Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования стала аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности аудиторского контроля……..6
1.1. Понятие аудита…………………..……………………………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудита………………………………....7
1.3. Современные проблемы аудита……………………………………………...9
Глава 2. Сущность аудиторского контроля. ……………………………….11
2.1. Финансовый контроль………………………………………………………11
2.2. Сущность аудита и его экономическая обусловленность………………..14
2.3. Цели, задачи и принципы аудита…………………………………………..18
2.4. Виды аудита…………………………………………………………………21
2.5. Связь аудита с другими формами экономического контроля……………24
Заключение. ……………………………………………………………………...26
Список литературы. ……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

тема 1.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

1.3. Современные проблемы аудита 

      Главная проблема аудита – кадры. Аудиторские фирмы часто являются кузницами финансовых кадров для своих клиентов. Поэтому аудиторам приходится значительные средства выделять на наем нового персонала, его обучение, поддержание профессионального уровня.

      Еще одна проблема – невысокий уровень эффективности работы аудиторских организаций как хозяйствующих субъектов. «Сегодня на Западе очень широко распространены различного рода компьютерные технологии проведения аудита, аудит основывается на рисковых моделях. Подавляющее же большинство российских аудиторских организаций действует по старинке, из-за чего требуются излишние усилия, затраты времени и, естественно, снижается экономическая эффективность работы организации.

      Еще одна проблема – контроль качества аудита. Эту проблему должны решить саморегулируемые организации аудиторов: «Основной упор делается на СРО. Потому что по большому счету главная их задача – контроль за деятельностью своих членов».

      Аудит как вид деятельности в России состоялся. Но, к сожалению, наши аудиторы еще не в должной мере признаны за рубежом, и аудит российской компании, даже очень известной, не является ни для иностранцев, ни для соотечественников неоспоримым. Причина этого в том, что российскую отчетность не всегда могут понять иностранные инвесторы, акционеры, кредитные организации и, соответственно, на ее основе принять адекватное решение по покупке и продаже ценных бумаг, оценить способность компании выплачивать дивиденды, погасить в срок задолженность и т.д. Все это требует внесения в законодательную базу российского учета и аудита соответствующих корректив, обеспечивающих их «прозрачность» для иностранных граждан.

      Справедливо сказать, что это только одна из множества  проблем, связанных сегодня с  осуществлением аудиторской деятельности в России. Вообще в России система  нормативного регулирования аудиторской  деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность. Среди многочисленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. 

 

       Глава 2. Сущность аудиторского контроля. 

2.1. Финансовый контроль 

      Финансовый  контроль – особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений – своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер. Обладая стоимостным характером, он, в отличие от других видов контроля, имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Поэтому можно утверждать, что финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае – организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций). Систему финансового контроля организаций правомерно подразделить на следующие элементы или структурные уровни:

  • государственный контроль;
  • аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);
  • внутренний контроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);
  • общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).

      В широком смысле финансовый контроль – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

      В общем и целом цель ГФК —  обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и эффективности  распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая  стадии планирования, формирования, распределения  и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

      Финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом.

      Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных  средств: в России – это Счетная палата РФ, в США – Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании – Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде – Ведомство Генерального ревизора, во Франции – Суд счетов, в Швеции – Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии – Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

      Кроме институтов парламентского контроля в  большинстве стран действует  также система контроля по линии  исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также  органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В России — это система контрольно-ревизионных служб в федеральных министерствах и ведомствах (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, Главное управление федерального казначейства Минфина России, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, различные департаменты банковского контроля Банка России, а также различные государственные органы, в пределах своих полномочий осуществляющие отраслевой или ведомственный финансовый контроль), Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (президентский контроль).

      Парламентские, президентские и правительственные  контрольно-ревизионные системы  в развитых государствах функционируют  параллельно и в тесной связи  между собой. В нашем государстве  система их взаимодействия должным  образом не налажена.

 

       2.2. Сущность аудита и его экономическая обусловленность 

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

     Законодатель  прежде всего указывает на коммерческий характер аудиторской деятельности. Все признаки предпринимательской  деятельности, определенные ст. 2 ГК РФ, а именно: самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке, присущи аудиту (аудиторской деятельности). Так, самостоятельный характер аудиторской деятельности указывает на ее волевой источник: граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей волей и в своем интересе, осуществляют данную деятельность. Аудиторы и аудируемые лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они по своему усмотрению определяют приемы, методы и конкретные процедуры проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Самостоятельность аудиторской деятельности не исключает ее общего регулирования со стороны государства.

     Свобода и самостоятельность деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора предполагают и несение риска последствий соответствующих действий. Предпринимательский риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных имущественных последствий предпринимательской деятельности. Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.1

     Систематичность действий по оказанию аудиторских и  сопутствующих им услуг позволяет  отграничить разовые действия субъектов (аудиторов), обладающих соответствующей правоспособностью, от постоянного процесса. При этом цель - получение прибыли при осуществлении аудиторской деятельности - достигается за счет оказания услуг в сфере аудита.

     Наряду  с признаками, присущими предпринимательской деятельности, аудит обладает рядом качеств, которые выделяют его в особый вид предпринимательства.

     Во-первых, законодатель объявляет цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть любые заинтересованные лица: юридические и физические лица, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и органы суда.

     Указанная цель сообщает аудиторской деятельности общественно значимый характер. Особенно ярко это выражено при обязательном аудите.

     Вместе  с тем, будучи экономической деятельностью, аудит по своей природе предполагает осуществление аудиторских услуг  на возмездных началах. Аудиторская  организация, индивидуальный аудитор  получают вознаграждение за оказанные аудиторские и сопутствующие им услуги.

     Таким образом, аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской  даже в том случае, когда юридическое  лицо осуществляет обязательный аудит.

     Во-вторых, аудиторская деятельность относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора в порядке, определяемом законом. Данный субъект создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью. Иными словами, не допускается объединение аудиторской с иными видами предпринимательской деятельности. Исключительность аудиторской деятельности необходима с целью выделения из общих хозяйствующих субъектов специальной группы, осуществляющих аудит на профессиональной основе и профессиональном уровне, при этом отвечающих принципу независимости, а также обеспечения государственного контроля за этой группой субъектов.

Информация о работе Сущность аудита и его место в системе финансового контроля РФ