Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Процесс перехода нашей страны к рыночной экономике обусловил возникновение новых объектов учета, в частности лизинговых операций и операций, связанных с выпуском ценных бумаг, функционированием организаций с участием иностранных инвестиций и малых предприятий, кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т.п. Широкое использование элементов рыночной экономики с неизбежностью приводит к потребности применения в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе унификации отчетности по содержанию и порядку составления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1.СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 4
1.1.Пользователи отчетной информации. Качественные характеристики отчетности. 4
1.2. Нормативное регулирование составления отчетности. 7
2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. 11
2.1.Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления организации. 11
2.2.Состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности. 14
2.3.Порядок представления бухгалтерской отчетности и ее публикация. 19
3. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ ТРЕБОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 21
3.1. Требования, предъявляемые к составлению годовой отчетности. 21
3.2. Аудит отчетности. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Провека соответствия отчетности.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

 

      3.2. Аудит отчетности.

    Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая  своим результатом выражение  мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    На  макроэкономическом уровне аудит выступает  как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  • бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  • бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  • степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

      Целями  аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

      В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и  уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

  • соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
  • соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

      Мнение  аудиторской организации о достоверности  бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

      Вместе  с тем пользователи бухгалтерской  отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

      Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской  организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

      При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

        Аудиторская организация не несет  ответственности за невыполнение  руководством экономического субъекта  и его экономическими и производственными  подразделениями требований нормативных актов Российской Федерации. Ответственность за соблюдение установленных этими актами норм и правил несет руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что экономический субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.

        При проверке соблюдения нормативных  актов экономическим субъектом  аудитор должен установить:

      а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

      б) привлекаются ли специалисты аудиторских  и юридических организаций для  получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;

      в) разработаны ли внутренние рабочие  документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и  финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

      г) применяются ли меры воздействия (и  какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных  актов;

      д) осуществляется ли предварительный  контроль законности планируемых крупных  сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

      При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

      Аудитор должен обратить особое внимание на такие  нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

      а) изучить имеющуюся информацию и  нормативно - правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

      б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

      в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие  существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

      г) проверить наличие документов о  регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

      Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим  субъектом требований нормативных  актов, аудитор должен планировать  и проводить аудит с достаточной  степенью профессионального скептицизма.

      Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск необнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

      а) значительного количества нормативных  актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

      б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю  хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

      в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

      г) получения аудитором большинства  сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

        При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

      Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство  экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

      При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов, он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

      При оценке влияния выявленных нарушений  на достоверность бухгалтерской  отчетности аудитор должен учесть возникновение таких последствий, как:

      а) взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;

      б) появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится  на структуре имущества проверяемого экономического субъекта;

      в) прекращение деятельности экономического субъекта;

      г) появление сомнений в правдивости  и достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

      Аудитору  необходимо учесть, что к нему могут  быть применены меры ответственности в случае сокрытия им обнаруженных фактов, подтверждающих наличие состава преступления в действиях (бездействии) экономического субъекта. При наступлении подобных обстоятельств аудитору следует руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности", а также целесообразно получить консультацию у юриста о возможных последствиях.

      В тех случаях, когда получить информацию о действительном или предполагаемом нарушении требований нормативных актов невозможно, аудитор должен реально оценить влияние отсутствия необходимых документов на достоверность выводов, содержащихся в аудиторском заключении.

      Аудитору  следует учесть влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом на другие аспекты аудита, в особенности на достоверность сведений, представленных руководством экономического субъекта. В случае если нарушения не были обнаружены системой внутреннего контроля или не были включены в сведения, которые представило руководство, аудитор вправе пересмотреть оценку возможных рисков, а также степень достоверности сведений, представляемых руководством экономического субъекта.

      Если  невыполнение требований нормативных  документов по бухгалтерскому учету  и налогообложению является существенным, то аудитор обязан сделать следующее:

      а) отразить все такие нарушения  в своей рабочей документации;

      б) учесть влияние отмеченных нарушений  на надежность аудиторских доказательств  и дальнейшее планирование процедур аудита;

      в) сообщить руководству экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;

      г) сообщить пользователям бухгалтерской  отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).

      Если  аудитор пришел к выводу, что руководство экономического субъекта, включая и работников экономических служб, причастно к фактам невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, то аудитор должен сообщить об этом высшему органу управления экономического субъекта.

      Факты невыполнения требований нормативных  актов должны быть учтены аудитором при составлении аудиторского заключения следующим образом (при этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и "Существенность и аудиторский риск"):

Информация о работе Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях