленческого учета — право самой организации. Ведение налогового учета и представление налоговой отчетности также обязательно для организаций.

 

ТЕМА 2. Пользователи бухгалтерского учета

 

В зависимости от цели использования учетной информации в российской практике различают внутренних и внешних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений, о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

Информация, сформированная для этой цели, отвечает общим потребностям заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете аккумулируется информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии определенных решений.

Заинтересованными внешними пользователями информации считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в данных об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эти данные, а также имеющие желание их изучать. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Поскольку интересы внешних пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности таких пользователей в полном объеме. В связи с этим информация для внешних пользователей удовлетворяет лишь общие для них потребности.

Внутренним пользователям учетные данные нужны для управления организацией. К таким пользователям относятся лица, ответственные за управление организацией. В зависимости от уровня управления лицам, принимающим решение, необходимы разные виды информации. Так, менеджерам высшего уровня необходима в основном статистическая, бухгалтерская финансовая информация и в меньшем объеме — бухгалтерская управленческая информация. На среднем уровне менеджерам-исполнителям требуется преимущественно бухгалтерская управленческая и частично бухгалтерская финансовая информация, а на оперативном уровне — только бухгалтерская управленческая и оперативная учетная информация.

Внешние пользователи, изучив предоставленные публикуемые данные бухгалтерского финансового учета — финансовую отчетность, оценивают финансовое состояние и финансовое положение организации в зависимости от своих финансовых интересов.

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности выделяют следующие группы пользователей'

  1. пользователи, имеющие прямой финансовый интерес;
  2. пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес;
  3. пользователи, не имеющие финансового интереса.

В первую группу пользователей с прямым финансовым интересом входят лица, управляющие организацией, и лица, находящиеся вне организации, но имеющие с ней тесные экономические связи:

а) административно-управленческий персонал организации, который несет ответственность за управление деятельностью организации и достижение целей, стоящих перед ней. В состав администрации организации входят директорат, высший управленческий персонал, руководители подразделений, рядовые менеджеры. Все они заинтересованы в стабильности финансового положения и рентабельности организации;

б) акционеры и собственники, которых в первую очередь интересует способность организации получать прибыль и привлекать инвесторов. Большой интерес у данной группы пользователей вызывает и наличие средств для оплаты долгов организации.

Особенность этих групп пользователей состоит в непосредственном их участии в деятельности организации, следовательно, большем влиянии на хозяйственную деятельность и на принятие тех или иных управленческих решений.

В группу пользователей с прямым финансовым интересом, но не принимающих непосредственного участия в процессе управления организацией, входят инвесторы, в том числе потенциальные, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели;

в) инвесторы, которых интересуют финансовые перспективы организации и ее возможности выплачивать дивиденды;

г) кредиторы, которых волнует в основном ликвидность организации, т.е. способность своевременного погашения полученных кредитов 
(займов) и процентов по ним;

д) поставщики и подрядчики, для которых важны сроки попучения ими платы за выполненные работы, реализованные товары или предоставленные услуги;

е) покупатели, которых интересует стабильность производственной деятельности организации и перспективы ее развития.

Вторую группу составляют пользователи 
бухгалтерской информации, имеющие косвенный 
финансовый интерес. Их влияние на управление 
организацией достаточно специфично и регламентируется законодательными и нормативными актами. В эту группу входят государственные регулирующие органы, контрольные и налоговые органы. Регулирующие органы — это государственные и ведомственные структуры, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности экономических субъектов, совершение операций с ценными бумагами, биржевых операций и т.д.

Налоговые органы контролируют правильность уплаты налогов всех уровней в соответствии с требованиями законодательства.

Государственные контрольные органы проводят внешний контроль за сохранностью государственного имущества, рациональным и эффективным использованием целевых бюджетных средств.

К третьей группе пользователей финансовой отчетности, не имеющих финансового интереса, относятся органы статистики, аудиторы (аудиторские организации), арбитражные и другие судебные органы, научно-исследовательские организации, учебные заведения, общественность, т.е. пользователи, которых волнуют общие природоохранные, демографические, социально-экономические вопросы, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов.

 

 

ТЕМА 3. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в РФ.

 

 

В Российской Федерации  разработана и действует национальная система бухгалтерского учета, базирующаяся на специфике экономических отношений и традиций государства.

Регулирование учета в России осуществляется посредством  издания нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую  силу. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации разработана четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Первый  уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.

Законодательство  этого уровня содержит основные нормы  – принципы, исходя, из которых строится содержание нормативных актов других уровней, а также императивные, строго определенные правила организаций бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Второй  уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации, т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. Документы второго уровня определяют основную терминологию системы бухгалтерского учета, принципы и правила формирования полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и представления информации в бухгалтерской отчетности. К таким документам относятся Положения по бухгалтерскому учету.

Положения по бухгалтерскому учету

1   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

2   ПБУ 1 / 08 "Учетная политика организации"

3   ПБУ 2 / 2008 "Учет договоров строительного подряда"

Информация о работе Сущность, предмет и объекты бухгалтерского дела