Содержание Международных стандартов финансовой отчетности и трансформация российской бухгалтерской отчетности в соответствии с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:17, дипломная работа

Описание работы

Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учет, финансовый контроль и анализ. Поскольку учет в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учета в соответствии с общепринятой во всем мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учета объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчетности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Переход на международную практику учета существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухгалтерского учета носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Содержание

Глава 1. Направления совершенствования составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в соответствии с МСФО 6
1.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 6
1.2. Принципы составления финансовой отчетности в системе МСФО 16
1.3. Общая характеристика Международных стандартов финансовой отчетности 22
Глава 2. Содержание Международных стандартов финансовой отчетности 26
2.1. Методологические стандарты финансовой отчетности и их интерпретации 26
2.2. Стандарты, регламентирующие составление консолидированной отчетности и их интерпретации 39
2.3. Стандарты, регламентирующие раскрытие отдельной информации и их интерпретации 45
Глава 3. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учета 74
3.1. Принципы и элементы финансовой отчетности, ее состав 74
3.2. Структура, содержание и методологические основы составления бухгалтерского баланса в российской и международной практике 84
3.3. Отличия в формировании других форм отчетности в РФ и в системе МСФО 93
Глава 4. Трансформация российской бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО 105
4.1. Основные подходы и этапы процедуры трансформации отчетности в РФ 105
4.2. Трансформация бухгалтерского баланса по российским стандартам в соответствии с МСФО 110
4.3. Преобразование данных отчета о прибылях и убытках и их представление в соответствии с МСФО 119
Заключение 126
Список использованной литературы 131
Приложения 134

Работа содержит 1 файл

диплом отчетность 2004 г.rtf

— 1.57 Мб (Скачать)

     Сущность перераспределения состоит в том, чтобы привести классификацию доходов и расходов в соответствие требованиям МСФО. Например, классификация доходов может предусматривать выделение видов деятельности, по которым не выделяются расходы. Особое внимание следует обратить на формирование общих и административных расходов и расходов по реализации. Некоторые предприятия не выделяют данный вид расходов в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой. В этом случае необходимо выделить в отдельную группу общие и административные расходы и расходы на продажу. Можно встретить ситуацию, когда отдельные элементы затрат общих и административных расходов, расходы по реализации включены в другие группы расходов. Тогда следует выделить эти расходы и отнести к соответствующим группам расходов.

     Согласно требованиям МСФО операционные и внереализационные расходы необходимо разбить по элементам и включить в зависимости от их принадлежности в прочие, общие и административные или коммерческие расходы.

     Согласно требованиям МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" при формировании отчета о прибылях и убытках по функциональному признаку требуется также раскрытие расходов организации по элементам затрат. Раскрытие расходов по элементам затрат производится на основе данных первичных документов организации.

     МСФО не устанавливают обязательной формы отчета о прибылях и убытках. Однако стандарты предусматривают 2 формата представления расходов: по характеру затрат или по функциям затрат (метод себестоимости продаж).

     По характеру затрат расходы объединяются в соответствии с их характером (например, материалы, амортизация, заработная плата) и не распределяются по видам деятельности компаний. При этом вводится статья "Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства". Данный способ применим для небольших компаний, где нет необходимости в распределении расходов в соответствии с их функциональной классификацией.

     По функциям затрат расходы классифицируются в соответствии с их функцией. При этом выделяют себестоимость продаж, расходы по реализации и общие и административные расходы. Считается, что этот способ обеспечивает представление более уместной информации, хотя и несет в себе некоторую долю субъективности при разбивке затрат по видам деятельности.

     ООО «Полет» по состоянию на 01 января 2004 года составило отчет о прибылях и убытках в соответствии с российским законодательством, который представлен в табл.8.

Таблица 8

     Отчет о прибылях и убытках ООО «Полет» на 01 января 2004 г., составленный в соответствии с требованиями российского законодательства

     
Показатель

наименование

Сумма,

тыс.руб.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности  
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг  
Валовая прибыль  
Коммерческие расходы  
Управленческие расходы  
Прибыль (убыток) от продаж  
Прочие доходы и расходы  
Прочие операционные доходы  
Прочие операционные расходы  
Прибыль (убыток) до налогообложения  
Текущий налог на прибыль  
Прибыль (убыток) от обычной деятельности  
Чрезвычайные расходы  
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  

     Для подготовки отчета о прибылях и убытках, отвечающего требованиям международных стандартов (по методу функций затрат), проведем переклассификация доходов и расходов ООО «Полет» в соответствии с МСФО. Для этого последовательно проанализируем информацию о доходах и расходах организации за отчетный период. 

     Основным видом деятельности организации в отчетном периоде являлась торговля. Других видов деятельности не осуществлялось. Весь доход, полученный организацией за 2003 г. - это доход от реализации. Признание выручки осуществляется по методу начисления. Однако за отчетный период в состав выручки включена выручка по бартерным операциям в сумме 2700 тыс.руб. В соответствии с МСФО доходы и расходы по бартерным операциям не признаются в отчете о прибылях и убытках. Поэтому необходимо исключить данную сумму из показателей выручки и себестоимости. Кроме того, в ходе трансформации бухгалтерского баланса ООО «Полет» по состоянию на 01 января 2004 г. была списана дебиторская задолженность в сумме 1300 тыс.руб. Необходимо исключить эту сумму из выручки организации.

     В себестоимость проданного товара организация в соответствии с российским законодательством включила:

  • стоимость покупных товаров;
  • транспортные расходы по доставке товара от поставщиков;
  • проценты за пользование банковским кредитом.

     В соответствии с международными стандартами из себестоимости нужно исключить проценты за пользование банковским кредитом. По МСФО 23 «Затраты по займам» такие затраты являются текущими и их нужно включить в состав коммерческих расходов.

     В коммерческие расходы в отчетном периоде организация включила следующие расходы:

  • аренда помещений;
  • коммунальные платежи;
  • заработная плата и отчисления;
  • реклама и т.п.

     Кроме того, в ходе трансформации бухгалтерского баланса ООО «Полет» по состоянию на 01 января 2004 г. в состав основных средств были дополнительно включены основные средства в сумме 100 тыс.руб. На них была начислена амортизация в сумме 25 тыс.руб. Необходимо исключить 75 тыс.руб. (100 тыс.руб. - 25 тыс.руб.) из состава коммерческих расходов.

     В прочие операционные расходы организация за отчетный период включила расходы по налогу на рекламу и налогу на имущество. Кроме того, в ходе трансформации бухгалтерского баланса ООО «Полет» по состоянию на 01 января 2004 г. был создан резерв по сомнительным долгам в сумме 1300 тыс.руб. Необходимо эту сумму включить в состав прочих расходов.

     Представим в табл.9 произведенные корректировки.

Таблица 9

     Корректировка показателей отчета о прибылях и убытках

     ООО «Полет» в соответствии с МСФО на 01 января 2004 г.

     (в тыс.руб.)

     
Показатель По данным отчета предприятия Сумма корректировок После корректировок
Выручка   -2700

-1300

 
Себестоимость   -2700

-2040

 
Валовая прибыль   -  
Коммерческие расходы   +1000

-75

 
Прочие операционные расходы   +1300  
Прибыль (убыток)      

     На основе скорректированных данных, представленных в табл.9, составляем отчет о прибылях и убытках в соответствии с требованиями МСФО. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 10

     Отчет о прибылях и убытках ООО «Полет» на 01 января 2004 г., составленный в соответствии с требованиями МСФО

     
 Показатель

наименование

Сумма,

тыс.руб.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)  
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг  
Валовая прибыль  
Коммерческие расходы  
Прочие операционные расходы  
Прибыль (убыток) до налогообложения  
Текущий налог на прибыль  
Прибыль (убыток) от обычной деятельности  
Чрезвычайные расходы  
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  
Чистая прибыль (убыток) прошлых лет  
Итого чистая прибыль  

      Таким образом, методом перераспределения доходов и расходов организации в соответствии с международными стандартами, а также приняв во внимание результаты трансформации бухгалтерского баланса, получили отчет о прибылях и убытках ООО «Полет» по состоянию на 01 января 2004 г., отвечающий требованиям МСФО. 

Заключение

      Постановлением Правительства № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности - правовая основа реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования называется приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Предполагается, что движение к международным стандартам будет поэтапным и займет несколько лет. На современном этапе реформирование российского бухгалтерского учета и отчетности - это одна из самых актуальных задач, неотъемлемая составляющая широкого комплекса экономических преобразований.

      К настоящему времени уже проделана значительная работа в этой области: утверждены 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, созданы Институт профессиональных бухгалтеров и Международный центр реформы системы бухгалтерского учета, принят ряд законодательных актов в этой области, сделан первый   русский коммерческий перевод МСФО. Российские кредитные организации перешли на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО уже с 1 января 2004 г., при этом отчетность будет составляется на основе бухгалтерской отчетности, составленной по российскому законодательству, с применением метода трансформации. Многие российские компании стремятся предоставлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО для того, чтобы получать доступ к международным рынкам капитала, а также для того, чтобы иметь объективную оценку своего бизнеса.

       Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухгалтерского учета. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта.

       В соответствии с Принципами цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

       В настоящее время действуют 34 стандарта. Каждый стандарт включает следующие элементы: объект учета; признание объекта учета; оценка объекта учета; отражение в финансовой отчетности. В контексте существующих МСФО и принципов их применения разрабатываются Интерпретации. Они разъясняют отдельные положения стандартов и регулируют вопросы бухгалтерского учета там, где отсутствуют соответствующие стандарты. В настоящее время действуют 30 интерпретаций.

Информация о работе Содержание Международных стандартов финансовой отчетности и трансформация российской бухгалтерской отчетности в соответствии с ними