Совершенствование аудита в ФГУСП «Русь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение текущего состояния и поиск путей совершенствования системы внутреннего контроля и аудита учета затрат на производство и исчисление себестоимости на примере отдельно взятой организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты аудита учета затрат и исчисления себестоимости 5
1.1. Нормативно-справочная база аудита расчетов по налогам и сборам 5
1.2. Теоретическое основы, виды аудита, его цели и задачи…………………..8
Глава 2. Современное состояние внутрихозяйственного контроля учета затрат на производство и исчисления себестоимости в ФГУСП «Русь» 16
2.1. Организационно – экономическая характеристика ФГУСП «Русь» 16
2.2. Состояние внутрихозяйственного аудита в ФГУСП «Русь» 23
Глава 3. Совершенствование аудита в ФГУСП «Русь» 29
3.1 Совершенствование внутрихозяйственного аудита организации 29
3.2. Аудит затрат на производство и его особенности 31
Выводы и предложения 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 291.50 Кб (Скачать)

       Ревизионная комиссия не вмешивается в оперативную  деятельность правления хозяйства и не принимает участия в оформлении документов на списание материальных ценностей и денежных средств хозяйства.

      Результаты  проверок ревизионной комиссии служат основанием для принятия решения, что бухгалтерская отчетность за год достоверно отражает финансовое положение ФГУСП «Русь».

     Система внутреннего контроля ФГУСП «Русь» позволяет обеспечить сохранность  активов и прочих учетных данных, точность, правильность и полноту  отражения в учете хозяйственных  операций, а также своевременную  подготовку достоверной финансовой отчетности.

       Периодический внезапный контроль в ФГУСП «Русь» в течение года осуществляется по мере необходимости, создаваемой при этом инвентаризационной комиссией, персональный состав которых обычно утверждается приказом руководителя предприятия, который раздается членам инвентаризационных комиссий. В приказе отражается состав комиссий  и сроки сдачи актов инвентаризации в бухгалтерию. Текущий же внутренний контроль осуществляется работниками бухгалтерии, в обязанности которых входят внезапные проверки работы различных подразделений предприятия, вывоза продукции с территории предприятия, остатков сырья и материалов на складах. Данные проверки проводятся ежемесячно и оформляются Актами.

       Ревизионная комиссия в соответствии с Уставом ФГУСП «Русь» избирается общим собранием работников хозяйства сроком на 2 года.

      Ревизионная комиссия  ежемесячно подводит итоги  внезапных проверок  инвентаризационных комиссий и осуществляет выборочные документальные проверки.

      Количество  инвентаризаций в  отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация.

      Выявленные  при инвентаризации и других проверках  расхождения фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

    • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты или с последующим установлением причин излишка и виновных лиц;
    • недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи или порчи списываются на финансовые результаты организации. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения.

      Данный  порядок закреплен  в п.3 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (№ 129-ФЗ).

     Инвентаризационные описи заполняются ручным способом, никаких помарок и подчисток не допускается. На каждой странице прописью указывается число порядковых номеров ТМЦ и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях. При выявлении ценностей, пришедших в негодность, на них составляется отдельная опись. В протоколе комиссии они отмечаются отдельно, и к нему прикладывается объяснительная записка, в которой указываются причины их порчи, виновные в этом лица и др.

     Исправления в описи должны быть оговорены и  подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.

     Работа  комиссии оформляется  протоколом, в котором отражаются: результаты  инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности ТМЦ. В нем комиссия дает свои выводы по результатам инвентаризации ценностей и предложения по устранению выявленных недостатков, зачету недостач и излишков по пересортице, по списанию недостач в пределах норм естественной убыли и др.

     Одновременно  с инвентаризацией  ТМЦ бухгалтерия  предприятия должна проверить записи по всем соответствующим  счетам в сопоставлении  с корреспондирующими счетами. По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол комиссии рассматриваются на общем собрании.

     Формы первичной документации по инвентаризации в  ФГУСП «Русь», используемые на предприятии: инвентаризационная опись основных средств, инвентаризационная опись ТМЦ, акт инвентаризации наличных денежных средств, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, инвентаризационная опись наличия ТМЦ на складе, сличительная ведомость.

     Сличительная  ведомость – один из важнейших заключительных документов по инвентаризации. В ней отражаются итоговые результаты инвентаризации, которые представляют собой расхождения между книжными и фактическими остатками, т.е. между показателями по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей. Сличительная ведомость составляется работниками бухгалтерии. Стоимость излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в учетных регистрах.

     Результаты  инвентаризации ФГУСП  «Русь» отражаются в учете того месяца, в котором она закончена, а по годовой – в годовом бухгалтерском отчете. 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование  аудита в ФГУСП «Русь»

3.1 Совершенствование  внутрихозяйственного  аудита организации

 

      Одним из направлений совершенствования  системы внутреннего контроля (СВК) организации является ликвидация недостатков системы учета – формальности учетной политики, то есть приведение рабочего плана счетов в соответствие  с Приложением к приказу об учетной политике организации. Необходимо также ужесточение контроля за соблюдением требований документооборота по качеству заполнения документов и срокам их сдачи по назначению. В должностных инструкциях работников не закреплена ответственность за несоблюдение требований оборота внутренней документации, поэтому необходимо внести в данные организационно-распорядительные документы дополнительные пункты, которыми  ответственность за соблюдение данных требований будет положена на составителей первичных и сводных документов, а контроль – возложен на главного бухгалтера.

      Дополнительным  средством повышения оценки СВК  является разработка в дополнение к  Положению о ревизионной комиссии Кодекса профессиональной этики  внутреннего аудита. Данный документ позволит разработать критерии оценки внутреннего контроля. При разработке данного документа рекомендуется использовать правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита», одобренный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999г., протокол № 3. Отечественная и мировая практика для работников внутреннего аудита устанавливает следующие нормы:

    • уважение к личности работника — основной принцип, которым должны руководствоваться аудиторы;
    • поддержка деловой репутации и имиджа предприятия;
    • обеспечение конфиденциальности полученной информации — не использовать эту информацию для целей личной выгоды либо в интересах третьих лиц;
    • не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с третьими лицами, если это может привести к ущемлению коммерческих интересов предприятия;
    • строго соблюдать законы Российской Федерации; не допускать включение в материалы проверок выводов, предложений и не подтвержденных документами данных, содержащих, оценку действий отдельных должностных и материально ответственных лиц, в частности, "расхитил денежные средства", "присвоил имущество" и т.п.
    • вести себя корректно, достойно, не допуская отклонений от признанных норм делового общения;
    • не подписывать материалы проверок, содержащих сведения, не проверенные самим аудитором;
    • во взаимоотношениях с работниками других предприятий и организаций, своих структурных подразделений действовать честно, этично и справедливо, избегая любых действий, которые могут быть расценены либо истолкованы как протекция или иная мера, обеспечивающая преимущества или льготы для отдельного предприятия, его структурного подразделения или их работников.

      Данные  нормы должны быть отражены в первой части документа «этические принципы внутреннего аудита».

      Вторую  часть документа – «Основные  положения по поведению работников ревизионной комиссии», регламентирующую поведение работника в конкретной ситуации, - целесообразно разделить на несколько разделов.  В первом можно отразить статус ревизионной комиссии, т.е. независимость; должностные инструкции и требования по уровню квалификации членов ревизионной комиссии. Во втором, рекомендуется разработать перечень стандартов, регулирующих проведение проверок ревизионной комиссией;  формы рабочей документации и отчетов о проведенной работе и ее результатах; закрепить  основные методы проверки и рассмотреть возможные виды ошибок и нарушений.  Также возможно введение раздела регламентирующего критерии качества.

        Совершенствование и активизация  деятельности ревизионной комиссии  имеет большое значение на  внутрихозяйственном уровне, так как повысит защиту от ошибок и злоупотреблений, определит зону риска и возможности устранения, будущих недостатков, позволит выявить и устранить слабые места в системе управления.  

3.2. Аудит затрат на  производство и   его особенности

 
 
 

          Целью аудита учета затрат  на производство является установление  обоснованности формирования и  правильности учета издержек  на производство.

     В процессе проверки затрат на производство продукции решаются следующие задачи аудита:

  • Оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
  • Подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • Подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;
  • Оценка качества инвентаризации  незавершенного производства;
  • Арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство.

    Источниками информации для проверки служат: положение по учетной политике; карточки по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений ЕСН, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, нематериальных активов); ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; акты инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат на производство; учетные регистры по счетам 20,23,21,25,26,28,29,97,96 и др., главная книга, баланс и др.

    Проверке  предшествует составление плана  аудита затрат на производство и калькулирование  себестоимости (Приложение 1).

    До  начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные  и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.

    Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на производство продукции  аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные  тесты ( таблица 3.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Таблица 3.1.

    Вопросник внутреннего контроля: учет процесса производства и затрат. 

Проверяемая организация________ Состав аудиторской  группы___________

Период  аудита__________________ Руководитель аудиторской  группы_____ 

Направления и вопросы тестирования Ответы
Нет ответа Да Нет Примечания
1 Имеет ли доступ к бланкам накладных, лимитно- заборным картам, требованиям, нарядам, табелям, учетным листам кто- либо кроме ответственных лиц?        
2 Проверяются ли требования на материалы и карточки учета рабочего времени после  и подготовки мастером (бригадиром)?        
3 Проверяются ли еженедельные отчеты о труде и  использованных материалах, подготовленные мастером?        
4 Проверяется ли предварительная нумерация накладных, лимитно- заборных карт, требований, нарядов, табелей, учетных листов и используется ли она для выявления отсутствующих  или фиктивных документов?        
5 Готовят ли наряды- заказы, накладные на материалы и заявки потребностей рабочей силы специально ответственные лица?        
6 Проверяется ли расхождение между данными первичных  документов на отпуск материалов, учета  труда и производственных отчетов (ведомостей)?        
7 Осуществляется периодический пересмотр нормативных затрат?        
8 Учитываются ли расхождения между информацией  отчетов о готовой продукции  и отчетов о полученной на склад  продукции?        
9 Правильно ли классифицируются затраты по элементам и статьям  калькуляции?        
10 Выбран ли метод  учета затрат и калькуляции себестоимости  продукции?        
11 Проверяют ли лица, ответственные за учет затрат, данные учета по сегментам и сводного учета?        
12 Отвечает ли учет затрат принципу « Временной  определенности фактов»?        

Информация о работе Совершенствование аудита в ФГУСП «Русь»