Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:14, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования являются теоретико-методологические положения по анализу и оценке систем контроля аудируемых лиц в процессе проведения внешнего аудита и организационно-методические подходы к оценке надежности средств внутреннего контроля проверяемых хозяйствующих организаций. Объектом исследования является деятельность ТОО «НПФ Данк».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Теоритические и методологические основы аудита………………………….6
1.1 сущность аудита порядок его организации и основные нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РК……………...6
1.2 организационно-экономическая характеристика………………………….11
1.3 характеристика учетной и налоговой учетной политики ТОО «НПФ Данк»……………………………………………………………………………...18
2. Организация аудиторской деятельности и порядок ее осуществления в РК…………………………………………………………………………………25
2.1 Виды аудита его принципов и характеристика видов аудиторской деятельности……………………………………………………………………..25
2.2 Порядок создания аудиторской организации и контроля качества аудиторской деятельности………………………………………………………36
2.3 Характеристика видов аудиторских отчетов и требования, предъявляемые к их составлению и представлению…………………………………………….42
3. Характеристика международных стандартов аудита………………………49
3.1 Стандарты ответственности и их применение в практической деятельности РК…………………………………………………………………49
3.2 Планирование аудита и стандарты контроля………………………………54
3.3 Стандарты аудиторских доказательств ……………………………………69
Заключение…………………………………………………………………...81
Список использованной литературы..............................................................83

Работа содержит 1 файл

Артем диплом.doc

— 570.50 Кб (Скачать)

Палаты аудиторов РК являются некоммерческими профессиональными организациями, осуществляющими регулирование деятельности аудиторов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий. Они объединяют на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируются за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Целью их деятельности является содействие развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в Республике Казахстан, повышение профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов своих членов. Палаты аудиторов регулярно проводят и оказывают всестороннюю поддержку мероприятий, направленных на развитие аудита и бухгалтерского учета в Республике Казахстан.

Членство в Палате аудиторов предусматривает следующие категории:

Действительные члены -

аудиторы, имеющие квалификационное свидетельство «аудитор».

Ассоциированные члены -

аудиторские организации, имеющие лицензию на занятие аудиторской  деятельностью.


 

Аудиторы и аудиторские  организации выступают членами только одной профессиональной организации.

Члены Палаты аудиторов:

- состоят в профессиональной  аудиторской организации, объединяющей большинство аудиторов Казахстана

- состоят в профессиональной  аудиторской организации, уже 10 лет являющейся действительным членом Международной федерации бухгалтеров;

- обладают правом  принять участие в работе комитетов Палаты аудиторов;

- получают методические  рекомендации и разъяснения от  профессиональных аудиторов;

- проходят повышение  квалификации у именитых преподавателей;

- проходят контроль  качества в соответствии с  Международным стандартом контроля  качества №1

и на основании  документации Института присяжных бухгалтеров Шотландии;

- обладают возможностью  получить Международный сертификат CIPA;

- бесплатно  получают Сборник Международных  стандартов аудита в последней  редакции, переведенной на русский  язык;

- обладают эксклюзивным  правом на доступ к закрытой части веб-сайта Палаты аудиторов:

- имеют возможность принять  участие в международных конференциях  и мероприятиях ЕССБА, CIPA EN, МФБ и других организаций.  

Решение о принятии в члены Палаты аудиторов принимается Советом Палаты аудиторов простым большинством голосов.

Дополнительные требования: действительным членам палаты аудиторов необходимо заполнить анкету, утвержденную постановлением Совета Палаты аудиторов №11 от 26 февраля 2009 года.

Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции  палат аудиторов. Частное учреждение «Квалификационная комиссия Палаты аудиторов по аттестации кандидатов в аудиторы Республики Казахстан» (далее – Квалификационная комиссия Палаты аудиторов) является некоммерческой организацией и действует на основании Положения в целях аттестации кандидатов в аудиторы, желающих заниматься аудиторской деятельностью на территории Республики Казахстан.

Квалификационная комиссия Палаты аудиторов создана путем преобразования первой казахстанской Квалификационной комиссии, осуществляющей свою деятельность с 1999 года. Единственным учредителем  является объединяющая в себе большинство аудиторов и аудиторских организаций страны, аккредитованная Министерством финансов РК Профессиональная аудиторская организация «Палата аудиторов Республики Казахстан».

Квалификационной комиссией Палаты аудиторов разработана и утверждена программа аттестации кандидатов в аудиторы, соответствующая международным стандартам финансовой отчетности, утвержденным Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности, стандартам аудита и налоговому, гражданскому, банковскому, страховому, пенсионному законодательству Республики Казахстан.

Основными функциями Квалификационной комиссии являются:

- определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований;

- принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации «аудитор» и личной печати аудитора;

- принятие решения об аннулировании квалификационного свидетельства и информирование об этом решении Департамента и Национального банка РК. [26, с. 41]

Аттестация  на право осуществления аудиторской  деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской  деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационное свидетельство аудитора и личная печать с указанием номера квалификационного свидетельства. Срок его действия не ограничен.

Физические  лица, желающие получить свидетельство  аудитора, должны иметь: диплом о высшем образовании и трудовой стаж менее 3 лет в экономической, финансовой, контрольно- ревизионной или в правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях. по бухгалтерскому учету и аудиту.

Лица, не прошедшие  аттестацию, допускаются к прохождению  повторной аттестации не раньше чем  через 3 месяца.

Деятельность  по проведению аудита осуществляется только при наличии соответствующей  лицензии, которая может быть получена аудиторской организацией как юридическим лицом. Аудиторам, работающим в составе аудиторских организаций, лицензии не требуются.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности является постоянной и действует  на всей территории Республики Казахстан.

Лицензирование  аудиторской деятельности, в том  числе порядок выдачи, приостановления  и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Казахстан о лицензировании.

Аудиторская организация  и аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Обязательному ежегодному аудиту подлежат:

  • акционерные общества;
  • страховые (перестраховочные) организации и страховой брокер;
  • крупные участники страховой (перестраховочной) организации, владеющие (имеющие право голосовать) 25 и более процентами голосующих акций страховой (перестраховочной) организации, а также юридические лица, в которых страховая (перестраховочная) организация имеет значительное участие;
  • накопительные пенсионные фонды и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;
  • крупные участники открытого накопительного пенсионного фонда, а также юридические лица, в которых открытый накопительный пенсионный фонд имеет значительное участие;
  • недропользователи;
  • банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;
  • субъекты естественной монополии, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности;
  • организации гражданской авиации, за исключением авиакомпании, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством РК;
  • хлебоприемные предприятия;
  • фонд гарантирования страховых выплат;
  • юридические лица РК, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;
  • хлопкоперерабатывающие организации. [2, ст.5 п.2]

 

 

1.2 Организационно-экономическая  характеристика ТОО «НПФ Данк»

 

Важнейшей целью  аудита является оценка эффективности  функционирования системы управления предприятием. Она достигается в  процессе контроля со стороны создаваемой на предприятии службы внутреннего аудита, за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений.

Институт внутренних аудиторов дает следующее его определение: «внутренний аудит – это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Его цель – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверки».

Особенностями внутреннего аудита являются:

-он проводится в рамках организации ее служащими (внутренними аудиторами):

-выполняется  по желанию руководства организации;

-информация, получаемая  в результате его проведения, предназначена для удовлетворения  потребностей управленческого персонала;

-затраты на  содержание системы внутреннего аудита берет на себя саамам организация.

Таким образом, службу внутреннего аудита создают  для того, чтобы с его помощью  успешно конкурировать на рынке  благодаря росту качества производимой продукции, снижению ее себестоимости, знанию потребностей рынка, т. е. в итоге за счет эффективной работы. Предприниматель изыскивает средства, чтобы получить прибыль, поскольку в противном случае неминуемо банкротство, поэтому он заинтересован в эффективной работе службы внутреннего аудита и постоянно оценивает, какую пользу он получает от внутренних аудиторов и какие затраты он несет на их содержание. Если «баланс» будет не в пользу внутреннего аудита, то предпринимаются меры по улучшению работы как организации, так и внутренних аудиторов либо по ликвидации службы аудита.

Деятельность  внутренних аудиторов во многом аналогична деятельности внешних аудиторов. В перечень услуг внутренних аудиторов могут быть включены проверка систем контроля, оценка экономичности и эффективности операций организации, а также проверка уровня достижения программных целей. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим аудитом.

Управленческий  аудит представляет собой изучение деловых операций в целях выработки  рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики организации.

Американский  институт дипломированных общественных бухгалтеров определил управленческий аудит как вид консультационных услуг в помощь клиенту для  повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей. В США он выполняется независимыми компаниями дипломированных общественных бухгалтеров.

Внешний (финансовый) аудит проводится для контроля за внешней (финансовой) бухгалтерией. Комитет  Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета, созданный в 1971 году, дал такое определение финансового аудита: «Аудит- это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

Следовательно, внешний аудит имеет свои цель и логику проведения, не являясь  беспорядочным или незапланированным. Основная цель внешнего аудита -проверка финансового отчета для подтверждения представленных данных или их опровержения и составления заключения. Он осуществляется на договорной основе и может быть обязательным или инициативным.

Таким образом, можно утверждать, что внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях.

Однако между  ними имеются и существенные различия. Это, прежде всего, различия в уровнях  независимости. Органы внутреннего  аудита создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству  и находятся полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и организационно независимы от аудируемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Деятельность  органов (служб) внутреннего аудита на предприятии должна быть четко  регламентирована соответствующим Положением (внутрифирменным стандартом), предусматривающим их права и обязанности, а также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы.

На разных предприятиях служба внутреннего аудита может  быть организована по-разному. Также как и внешний аудит, внутренний аудит может быть либо обязательным, либо инициативным. Обязательным внутренний аудит может быть в тех случаях, когда на уровне вышестоящего органа принимается решение о введении во всех его структурных подразделениях службы обязательного внутреннего аудита. Например, материнская компания имеет право принять подобное решение по отношению ко всем своим дочерним предприятиям или, например, Национальным Банком Республики Казахстан было принято соответствующее решение о введении службы обязательного внутреннего аудита по отношению к каждому банку второго уровня. Для обеспечения независимости службы внутреннего аудита, право назначения на должность внутренних аудиторов и их увольнения с этих должностей принадлежит только руководителю того вышестоящего органа, который принимает решение о создании службы обязательного внутреннего аудита.

Информация о работе Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане