Состав, содержание и требования к оформлению рабочей документации аудитора в соответствии с МСА 230

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Необходимыми предпосылками эффективности аудита в Казахстане являются качественные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам аудита (МСА).

Содержание

1.1 Цель и задачи документирования аудита
1.2 Понятие «рабочие документы» аудитора и требования, предъявляемые к ним
1.3 Форма, содержание и объем аудиторской документации
2 Процесс документирования аудита
2.1 Документирование аудита
2.2 Оценка значимых вопросов и процедур
2.3 Добавить пункт
3 Формирование окончательного аудиторского файла и внесение изменений в аудиторскую документацию в исключительных обстоятельствах

Работа содержит 1 файл

Аудит - процедуры.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

 

 

Аудитор должен своевременно завершить формирование окончательного аудиторского файла  после даты подписания аудиторского заключения.

МСА 230 «Документирование» содержит требования к аудиторским организациям по установлению политики и процедур по формированию аудиторского файла на своевременной основе. Согласно МСА 230 период в 60 дней после даты аудиторского заключения является, как правило, предельным сроком, в течение которого должно быть завершено формирование окончательного аудиторского файла.

Завершение  формирования окончательного аудиторского файла после даты аудиторского заключения представляет собой административный процесс, который не требует выполнения новых аудиторских процедур или формулирования новых выводов. Однако изменения могут быть внесены в аудиторскую документацию в процессе формирования аудиторского файла только в том случае, если они носят административный характер. Примерами таких изменений могут быть:

  • уничтожение или изъятие замененной документации;
  • упорядочивание, сверка и проставление перекрестных ссылок в рабочих документах;
  • подписание завершающих контрольных листов в связи с завершением процесса формирования аудиторского файла;
  • документирование аудиторских доказательств, которые были собраны, обсуждены и согласованы аудитором с соответствующими членами аудиторской группы до даты аудиторского заключения.

После того как  формирование окончательного аудиторского файла завершено, аудитор не должен уничтожать или изымать аудиторскую документацию до истечения срока хранения.

МСА 230 содержит требования по установлению политики и процедур в отношении порядка хранения документации по заданию.

Если аудитор  считает необходимым изменить существующую аудиторскую документацию или дополнить ее после завершения формирования окончательного аудиторского файла, он должен, независимо от характера модификаций, внести в рабочие документы следующие сведения:

  • когда и кем были внесены изменения, и, если применимо, когда и кем проверено;
  • конкретные причины внесения изменений (дополнений);
  • влияние на выводы аудитора.

Если после  даты аудиторского заключения возникают  исключительные обстоятельства, которые  требуют, чтобы аудитор выполнил новые или дополнительные аудиторские процедуры или сделал новые выводы, он должен документальным образом оформить:

  • возникшие обстоятельства;
  • вновь выполненные или дополнительные аудиторские процедуры, полученные аудиторские доказательства и достигнутые выводы;
  • когда и кем внесены изменения в аудиторскую документацию и когда и кем проверены.

К исключительным обстоятельствам относят открывшиеся  факты в отношении проверенной  финансовой информации, которые существовали на дату аудиторского заключения и  которые могли оказать влияние на аудиторское заключение, если бы были известны ранее, к которым относятся признаки мошенничества.

В соответствии с МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности», при планировании и проведении аудита для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой отчетности, являющихся результатом мошенничества.

Искажения финансовой отчетности могут являться следствием мошенничества или ошибок. Ошибка отличается от мошенничества отсутствием умысла, который лежит в основе действия и влечет за собой искажение финансовой отчетности.

Ошибки - это  неумышленные искажения, допущенные в  финансовой отчетности, в том числе  пропуск какой-либо суммы или нераскрытие какой-либо информации. К ним относятся:

  • ошибки при сборе или обработке данных, на основании которых составлялась финансовая отчетность;
  • неправильные оценочные значения, являющиеся результатом неверного учета или неверной интерпретации фактов;
  • ошибки в применении принципов бухгалтерского учета, относящихся к измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Мошенничество - это преднамеренное действие, совершенное  одним или несколькими лицами из числа руководства, лиц, осуществляющих управление, служащих или третьих лиц с помощью обмана для извлечения несправедливых или незаконных выгод. Термин «мошенничество» - широкое юридическое понятие, однако аудитор рассматривает только те факты мошенничества, которые являются причиной возникновения существенных искажений финансовой отчетности.

Существует  два типа преднамеренных искажений:

  • искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления финансовой отчетности;
  • искажения, возникающие в результате незаконного присвоения активов.

Недобросовестное  составление финансовой отчетности подразумевает пропуск или искажение  числовых значений или нераскрытие  информации в финансовой отчетности с целью введения в заблуждение  пользователей финансовой отчетности. Недобросовестное составление финансовой отчетности является следствием следующих действий:

  • манипуляция, фальсификация (в том числе подделка документов), изменение учетных записей или документов, на основании которых составляется финансовая отчетность;
  • преднамеренное сокрытие или пропуск информации о событиях, хозяйственных операциях, а также другой существенной информации;
  • преднамеренное нарушение принципов бухгалтерского учета, относящихся к измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Присвоение  имущества является следствием воровства активов, принадлежащих субъекту, и часто совершается его сотрудниками в сравнительно небольших и незначительных суммах. Такие действия могут также совершаться с участием руководства, которое имеет больше возможностей для сокрытия незаконного присвоения активов и укрывательства таких фактов, способами, которые трудно обнаружить.

Присвоение  активов часто сопровождается представлением ложных или вводящих в заблуждение  отчетов или других документов для  сокрытия недостачи активов или  их несанкционированного залога.

Мошенничество подразумевает наличие мотивации  или давления, а также осознаваемых возможностей для его совершения и некоторого обоснования таких  действий. Недобросовестное составление  финансовой отчетности возможно в тех  случаях, когда руководство субъекта под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности. Осознаваемая возможность недобросовестного составления финансовой отчетности или незаконного присвоения активов существует в том случае, когда какое-либо лицо считает, что может обойти внутренний контроль, например, если данное лицо занимает ответственное положение или знает конкретные недостатки в работе внутреннего контроля.

К исключительным обстоятельствам относят открытие новой финансовой информации, которая существовала на момент выдачи аудиторского заключения и которая могла бы повлиять на аудиторское заключение, если бы была известна.

Аудитор должен документировать порядок сообщения  о фактах мошенничества руководству, лицам, отвечающим за управление, регулирующим органам и другим заинтересованным лицам.

Если аудитор  предполагает, что риск существенных искажений, которые вызваны мошенничеством, связанным с признанием дохода, не соответствует обстоятельствам  задания, следует документально обосновать данное предположение. Объем, в котором изучаемые вопросы подлежат документированию, является предметом профессионального суждения аудитора.

 

                                                        Заключение

 

 

Аудиторская документация  – это письменное отражение выполненных аудиторских процедур, полученных аудиторских доказательств, заключений, сделанных аудитором.

Аудиторская документация аудита помогает аудитору при планировании и выполнении аудита, это облегчает контроль и анализ работ, выполненных ассистентами, оценку полученных аудиторских доказательств и формирование выводов до завершения составления аудиторского отчета.

Аудиторская документация должна быть подготовлена таким образом, чтобы опытный аудитор смог понять, не будучи ранее связанным с данным аудитом:

  • характер, сроки и масштаб аудиторских процедур, выполненных для соответствия МСА и установленным законодательным требованиям, а также требованиям регулятора;
  • результаты аудиторских процедур и полученные аудиторские доказательства;
  • значительные вопросы, возникающие в ходе аудита, и заключения, сделанные по ним.

Форма, содержание и объем аудиторской документации зависят от таких факторов, как:

  • характер выполненных аудиторских процедур;
  • уровень риска существенного искажения;
  • степень профессионального суждения, требуемая при выполнении работы и оценке результатов;
  • значимость полученных аудиторских доказательств;
  • характер и объем необычных сделок;
  • необходимость документирования выводов или основания для выводов, трудно поддающихся определению;
  • применяемые методология и методики аудита.

Следует отметить, что не является необходимым и  не представляется возможным документирование каждого рассмотренного аудитором  в ходе проверки документа или  вопроса.

Ответственность за документирование аудита возлагается на ведущего аудитора. Ведущий аудитор в свою очередь может возложить работу по документированию аудита на ассистента, оставив при этом за собой функцию контроля за процессом документирования аудита. Однако это требует согласования с руководством аудиторской фирмы и допустимо лишь в периоды высокой загруженности ведущих аудиторов и при наличии достаточного уровня компетентности ассистентов в вопросах документирования аудита.

Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, а также другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить им рабочую документацию или ее копии, кроме случаев, непосредственно предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Если после даты аудиторского заключения возникают исключительные обстоятельства, которые требуют, чтобы аудитор выполнил дополнительные аудиторские процедуры или сделал новые выводы, нужно задокументировать:

  • возникшие исключительные обстоятельства;
  • выполненные дополнительные аудиторские процедуры, полученные аудиторские доказательства, сделанные выводы;
  • кто вносил изменения и осуществлял контроль и даты внесения изменений.

Оценка значимости того или иного вопроса требует  объективного анализа фактов и обстоятельств. В частности, к значимым вопросам можно отнести:

  • вопросы, которые приводят к значительным рискам;
  • результаты аудиторских процедур, указывающие на то, что финансовая информация может быть существенно искажена, или на необходимость пересмотра аудитором предыдущей оценки рисков существенного искажения и ответных действий аудитора на оцененные риски;
  • обстоятельства, которые доставляют аудитору значительные трудности в применении необходимых аудиторских процедур;
  • выводы, которые могут повлечь модификацию аудиторского заключения.

Аудиторская организация  должна разработать процедуры для  обеспечения конфиденциальности и  сохранности рабочих документов, а также их хранения в течение  периода, необходимого для соблюдения юридических и профессиональных требований по хранению документации.

Аудитор должен своевременно завершить формирование окончательного аудиторского файла  после даты подписания аудиторского заключения.

МСА 230 «Документирование» содержит требования к аудиторским организациям по установлению политики и процедур по формированию аудиторского файла на своевременной основе.

Завершение  формирования окончательного аудиторского файла после даты аудиторского заключения представляет собой административный процесс, который не требует выполнения новых аудиторских процедур или формулирования новых выводов. Однако изменения могут быть внесены в аудиторскую документацию в процессе формирования аудиторского файла только в том случае, если они носят административный характер.

Информация о работе Состав, содержание и требования к оформлению рабочей документации аудитора в соответствии с МСА 230