Состав, содержание и требования к оформлению рабочей документации аудитора в соответствии с МСА 230

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Необходимыми предпосылками эффективности аудита в Казахстане являются качественные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам аудита (МСА).

Содержание

1.1 Цель и задачи документирования аудита
1.2 Понятие «рабочие документы» аудитора и требования, предъявляемые к ним
1.3 Форма, содержание и объем аудиторской документации
2 Процесс документирования аудита
2.1 Документирование аудита
2.2 Оценка значимых вопросов и процедур
2.3 Добавить пункт
3 Формирование окончательного аудиторского файла и внесение изменений в аудиторскую документацию в исключительных обстоятельствах

Работа содержит 1 файл

Аудит - процедуры.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Рабочие документы обычно содержат:

  • информацию, касающуюся юридической формы и организационной структуры аудируемого лица;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
  • информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • информацию, отражающую процесс планирования, включая программу аудита и любые изменения к ним;
  • доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;
  • доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы экономического субъекта по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения и другую информацию.

Аудиторская документация по каждому отдельному аудиторскому заданию формируется в виде аудиторского файла.

Аудитор, как  правило, исключает из состава аудиторской  документации черновые варианты рабочих  документов и проекты финансовой отчетности, записи, содержащие неполные или предварительные выводы, копии документов, содержащие исправления, а также дублирующие документы.

Данные, содержащиеся в рабочих документах, позволяют  аудитору принять решение о подходящем типе аудиторского заключения. Они могут также послужить основой для подготовки налоговых деклараций и для других целей, способствующих улучшению работы клиентов аудиторской фирмы.

В случае проведения аудиторский проверок в течении ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по - прежнему значимыми, в отличии от аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту конкретного периода.

Рабочая документация считается  собственностью аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе ксеро и фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта. Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.

Рабочая документация хранится в архиве аудиторской организации  не менее пяти лет. В случаях повторных  проверок клиента срок хранения продлевается дополнительно на пять лет с даты подписания аудиторского заключения.

При изъятии  из архива рабочей документации с  целью переноса их в состав свидетельств по новому аудиту в графе «примечание» формуляра для отражения документирования по предыдущему аудиту ведущий аудитор  отмечает против названия изъятого документа дату и причину изъятия рабочего документа, закрепив это своей подписью.

Каждый рабочий документ должен иметь идентификационные  параметры (имя клиента, охватываемый аудитом период, описание содержания, фамилия и инициалы подготовившего документ лица, дата подготовки документа и код индекса).

В рабочих документах следует  проставить идентификационные индексы  и перекрестные ссылки, чтобы помочь их комплектованию в файлы.

Готовые рабочие документы  должны четко и ясно характеризовать  работу, сделанную в рамках аудита. Для этого используются отчеты, составленные письменно и имеющие форму меморандума, пометки процедур аудита в программе аудита, отметки непосредственно в записях, имеющихся в рабочих документах.

Рабочие документы могут  храниться в виде данных, зафиксированных на бумаге, на фотопленке, в электронном виде или в другой форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2     Процесс документирования аудита

 

 

2.1 Документирование аудита

 

Ответственность за документирование аудита возлагается на ведущего аудитора. Ведущий аудитор в свою очередь может возложить работу по документированию аудита на ассистента, оставив при этом за собой функцию контроля за процессом документирования аудита. Однако это требует согласования с руководством аудиторской фирмы и допустимо лишь в периоды высокой загруженности ведущих аудиторов и при наличии достаточного уровня компетентности ассистентов в вопросах документирования аудита.

Процесс документирования аудита, представленный на рисунке 1, начинается после поступления заявки на аудит.

 

 

Рисунок 1 - Схема  последовательности процедур при документировании аудита

 

Ведущий аудитор, прежде всего, уточняет программу аудита с учетом особенностей предстоящих аудиторских  услуг и конкретного клиента.

За основу программы принимается программа аудита, приведенная в приложении к внутрифирменному стандарту «Планирование аудита». После того, как определены элементы уточненной программы аудита, ведущий аудитор составляет уточненный перечень рабочей документации для предстоящего аудита, используя данные приложений к внутрифирменному стандарту:

  • приложение № 1 «Система хранения рабочей документации «Досье клиента»;
  • приложение № 2 «Перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации «Текущее досье»;
  • приложение № 3 «Перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации «Постоянное досье»;
  • приложение № 4 «Перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации «Специальное досье».

Рабочие документы  следует готовить своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. Они могут быть созданы аудиторами либо получены от экономического субъекта, либо от других лиц.

Независимо от стадии документирования рабочие документы должны быть сгруппированы  в соответствующие файлы –  «постоянное досье», «текущее досье», «специальное досье».

В «постоянное досье» включаются аудиторские файлы, обновляемые  по мере поступления новой информации, но остающиеся по-прежнему значимыми. Они утрачивают ценности в течение  ряда лет. В их состав можно включить уточненную программу аудита.

По мере аудирования каждый аудитор отмечает в программе  аудита выполненные процедуры и  вносит дату их завершения.

Включение в рабочие документы  хорошо спланированной уточненной программы  аудита свидетельствует о том, что аудит проведен на высоком качественном уровне.

«Текущее досье» объединяет рабочие документы, имеющие  отношение к тому году, когда проводится аудит.

В состав «специального досье» вводятся документы инструктивно-нормативного характера:

  • законодательно-нормативные акты;
  • инструкции;
  • методические указания;
  • данные статистических учреждений;
  • данные периодических изданий (статьи);
  • другие вспомогательные материалы, способствующие успешному проведению аудита.

При формировании рабочей документации следует исходить из того, что свидетельства, получаемые вне хозяйственной системы клиента, более надежны, чем свидетельства, получаемые в рамках этой системы. Кроме того, на надежность свидетельств значительное влияние оказывает и степень эффективности внутрихозяйственного контроля, поставленного у клиента.

Записи в  документах производятся средствами, обеспечивающими их сохранность  в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

К моменту представления  аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, а также другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить им рабочую документацию или ее копии, кроме случаев, непосредственно предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Если аудитор считает необходимым изменить существующую аудиторскую документацию или добавить в нее что-то после окончания формирования аудиторского файла, он должен независимо от характера изменений или дополнений внести в рабочие документы, следующие сведения:

  • кем и когда они были оформлены и кем и когда осуществлен контроль; причины внесения изменений и добавлений;
  • влияния на выводы аудитора.

Если после даты аудиторского заключения возникают исключительные обстоятельства, которые требуют, чтобы аудитор выполнил дополнительные аудиторские процедуры или сделал новые выводы, нужно задокументировать:

  • возникшие исключительные обстоятельства;
  • выполненные дополнительные аудиторские процедуры, полученные аудиторские доказательства, сделанные выводы;
  • кто вносил изменения и осуществлял контроль и даты внесения изменений.

К исключительным обстоятельствам  относят открытие новой финансовой информации, которая существовала на момент выдачи аудиторского заключения и которая могла бы повлиять на аудиторское заключение, если бы была известна.

При документировании характера, временных рамок и объема выполненных аудиторских процедур аудитор должен отражать идентификационные признаки отдельных статей или тестируемых вопросов.

Документирование  идентификационных признаков осуществляется для различных целей. Например, это  дает возможность аудиторской группе нести ответственность за свою работу и способствует исследованию нестандартных ситуаций и несоответствий. Идентификационные признаки зависят от характера аудиторских процедур, а также статей или вопросов, подлежащих проверке. Например:

  • при детальной проверке сделанных клиентом заказов на поставку аудитор может отразить в рабочих документах наименование документов, отобранных для проверки, дату их составления и номера заказов;
  • при проведении процедур выборочной или обзорной проверки тех статей, которые превышают определенную сумму в данной совокупности, аудитор может задокументировать объем процедур и идентифицировать проверяемую совокупность (например, указать, что все хозяйственные операции, превышающие определенную сумму, включены в проверяемую совокупность);
  • при проведении процедур систематической выборки из генеральной совокупности документов аудитор может идентифицировать и указать в рабочих документах наименование отобранных документов, их источники, исходную точку и интервал выборки (например, систематическая выборка накладных на отгрузку, отобранных из журнала регистрации накладных за период с 1 апреля по 30 сентября, начиная с записи за № 12345 с отбором каждой 125-й записи);
  • при проведении процедур запроса к определенным сотрудникам проверяемой организации аудитор может указать в рабочих документах дату запроса, имена и должности сотрудников компании;
  • при проведении процедур наблюдения аудитор может указать в рабочих документах наблюдаемые процессы или предметы, ответственных лиц, их обязанности, а также место и дату проведения наблюдения.

 

 

2.2 Оценка значимых вопросов и процедур

 

Оценка значимости того или иного вопроса требует  объективного анализа фактов и обстоятельств. В частности, к значимым вопросам можно отнести:

  • вопросы, которые приводят к значительным рискам;
  • результаты аудиторских процедур, указывающие на то, что финансовая информация может быть существенно искажена, или на необходимость пересмотра аудитором предыдущей оценки рисков существенного искажения и ответных действий аудитора на оцененные риски;
  • обстоятельства, которые доставляют аудитору значительные трудности в применении необходимых аудиторских процедур;
  • выводы, которые могут повлечь модификацию аудиторского заключения.

Аудитор может  счесть полезным подготовить и сохранить  как часть аудиторской документации краткий отчет (меморандум), в котором описываются значимые вопросы, выявленные в ходе аудита, и порядок их рассмотрения или указываются перекрестные ссылки на другие рабочие документы, где отражена такая информация.

Информация о работе Состав, содержание и требования к оформлению рабочей документации аудитора в соответствии с МСА 230