Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Процесс перехода нашей страны к рыночной экономике обусловил возникновение новых объектов учета, в частности лизинговых операций и операций, связанных с выпуском ценных бумаг, функционированием организаций с участием иностранных инвестиций и малых предприятий, кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т.п. Широкое использование элементов рыночной экономики с неизбежностью приводит к потребности применения в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе унификации отчетности по содержанию и порядку составления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1.СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 4
1.1.Пользователи отчетной информации. Качественные характеристики отчетности. 4
1.2. Нормативное регулирование составления отчетности. 7
2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. 11
2.1.Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления организации. 11
2.2.Состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности. 14
2.3.Порядок представления бухгалтерской отчетности и ее публикация. 19
3. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ ТРЕБОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 21
3.1. Требования, предъявляемые к составлению годовой отчетности. 21
3.2. Аудит отчетности. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Провека соответствия отчетности.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

      Введение.

      В условиях рыночной экономики большое  значение имеют изучение и использование  в практической работе экономических  методов управления.

      Информационное  обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую и статистическую отчетность, оперативные данные, различные  неформализованные внеучетные сведения. Степень применения информационных ресурсов в управлении различна, однако общей тенденцией является достаточно слабое востребование бухгалтерских данных при выработке управленческих решений.

      Частично  это исходит  из сложившихся стереотипов: преобладание контрольной функции  в бухгалтерском учете, временной  лаг отчетных форм, исключительная их сложность и т.п. Вместе с тем бухгалтерская отчетность таит в себе громадный аналитический потенциал и может быть использована в процессе принятия управленческих решений как перспективного, так и текущего характера.

      Информация  о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

      Такая процедура обобщения учетной  информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности.

      Центральной формой бухгалтерской отчетности является баланс. Даже беглое его чтение может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах. В связи с эти расширяется круг пользователей бухгалтерской отчетности, умение читать баланс становится необходимым не только профессиональным бухгалтерам, но и руководителям организаций, акционерам, налоговым инспекторам, финансовым и банковским работникам и т.п.

      Процесс перехода нашей страны к рыночной экономике обусловил возникновение  новых объектов учета, в частности лизинговых операций и операций, связанных с выпуском ценных бумаг, функционированием организаций с участием иностранных инвестиций и малых предприятий, кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т.п. Широкое использование элементов рыночной экономики с неизбежностью приводит к потребности применения в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе унификации отчетности по содержанию и порядку составления. Действующий баланс по форме и составу статей уже в значительной степени приближен к балансам экономически развитых стран.

      Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

      Основные  задачи бухгалтерского учета и требования к отчетности в России, сформулированные в ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском  учете», а также ПБУ 4/99, по составлению  и представлению сопоставимой, полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, отвечают общим качественным критериям отчетности организаций, которые делают ее полезной для любых категорий пользователей.

 

    1.Система  законодательного  и нормативного  регулирования бухгалтерской  отчетности организаций.

    1.1.Пользователи  отчетной информации. Качественные характеристики отчетности.

      Инвесторы, учредители, или акционеры (в акционерных  обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в  информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.

      Работники организации (и не только), если они  одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льгот, возможности дальнейшего трудоустройства.

      Кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

      Коммерческие  клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять конкретные обязательства.

      Правительство и правительственные структуры  нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики.

      Общественные  организации, например занимающиеся охраной  окружающей среды, также нуждаются  в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет.

      Кроме того, для принятия управленческих  решений само руководство организации  повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой  значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.

      Вполне  уместно добавить, что пользователю необходимо обладать минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и навыками ее использования.

      При подготовке отчетности необходимо помнить, что управленческие работники не всегда хорошо разбираются в бухгалтерском учете. Предоставляемые сведения должны быть достаточно простыми и доступными для тех, кому они предназначены. Сведения, которые трудны для восприятия, обычно не принимаются во внимание. В настоящее время форматы бухгалтерской отчетности, регламентированные нормативными документами по бухгалтерскому учету, уже не являются обязательными – они носят рекомендательный характер, как это и принято в международной практике; тем не менее бухгалтеры, следуя многолетней традиции, предпочитают пользоваться рекомендованными форматами, не внося в них каких-либо изменений. Поэтому простота, доступность для понимания балансовых статей и аналитичность отчетности если и принимается во внимание отдельными бухгалтерами, то лишь с позиции более  или менее качественной подготовки пояснительной записки. Именно дескриптивная часть отчета, т.е. пояснительная записка, становится для менеджеров, чаще всего не имеющих специальной бухгалтерской подготовки, особенно значимой, поскольку содержит необходимую аналитическую информацию, облегчающую понимание отчетности и оценку финансового состояния предприятия.

      Разным  категориям пользователей нужна  разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах – финансовой. Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета. Финансовая кроме бухгалтерских включает также широкий круг аналитических показателей, при расчете которых могут использоваться, например, данные фондовых бирж и статистическая информация. Примером такой дополнительной информации являются по сегментам в составе финансовой отчетности, показатели соотношения цены акции и прибыли, приходящейся на одну акцию.

      Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление  широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах  деятельности, изменении финансового положения компании.

      В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям  нужна  информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая. 

 

      1.2. Нормативное регулирование  составления отчетности.

      Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой  экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями  государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в  сложилась четырехуровневая система регулирования и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

      Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон  «О бухгалтерском учете». Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставляющее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить -  в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норами, нормативами и сметами.

      Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения  были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

      Второй  уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые  были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в  международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.

      К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000г. утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001г.

      Третий  уровень объединяет документы рекомендательного  характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Информация о работе Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях