Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования стала аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности аудиторского контроля……..6
1.1. Понятие аудита…………………..……………………………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудита………………………………....7
1.3. Современные проблемы аудита……………………………………………...9
Глава 2. Сущность аудиторского контроля. ……………………………….11
2.1. Финансовый контроль………………………………………………………11
2.2. Сущность аудита и его экономическая обусловленность………………..14
2.3. Цели, задачи и принципы аудита…………………………………………..18
2.4. Виды аудита…………………………………………………………………21
2.5. Связь аудита с другими формами экономического контроля……………24
Заключение. ……………………………………………………………………...26
Список литературы. ……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

тема 1.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     Профессионализм в аудиторской деятельности достигается  и поддерживается подготовкой и  аттестацией специалистов, ежегодным  повышением их квалификации, невозможностью совмещения аудиторской с другими  видами предпринимательской деятельности, а значит, сосредоточенностью лишь на своей профессии.

     В-третьих, аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально  значимую функцию, наделены особыми  правами и преимуществами. Подготовленное ими заключение по результатам аудиторской проверки является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Аудиторы обладают правом (которое также является и их обязанностью) хранить профессиональную тайну (не разглашать сведения об операциях аудируемых лиц, а также обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от проверяемых лиц и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности). Законом предусмотрена возможность создания аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые наделяются определенными полномочиями по отношению к своим членам.

     Помимо  названных признаков Закон об аудите выделяет также независимый  характер этой деятельности, выражающийся главным образом в отсутствии ведомственных, внутрифирменных отношений между аудитором и проверяемым лицом, а также финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности.

     Независимость поддерживается, в частности, и распространением режима предпринимательства на аудит: участники предпринимательской деятельности - юридически равноправные субъекты, движимые своей волей и действующие в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; ограничение их прав допускается на основании закона и лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения публичного интереса.

     Гарантией независимости и качества аудита служит также проведение открытых конкурсов  на заключение договоров оказания аудиторских услуг в случаях, когда в уставном (складочном) капитале аудируемого лица доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%.

     Объектом  аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей.

     Аудит в соответствии с Законом об аудите обладает следующими признаками:

  1. является видом предпринимательства, аудиторские услуги оплачиваются заказчиками;
  2. цель - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;
  3. исключительная деятельность, осуществляется специальными субъектами;
  4. профессиональная деятельность;
  5. аудиторские проверки носят независимый характер;
  6. объект - бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность.

     Аудиторская деятельность подлежит лицензированию; если рассматривать категорию «аудиторская деятельность» как аудит и сопутствующие ему услуги, то для оказания конкретной сопутствующей аудиту услуги не требуется лицензия на ее осуществление. Между тем оценочная деятельность, которая включена наряду с налоговыми, правовыми консультациями в перечень осуществляемых аудиторами услуг, в соответствии с действующим законодательством относится к лицензируемой. Это объясняется тем, что оценочная деятельность, т.е. деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости и осуществляемая оценщиком (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), по своей сути не является аудиторской деятельностью и регулируется нормами специального законодательства. 

     2.3. Цели, задачи и принципы аудита 

      Основной  целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

      Цель  аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

      Целями  аудита бухгалтерской отчетности, как  это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные  с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

      В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

      а) соответствия бухгалтерского учета  экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

      б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

      Мнение  аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

      Вместе  с тем пользователи бухгалтерской  отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

      Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской  организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

      Целью проверки финансовых отчетов являются:

  • подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
  • контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

     Основная  цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления  резервов лучшего использования  финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

      Принципы (от лат. principium - начало, основа) аудита - это основные принципы, по которым осуществляется его функция. Определены они нормативом № 3 «Основные принципы, регулирующие аудит». Спорным является само название норматива, поскольку аудит регулируют не принципы, а законы и нормативно-правовые акты, но несмотря на это несоответствие, в нормативе заложены основные принципы, формирующие аудит как определенную систему знаний.

     В соответствии с российским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные  с аудитом бухгалтерской отчетности»  аудиторские организации обязаны  соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы при принятии любых решений профессионального характера.

     Основные  профессиональные принципы, связанные  с аудиторской деятельностью, включают в себя:

    1. независимость;
    2. честность;
    3. объективность;
    4. профессиональную компетентность;
    5. добросовестность;
    6. конфиденциальность;
    7. профессиональное поведение.
 

     2.4. Виды аудита 

     Анализ  законодательства об аудите показывает, что существуют две формы аудита: обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка.

     Обязательный  аудит представляет собой ежегодную  обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и  финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального  предпринимателя. Необходимость обязательного  аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций (кредитные и страховые организации и др.) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые - в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

     Аудит является обязательным для тех лиц, которые подпадают под установленные Законом об аудите критерии. Так, обязательный аудит осуществляется в случае, если:

  1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  2. организация является кредитной, страховой или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических или юридических лиц;
  3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 раз МРОТ;
  4. организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше (в п. 3) критериям;
  5. обязательный аудит в отношении конкретных организаций или индивидуального предпринимателя предусмотрен федеральным законом.

     Для остальных предпринимателей аудит  проводится по их инициативе на основе договора между аудитором и предпринимателем. Инициативный аудит может проводиться  в любое время и в тех  объемах, которые будут установлены  самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем.

     К данному виду аудита можно отнести  и так называемые контрольные  аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью  такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов.

Информация о работе Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ