Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг. Что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия – его валовую прибыль или убыток. В современных условиях рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятия усиливается роль и значение системы бухгалтерского учета.
24
ВВЕДЕНИЕ
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг. Что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия – его валовую прибыль или убыток. В современных условиях рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятия усиливается роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее ёмких участков бухгалтерского учета является учет затрат на производство, поэтому тема работы «Состояние и пути совершенствования управленческого учета в вспомогательных производствах» является актуальной в современных условиях.
При помощи бухгалтерского учета непрерывно и взаимосвязанно отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, и с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли.
Объектом исследования явилось ООО «Ладис», основным видом деятельности которого явилось производства комбикормовых культур.
Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:
1 затраты на производство продукции выступает важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной цены товара;
2 информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством;
3 знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.
Целью работы является изучение управленческого учета во вспомогательном производстве на конкретном предприятии.
Задачи:
- изучить принципы управленческого учета затрат вспомогательного производства,
- рассмотреть систему управленческого учета в внутрипроизводственном обороте организации,
- дать краткую экономическую характеристику организации,
- изучить управленческий учет в вспомогательных производствах, распределение и списание затрат,
- определить источники резервов снижения себестоимости затрат,
- рассмотреть применение современной вычислительной техники для ведения управленческого учета на предприятии.
Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются: своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на производство и сбыт продукции, исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельных видов и всей товарной продукции, предоставление управленческим структурам информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений, контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В работе использованы следующие методы исследования: метод сравнения, монографический метод, табличный.
Источниками информации для написания работы являлись первичные документы, отчетность ООО «Ладис», нормативно-правовые документы, методологические указания, учебные пособия, выдержки из специализированных журналов.
В России в финансово-бухгалтерском учете для определения затрат используется принцип начисления, т. е. затраты относятся на себестоимость в момент их возникновения независимо от факта оплаты — последующей или предыдущей. В налоговом учете применим как принцип начисления (ст. 271 Налогового кодекса РФ), так и кассовый (ст. 273 Налогового кодекса РФ). В управленческом учете в основу подготовки информации для разных целей могут быть положены как принцип начисления, так и кассовый. Кроме того, для удобства принятия группы решений используются условные (альтернативные) затраты.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ
1.1 Принципы управленческого учета затрат вспомогательного производства
Внутренние обороты по счетам управленческого учета издержек основного и вспомогательных производств в настоящее время многие предприятия не учитывают. На практике только наиболее крупные промышленные предприятия уделяют определенное внимание обобщению учетной информации о внутреннем обороте издержек основного и вспомогательных производств, поскольку последние в конечном итоге списываются на себестоимость товарной продукции предприятия, что определяет ее структуру и величину. «Разные затраты — для разных целей» — первоначальный принцип, положенный в организацию управленческого учета. Проблемы касаются практически каждой группы затрат, однако проблема деления затрат на переменны и постоянные и проблема распределения и перераспределения косвенных затрат наиболее значимы.
В отечественных нормативных, учебных и научных изданиях для обозначения понятий «потребленные ресурсы» или «деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги» используются три термина, отличия которых и область применения строго не определены, — «затраты», «издержки», «расходы». Данные термины имеют место как в нормативных документах, регулирующих финансовый и налоговый учет, так и в учебной и научной литературе [11.с.52].
В нормативных актах, регулирующих налогообложение, в основном используются терны «расходы» и «затраты». Они используются как синонимы. Например, в гл. 25 Налогового кодекса РФ (п. I ст. 254 Налогового кодекса РФ: «К материальным расходам относя следующие затраты налогоплательщика») в одном предложении используются оба поняния. Более того, в Налоговом кодексе в ст. 252 дается определение «расходов» через затраты»: расходы определены как обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в некоторых случаях — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [17.c.117].
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В нормативном регулировании понятия «издержек» существуют противоречия. Ряд документов, таких как приказ Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 10 марта 1999 г. № 20н, ГБ-3-04/39 «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» (п. 3.33), содержит термин «издержки», в то время как приказ Министерства по налогам и сборам РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ» специально отмечает замену понятия «издержки производства и обращения» понятием «расходы» [2.c.358].
В нормативных документах, регламентирующих финансовый учет, также используются чины «расходы», «затраты)), «издержки». Например, в ПБУ 2/94 «Учет договоров (кокетов) на капитальное строительство» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» используются все 3 термина, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» — термины «затраты» и «расходы».
Важное значение неопределенность терминологии приобретает в связи с тем, что нет строгого деления затрат (расходов, издержек) в зависимости от принципа соответствия, согласно которому расходы уменьшают доходы того же отчетного периода. Это не только нарушает чистоту учета (в теоретическом смысле), но и мешает его компьютерной формализации, ведет к налоговым нарушениям. Речь идет о применении принципа начисления для отражения в учете операций, связанных с исчислением прибыли.
Такие проблемы решены в ряде стран. Например, в Великобритании и США термин «expenses» означает затраты, используемые при исчислении прибыли или калькулировании остатков запасов, т. е. данный показатель исчисляется по принципу начисления. Термин «expenditures» означает расход, не связанный с процессом калькулирования (используется, например, для проектирования денежного потока). Так, в книге Ф. Вуда «Бухгалтерский учет для предпринимателей» при определении принципа начисления подчеркивается, что «под чистой прибылью понимают разницу между объемом продаж и расходами (expenses), а не между поступившими и затраченными денежными средствами (expenditures)».
Существует также термин «cost», который имеет более широкое применение и означает согласно Оксфордскому словарю по бухгалтерскому учету, «расходы на товары и услуги, необходимые для осуществления всего процесса функционирования организации».
Применение терминологии выведено нами только в качестве постановки проблемы. Но, несмотря на ее существование, в дальнейшем мы используем существующую на сегодняшний день практику — «затраты», «издержки», «расходы» применяются как синонимы [27.c.269].
Важное место в системе управленческого учета занимает система классификации затрат.
В настоящее время в управленческом учете используется несколько разных классификаций затрат, которыми может воспользоваться предприятие:
— прямые и косвенные затраты в зависимости от технологических процессов и по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции;
— постоянные и переменные затраты в зависимости от объемов производства. Дополнительными классификациями затрат являются системы, направленные на более полное определение себестоимости и получения прибыли:
— производственные и непроизводственные (периодичные или единовременные);
— входящие и истекшие;
— альтернативные и дифференциальные;
— возвратные и невозвратные;
— инкрементные и вмененные;
— планируемые и непланируемые.
В основе каждой из классификаций лежит информация об оценке использования производственных ресурсов, о затратах для принятия управленческих решений и сведения о затратах для контроля и регулирования [7.c.371].
Прямые затраты можно непосредственно отнести на единицу продукции (работ, услуг), т. е. затраты, которые обусловлены технологическими особенностями производства продукции (работ, услуг). К ним относятся, например, материалы, используемые при выполнении отдельного вида продукции (работ, услуг), заработная плата не посредстве и исполнителей или производственных рабочих, отчисления на заработную плату по един у социальному налогу.
Все остальные затраты, относимые к прямым, определяются конкретными особенности, и производства. Это могут быть командировочные расходы, транспортные расходы, стоимость услуг, оказываемых сторонними организациями, резерв на гарантийный ремонт и т.д.
Косвенные расходы не могут быть непосредственно отнесены на отдельные виды продукции (работ, услуг), так как они связаны одновременно с несколькими видами продукций:
- с обслуживанием производства,
- управлением предприятием и организацией продаж.
Внутри одного подразделения могут возникать как прямые, так и косвенные расходы. Косвенные расходы распределяются между отдельными видами продукции (работ, услуг) косвенным путем согласно выбранной предприятием базе распределения.
Существует также близкая к рассмотренной классификация затрат на основные и накладные в основе деления которых лежит такой критерий, как экономическая роль в процессе производства.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (сырьем и основными материалами, вспомогательными материалами).
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Если основные затраты связаны непосредственно с производством, т. е. являются прямыми, то накладные расходы связаны с обслуживанием производства, управлением предприятием, т. е. соответствуют понятию косвенных расходов. В себестоимость продукции забот, услуг) должны включаться только производственные затраты. Поэтому используются дополнительное деление затрат на производственные и непроизводственные.
Непроизводственные затраты — это административно-хозяйственные (управленческие) расходы и расходы на продажу. На промышленных предприятиях в производственную себестоимость включаются только основные материалы и основная заработная плата производственных рабочих [25.c.401].
К производственным косвенным (накладным) расходам относятся общецеховые расходы.
Порядок распределения расходов на каждом предприятии определяется выбранным им методом калькулирования и установленным порядком включения косвенных расход производственную себестоимость. В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. В частности, в Налоговом кодексе РФ приведена классификация расходов на прямые и косвенные в нетрадиционном для учета значении. Прямые расходы в налоговом учете включаются в состав незавершенного производства и участвуют в исчислении прибыли при условии продажи изготовленной продукции. Косвенные затраты в налоговом учете полностью списываются на уменьшение налогооблагаемой базы отчетного периода, т. е. принимают характер «периодических». Цель классификации ясна. Обидно только, что законодатель применяет не ту терминологию, которая была принята испокон веков в России и за рубежом. Теперь нужно говорить: