Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:26, курсовая работа
Процесс перехода нашей страны к рыночной экономике обусловил возникновение новых объектов учета, в частности лизинговых операций и операций, связанных с выпуском ценных бумаг, функционированием организаций с участием иностранных инвестиций и малых предприятий, кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т.п. Широкое использование элементов рыночной экономики с неизбежностью приводит к потребности применения в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе унификации отчетности по содержанию и порядку составления.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 4
1.1.Пользователи отчетной информации. Качественные характеристики отчетности. 4
1.2. Нормативное регулирование составления отчетности. 7
2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. 11
2.1.Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления организации. 11
2.2.Состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности. 14
2.3.Порядок представления бухгалтерской отчетности и ее публикация. 19
3. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ ТРЕБОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 21
3.1. Требования, предъявляемые к составлению годовой отчетности. 21
3.2. Аудит отчетности. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документов второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня.
Четвертый
уровень включает приказы, указания,
инструкции, выпускаемые самой
На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация – Институт профессиональных бухгалтеров, имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.
Первым объединением научных и практических работников учета, анализа и аудита на не зависящей от государства основе стала Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС), созданная в 1989г. АБиАС представлена в качестве члена-наблюдателя в Международной федерации бухгалтеров и аудиторов, является членом Европейской ассоциации бухгалтеров, Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран СНГ и уделяет большое внимание развитию экономической науки, повышению профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов России.
Формирование
современной системы
С
целью приведения национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие
с требованиями рыночной экономики и МСФО,
формирования системы национальных стандартов
учета и отчетности, обеспечивающих полезной
информацией пользователей, в первую очередь
инвесторов, обеспечения увязки реформы
бухгалтерского учета в России с основными
тенденциями гармонизации стандартов
на международном уровне, оказания методической
помощи организациям в понимании и внедрении
реформированной модели бухгалтерского
учета была разработана Программа реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности.
В условиях рыночной экономики большое значение имеют изучение и использование в практической работе экономических методов управления.
Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем организации процесса управления и качеством его информационного обеспечения. В широком смысле под информационным обеспечением хозяйственной деятельности понимается совокупность информационных ресурсов и способов их организации. Основными элементами информационного обеспечения являются: система документации и документооборота; система классификации и кодирования; информационная база; документы регулятивного характера (должностные и технологические инструкции, обеспечивающие организацию документооборота и ведение информационной базы).
Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую и статистическую отчетность, оперативные данные, различные неформальные внеучетные сведения. Степень применения информационных ресурсов в управлении различна, однако общей тенденцией является достаточно слабое востребование бухгалтерских данных при выработке управленческих решений.
Частично это исходит из сложившихся стереотипов: преобладание контрольной функции в бухгалтерском учете, временной лаг отчетных форм, исключительная их сложность и т.п. Вместе с тем бухгалтерская отчетность таит в себе громадный аналитический потенциал и может быть использована в процессе принятия управленческих решений как перспективного, так и текущего характера.
Центральной формой бухгалтерской отчетности является Баланс. Даже беглое его чтение может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах. В связи с этим существенно расширяется круг пользователей бухгалтерской отчетности, умение читать баланс становится необходимым не только профессиональным бухгалтерам, но и руководителям организаций, акционерам, налоговым инспекторам, финансовым и банковским работникам и т.п.
Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия даже специалистам. Вместе с тем многие потенциальные ее пользователи не имеют базового бухгалтерского образования, не владеют техникой учета, не знают взаимосвязей отчетных форм, экономического смысла многих статей. Это значительно ограничивает использование отчетной информации, влияет на качество принимаемых решений.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также ее финансовых результатах. Отчетность считается достоверной, если она составлена по правилам, установленным нормативными актами в области бухгалтерского учета.
В бухгалтерскую отчетность включают показатели деятельности ее подразделений (филиалов, представительств и т.п.). По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к отчетности с указанием ее причин.
Статьи форм бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов, пассивов, финансовых результатов и иных показателей, прочеркиваются.
Если с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении соответствующих данных или имеют отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках.
Годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря. Впервые созданные или реорганизованные организации составляют годовую отчетность за период со дня государственной регистрации по 31 декабря отчетного года, а организации, созданные после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.
Организации,
ликвидированная или
Организация, передающая и получающая новые структурные подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснениях к отчетности должна указать причины несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.
Для
составления бухгалтерской
С 1 января 2000г. годовая бухгалтерская отчетность как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учеты и состоит из следующих отчетных форм:
Бухгалтерский
баланс – старейшая форма отчетности
является главным источником информации
об имущественном положении
В
бухгалтерском учете слово
Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу ХIV - началу XVв. Так, по свидетельству Рувера, слово «баланс» было применено к финансовым отчетам 1427г. независимо от того, были эти отчеты на самом деле балансы в современном понимании этого термина или нет.
Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; баланс – стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств.
Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Балан позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.
Как же должны быть сгруппированы данные в балансе, чтобы дать ответы на вопросы пользователей? Структура и группировка данных баланса не раз претерпевала существенные изменения. Но в любом случае должно сохраняться балансовое равенство. Оно выглядит так:
актив = пассив.
Активами
считаются хозяйственные
В пассиве отражаются средства по источникам формирования (уставный капитал, ссуды банка, задолженность поставщикам и т.д.).
Отчет о прибылях и убытках показывает результаты деятельности организации за отчетный период и то, каким образом она получила прибыли и убытки, т.е. путем сопоставления доходов и расходов. Наиболее упрощенный отчет о прибылях и убытках мог бы содержать информацию лишь о выручке, затратах и результатах (прибылях и убытках).
Как правило, организации нужна более подробная информация о получаемых доходах, расходах и прибылях не только потому, что она может осуществлять несколько видов деятельности и иметь широкую номенклатуру расходов, но и потому, что необходимо понять и проанализировать, на каких этапах производственной, финансовой или другой деятельности появляются те или иные результаты. Отчет о прибылях и убытках является важным источником информации для всестороннего анализа получения прибыли.