Способы начисления и учет амортизации основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п. Каждая организация при этом является с одной стороны - поставщиком для ряда предприятий и, с другой стороны – покупателем для других.
Денежные расчеты осуществляются либо в форме безналичных платежей, либо с участием наличных денег. Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращение потребности в наличных деньгах, концентрирует в банках свободные денежные средства предприятий, обеспечивает сохранность денежных средств.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета денежных средств на счетах в банках
1.1. Денежные средства как объект бухгалтерского учета
1.2. Принципы бухгалтерского учета в банках
1.3. Порядок открытия расчетного счета
1.4. Документальное оформление операций на расчетном счете
2. Учет операций по расчетным счетам и прочим счетам в банках
2.1. Синтетический и аналитический учет операций на расчетном счете
2.2. Учет движения денежных средств на текущих счетах в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации
2.3. Синтетический и аналитический учет денежных средств на специальных счетах в банках
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Платежное требование представляет собой расчетный  документ, содержащий требование к плательщику об уплате организации-получателю определенной суммы через банк.

    Отличие операций, осуществляемых согласно платежным требованиям и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.е. с учетом его согласия) или без него, а вторые — всегда в бесспорном порядке.

    При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

    Содержание  платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

    Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете  плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета.6

    Платежными поручениями могут производиться: 
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;  
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во 
внебюджетные фонды;  
в) перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) 
кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним; 
г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу 
физических лиц (в том числе без открытия счета); 
д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.  
        В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.  
        Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.  
        При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. 
Платежными поручениями рассчитываются:
  
♦ по взносам в бюджет;  
♦ с органами страхования и социального обеспечения; 
♦ при переводе заработной платы на счета работников в банке;  
♦ при погашении задолженности;  
♦ для предварительной и последующей оплаты счетов за выполненные работы и услуги, за товарно-материальные ценности.7  
        Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной (в чеке) денежной суммы. Чек используется организацией для получения наличных денег с расчетного счета.

    Чек выписывается в одном экземпляре на имя кассира или другого лица, которому доверяется получение денег.

    Аккредитив  — это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить счета  поставщика за отгруженный товар  или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном  заявлении покупателя- Банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж (акцептовать или учесть переводной вексель) или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов и выполнении условий, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Одновременно может быть открыто несколько аккредитивов.8

 

2. Учет операций  по расчетным счетам  и прочим счетам  в банках

2.1.Синтетический и аналитический учет операций на расчетном счете 

     Для синтетического учета операций на расчетном  счете используется счет 51 "Расчетные счета", который предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

     По  дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств  на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "Расчетные  счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

     Операции  по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно - расчетных документов.

     Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.9

      При использовании журнально-ордерной формы учета движение операций по счету 51 отражают в журнале-ордере №2 (приложение 1) и ведомости № 2 (приложение 2).

      Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

      Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

      Обязательное  условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней). Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет работникам бухгалтерии анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет организации, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей, разрабатываемому организацией.10

     Для учета операций расчетного счета  предусмотрен активный счет 51. На дебете счета 51 отражают поступления средств  на расчетный счет с кредита разных счетов в зависимости от вида поступлений. По кредиту счета 51 отражают списание денежных средств с расчетного счета в дебет различных счетов в  зависимости от вида расходов.

    По  усмотрению бухгалтера в современном  учете, особенно при использовании компьютера, рационально иметь 2 субсчета : 51-1 «Поступило» (и несколько аналитических счетов к нему по видам поступлений); 51-2 «Израсходовано» (и несколько десятков аналитических счетов (видов операций) к нему по расходу).   
         Счет 51 «Расчетные счета» является активным, и его сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банках на определенное число. По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета, и остаток на дату выписки. Выписка из расчетного счета - это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот. 
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Получив выписку, следует проверить, все ли приложены к ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует проставить порядковый номер приложенного документа, а справа - корреспондирующий счет. Порядковые номера (с начала года) и корсчет одновременно проставляются в правой стороне на самих документах. Выписка банка является первым уровнем учета (первым накопительным документом), первая группировка однородных проводок за одну дату. Если в обслуживающем банке применяется правило, что в выписку заносятся сводные суммы, представляющие собой сразу несколько поручений, следует к каждой выписке (при обработке вручную) прикладывать «Листок-расшифровку», в которую заносится каждый первичный документ, с детализированной корреспонденцией счетов по аналитическим счетам, а не сводная запись, что упрощает сторонним пользователям выборку необходимой информации. 
Разработку выписок банка в больших предприятиях следует поручать наиболее подготовленным бухгалтерам, знающим хорошо специфику своего предприятия, систему финансовых расчетов и план счетов. Это логическая квалифицированная работа и она выполняется только вручную. Обработка банковских документов может выполняться любым рядовым бухгалтером либо вручную, либо на компьютере.
  
        Если оператор банка ошибся в расчетах и списал, либо зачислил большую или меньшую сумму, чем требовалось, следует срочно сообщить об этом в банк. У себя на предприятии бухгалтер должен сделать запись в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» до полного исправления ошибки. Способ дальнейшей обработки банковских документов прямо зависит от количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день выполняется не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется больше трех и выписки поступают почти за каждый день, то по счету 51 открывают сальдо-оборотную ведомость (третий уровень учета).  
         Каждая выписка банка, либо итог из «Листка - расшифровки», заносится в сальдо- оборотную ведомость только строго по одной строке. При этом все однородные проводки (идущие на один корреспондирующий счет) записываются одной суммой. Происходит группировка проводок по корсчетам только за одну дату.  
        Не позже 3-го числа месяца, следующего за отчетным, подводятся месячные итоги по строке «Итого за месяц». Ежемесячные данные строки «Итого за месяц» из сальдо-оборотной ведомости переносятся в регистр счета 51. Одновременно суммы заносятся в регистры корреспондирующих счетов по правилу «двойной записи», или в сальдо-оборотные ведомости по этим счетам. А при наличии карточек аналитического учета записи выполняются и в них. При этом в регистре счета 51 в графе «№ стр.» записывается порядковый номер очередной записи, а в графе «№ зап.» записывается номер строки этой же записи в регистре корреспондирующего счета. Этот способ помогает организовать быстрый поиск (при необходимости) первичного документа по проводке и помогает контролировать обязательное выполнение двойной записи. 
При численности штата бухгалтеров на предприятии более 5 человек и наличии нескольких функциональных групп, информация из сальдо-оборотной ведомости счета 51 по окончании месяца по корреспондирующим счетам передается в виде специальных «Листков-расшифровок», которые заменяют первичные документы при выполнении бухгалтерских записей в других сальдо-оборотных ведомостях или непосредственно в регистрах.
  
       После этого подводят итоги в регистре счета 51 по графам «Д-т» и «К-т». Входное дебетовое сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот минус кредитовый оборот - так получают дебетовое выходное сальдо и записывают в регистре по строке «Сальдо на ___» в графе «Д-т». Это четвертый уровень учета, когда проводки записаны общими суммами: сразу за месяц и по нескольким документам. После этого обороты и сальдо за отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в «Сводную сальдо-оборотную ведомость» (пятый уровень учета).11

     Данные бухгалтерской  корреспонденции счетов по счету 51 «Расчетный счет» приведены в таблице 1. 

 

      Таблица 1

       Бухгалтерские корреспонденции  по счету 51 «Расчетный счет» 

Корреспонденция счетов      Содержание  хозяйственной операций
дебет кредит
1 2      3
51 58 возврат долгосрочных и краткосрочных вложений
51 62 суммы, поступившие  от покупателей за реализованные  материальные ценности, выполненные  работы и услуги; на сумму выручки  от перевозочной деятельности
51 50 сдача из кассы  в банк выручки
51 55 поступление неиспользованных сумм аккредитивов и остатков лимита по чековым книжкам
51 60 возврат поставщиками плановых платежей, средств за недопоставленные материалы, недовыполненные работы и услуги; возврат сумм перебора тарифов
51 69 возврат излишне  перечисленных средств в фонды  соц. страхования и обеспечения
51 68 возврат сумм излишне  перечисленных в бюджет
51 77,79 разные поступления, отражаемые по взаимным расчетам
60 51 оплата расчетных  документов поставщиков и подрядчиков
62 51 возврат средств  покупателю и ранее полученных авансов
68 51 суммы, перечисленные  в бюджет
70 51 перечисление  заработной платы работникам, находящимся  вне места расположения предприятия 
71 51 суммы, перечисленные  подотчетным лицам через банк
73 51 суммы предоставленных  работникам займов
76 51 погашение кредиторской задолженности, в том числе по арендной плате
77,79 51 разные платежи, отражаемые по взаимным расчетам
66,67 51 погашение задолженности по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам
86 51 оплата расходов за счет целевых средств

 

     2.2. Учет движения денежных средств на текущих счетах  в разрезе  текущей, инвестиционной и финансовой   деятельности организации.               

    Основным источником информации для анализа денежных средств является Отчет о движении денежных средств (Форма №4). Согласно международному стандарту IAS7 этот отчет формируется не по источникам и направлениям использования средств, а по сферам деятельности предприятия - операционной (текущей), инвестиционной и финансовой.

    Отчет о движении денежных средств составляется для того, чтобы наглядно увидеть  воздействие текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации  на состояние ее денежных средств  за определенный период и позволяет  объяснить изменения денежных средств за этот период.

    Отчет о движении денежных средств является очень важной информацией как  для руководства организации, так  и для ее инвесторов и кредиторов.

    Руководство организации может использовать сведения отчета при расчете ликвидности  организации, при определении дивидендов, для оценки воздействий на общее состояние организации, решений о финансировании каких-либо программ. Другими словами, руководству организации отчет о движении денежных средств необходим для того, чтобы определить будет ли у нее достаточно денежных средств для погашения краткосрочной кредиторской задолженности, для решения вопроса об увеличении поощрений работникам. Кроме того, отчет поможет руководству планировать инвестиционную и финансовую политику организации.

    Инвесторы и кредиторы используют данные отчета о движении денежных средств для исследования вопроса способно ли руководство организации управлять ею так, чтобы генерировать на счетах достаточное количество денежных средств для погашения долга, для выплаты дивидендов.

    Составными частями отчета о движении денежных средств является поступление и выбытие денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. 12

    Текущие счета используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, учета сумм полученных кредитов и иных поступлений, расчетов с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решение о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др.13

Информация о работе Способы начисления и учет амортизации основных средств