Составление консолидированной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было рассмотреть существующий порядок составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности.
Объектом исследования данной работы сводная (консолидированная) отчетность, экономическим субъектом — ОАО «Сибома». Предметом исследования является методика составления сводной (консолидированной) отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы сводной (консолидированной) отчетности
1.1 Современный этап реформирования бухгалтерского учета отчетности в России………………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие сводной (консолидированной) отчетности и ее виды…………….15
1.3. Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной отчетности………………………………………………….22
Глава 2. Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности
2.1 Принципы формирования сводной (консолидированной) отчетности…..28
2.2 Методы составления сводной (консолидированной) отчетности…………30
2.3 Проблемы формирования консолидированной отчетности………………33
3. Формирование консолидированной отчетности в ОАО «Сибома»
3.1 Формирование статей консолидированного баланса………………………..37
3.2 Формирование статей консолидированного отчета о прибылях и убытка……………………………………………………………………………….45
3.3 Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в организации…………………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………....51
Список использованной литературы…………………………………………......54
Приложение [1]
Приложение [2]

Работа содержит 1 файл

курсовая[1].doc

— 401.00 Кб (Скачать)

     Если  инвестор владеет прямо или косвенно через другие дочерние предприятия не менее чем 20 % акций объекта инвестиций, имеющих право голоса, это предполагает, что инвестор обладает существенным влиянием, если только обратное не будет четко продемонстрировано. И, наоборот, если инвестор владеет прямо или косвенно через дочерние предприятия менее чем 20 % акций с правом голоса объекта инвестиций, это предполагает, что он не имеет существенного влияния, если такое влияние не будет четко продемонстрировано.

     При использовании метода долевого участия  инвестиции первоначально учитываются по себестоимости, а их балансовая стоимость увеличивается или уменьшается на долю инвестора в прибылях и убытках объекта инвестиций после даты приобретения. Корректировки балансовой суммы необходимы при изменении доли участия инвестора в собственном капитале объекта инвестиций, в результате изменений его структуры и величины, при переоценке имущества, машин, оборудования и инвестиций, возникновении курсовых разниц.

     Согласно  метода учета по себестоимости инвестор отражает инвестиции в инвестируемое предприятие по сумме фактических затрат и признает доход только в той степени, в которой он получает чистую прибыль объекта инвестиций, возникающую после даты приобретения. Поступления, полученные сверх этого, записываются в уменьшение себестоимости инвестиций.

     Инвестиции  в ассоциированную компанию должны отражаться в консолидированных  финансовых отчетах по долевому участию. Инвестор, имеющий инвестиции только в ассоциированные компании, может  и не составлять консолидированную  финансовую отчетность, если не имеет дочерних предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности. 

2.1 Принципы  формирования сводной (консолидированной)  отчетности. 

      В соответствии с международными стандартами  консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах (отвечать требованиям). [22].

      1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

      2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.

      3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

      4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

      5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

      6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.

      7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

      Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная  отчетность согласно международным  стандартам, нашла отражение и  в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

      В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации  и дочерних обществ путем построчного  суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими  рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности. [22].

      При составлении сводной бухгалтерской  отчетности головная организация и  дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении  оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

      Если  учетная политика какого-то дочернего  общества отлична от используемой для  составления сводной бухгалтерской  отчетности, то до объединения такой  бухгалтерской отчетности с бухгалтерской  отчетностью головной организации она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.

      В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

      Организация должна составлять сводную бухгалтерскую  отчетность в объеме и порядке, установленных  Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. 

2.2 Методы  составления сводной (консолидированной)  отчетности. 

      Порядок составления консолидированной  отчетности группами взаимосвязанных  организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. [24].

      Перед началом составления консолидированной  отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:

      - о финансовых вложениях организаций  группы в уставные капиталы других организаций;

      - о номинальной стоимости акций  (долей капитала) организаций группы;

      - о полученном организациями группы  эмиссионном доходе;

      - об остатках кредиторской и  дебиторской задолженности организаций  группы друг другу;

      - о кредитах и ссудах, выданных  организациями группы друг другу;

      - о начисленных и выплаченных  дивидендах организациям группы;

      - о внутригрупповых доходах и  прибыли;

      - о приобретенных у организаций  группы основных средствах;

      - о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.

      Консолидирование  должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

      При составлении консолидированной  отчетности данные отчетности материнской  компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:

  • затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;
  • остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;
  • нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируется в полном объеме;
  • нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;
  • чистая прибыль, принадлежащая сторонним акционерам дочернего предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;
  • в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах.

      При составлении консолидированного баланса  особое значение имеет порядок объединения  долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса:

  • задолженности по взносам в уставный капитал;
  • расчетов по коммерческим операциям;
  • кредитов, выданных предприятиям группы;
  • долгосрочных финансовых вложений;
  • векселей;
  • прочей задолженности;
  • краткосрочных финансовых вложений.

      Элиминируются инвестиции материнской компании в  дочерние предприятия и доля, принадлежащая  материнской компании в капитале дочерних предприятий.

      Статьи  собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:

  • уставный капитал;
  • резервный капитал;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

      Можно выделить этапы консолидирования баланса  в зависимости от наличия или 

      отсутствия  взаимных операций:

      - первичная консолидация (при составлении  впервые консолидированной отчетности  группы, ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;

      - последующая консолидация (при составлении  консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей  взаимные операции).

      Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.

      В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления  первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод  слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности. 

2.3 Проблемы  формирования консолидированной  отчетности. 

      Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и международной приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. По причине этих различий многие российские предприятия, развивающие деловые международные отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. И, прежде всего, необходимо обратить внимание на наиболее существенные отличия, с которыми придется столкнуться российским пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности. [11].

      Валюта  отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, - российский рубль. На протяжении долгого времени отчетность по международным  стандартам ассоциировалась с отчетностью, подготовленной в иностранной валюте (как правило, в долларах). Это одно из наиболее распространенных заблуждений в отношении международных стандартов. На самом деле подавляющее большинство российских компаний должны готовить отчетность в национальной валюте - российских рублях. В соответствии с МСФО отчетность в долларах или иной валюте возможна лишь в ограниченном количестве случаев. Например, это отчетность компаний, которые осуществляют продажи продукции и закупку основных ресурсов в валюте, отличной от российского рубля.

Информация о работе Составление консолидированной отчетности