Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования стала аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности аудиторского контроля……..6
1.1. Понятие аудита…………………..……………………………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудита………………………………....7
1.3. Современные проблемы аудита……………………………………………...9
Глава 2. Сущность аудиторского контроля. ……………………………….11
2.1. Финансовый контроль………………………………………………………11
2.2. Сущность аудита и его экономическая обусловленность………………..14
2.3. Цели, задачи и принципы аудита…………………………………………..18
2.4. Виды аудита…………………………………………………………………21
2.5. Связь аудита с другими формами экономического контроля……………24
Заключение. ……………………………………………………………………...26
Список литературы. ……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

тема 1.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации 

Департамент кадровой политики и образования

ФГОУ  ВПО «Костромская государственная  сельскохозяйственная академия»

 
 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и  аудита 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 

по  аудиту на тему: «Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ» 
 
 

                Выполнила студентка 4 курса,

                экономического  факультета,

                2 группы

                Гавриченко  Е.В.

                                                   

                                                     Проверил: Баранова Н.А. 
 
 
 
 

Кострома 2010 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты  сущности аудиторского контроля……..6

    1. Понятие аудита…………………..……………………………………………6
    2. Нормативно-правовое обеспечение аудита………………………………....7
    3. Современные проблемы аудита……………………………………………...9

Глава 2. Сущность аудиторского контроля. ……………………………….11

2.1. Финансовый контроль………………………………………………………11

2.2. Сущность  аудита и его экономическая  обусловленность………………..14

2.3. Цели, задачи  и принципы аудита…………………………………………..18

2.4. Виды аудита…………………………………………………………………21

2.5. Связь аудита  с другими формами экономического  контроля……………24

Заключение. ……………………………………………………………………...26

Список литературы. ……………………………………………………………..28 

 

Введение. 

     На  данный момент в экономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы. Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено.

     За  последнее десятилетие произошли  значительные изменения и в организации  финансового контроля, и в его содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля. С другой – в условиях формирования рыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей. Стало ясно, что достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском. В этих условиях широкое распространение получил контроль в новой для России форме – аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров независимыми аудиторами.

     Такой контроль может быть государственным  и независимым. Независимый контроль носит название «аудит». Главной  целью аудита является обеспечение  контроля над достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и  налоговой отчетности. Данные об использовании имущества и денежных средств, о проведении коммерческих операций и направлении инвестиций юридическим объектами могут быть объективно подтверждены независимым аудитом. Однако, несмотря на столь значительные изменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что к настоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системы финансового контроля, не определены принципы ее построения, единые организационные и методологические основы финансового контроля в Российской Федерации, отсутствует единая концепция реформирования существующей системы финансового контроля, хотя на страницах печати не раз говорилось о необходимости разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в Российской Федерации».

     Актуальность  темы раскрывает само понятие аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, так как наличие достоверной финансовой информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений.

     Объектом  исследования стала аудиторская  деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

     Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

     Исходя  из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих  взаимосвязанных задач:

    • изучить сущность и цели аудита;
    • проанализировать законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности;
    • изучить федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    • проанализировать методы сбора аудиторских доказательств и аналитические процедуры;

     Методами  исследования являются:

    • изучение действующей нормативной базы, регулирующей аудиторскую деятельность;
    • изучение и обобщение научной литературы;
    • анализ практических материалов.
 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  сущности аудиторского контроля. 

      1.1. Понятие аудита. 

      Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

      Аудитор (от лат. auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово – хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Существует мнение, что понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.  Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения и т.д. (см. прил. А)

      По  словам известного американского специалиста  в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсона аудит является деятельностью, направленной на уменьшение предпринимательского риска. Он считает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

      Аудит отличается от судебно-бухгалтерской  экспертизы. Это отличие состоит  в том, что аудит – это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса. Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

       1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудита. 

     Правовое  регулирование аудита является первостепенной задачей развития аудита в России. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне.

     Основой правового регулирования аудита в России является Федеральный закон  от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской  деятельности" (ред. от 30.12.2008).

     Ранее, регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами  аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. №2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

     Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

     Важно отметить, что нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской  деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать  Федеральному закону «Об аудиторской  деятельности».

     Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить указанным федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

     Среди подзаконных нормативных актов  регулирующих аудиторскую деятельность можно выделить:

    • Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита";
    • Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2006г. N 187н "Об утверждении программ повышения квалификации аудиторов" (с изменениями от 13 июня 2007г.) и другие.

     Важно отметить, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации  или постановления Правительства  Российской Федерации обозначенным федеральным законам применяется  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.

     Еще одна группа нормативных актов –  ведомственные акты.

     В мае 2007 года Совет по аудиторской  деятельности при Минфине одобрил  новый Кодекс этики аудиторов  России. Организации и индивидуальные предприниматели время от времени пользуются услугами аудиторов: когда подлежат обязательному аудиту или проводят его по собственной инициативе, при консультировании по отдельным вопросам, оказании помощи в ведении бухгалтерского учета и иных сопутствующих аудиту услуг. Заключая договор с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, субъект предпринимательской деятельности должен знать, что он может ожидать от них, на какую сумму стоит заключить договор, что подразумевает та или иная услуга, какие существуют риски, обоснованны ли запросы аудиторов в ходе проведения проверки.

        Необходимость в написании кодекса  для аудиторов вызвана тем,  что представители аудиторской  профессии, проводя проверку организации,  индивидуального предпринимателя,  работают не только на них, - они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах, то есть высказанное ими мнение о бухгалтерской отчетности и порядке ведения бухучета должно отражать реальное положение вещей. Данное мнение имеет большое значение для пользователей отчетности - контрагентов, акционеров и прочих лиц. Поэтому подход аудиторов к проверке, сведение к минимуму различных форм влияния на это мнение являются предметом рассмотрения данного кодекса. Знание его основ позволяет налогоплательщику понять, как вести себя с аудитором, в каких случаях аудиторская организация может отказаться от предоставления услуг и почему. 

Информация о работе Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ