Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является отражение места, важности и значения бухгалтерского баланса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….....

1. Понятие и виды балансов ………………………………...…..…………..........

2. Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа………………………………………..….

3. Пассив баланса, его характеристика ……….………………………………

4. Актив баланса, его характеристика………….……………….……

5. Зарубежный опыт составления бухгалтерского баланса………….

Заключение …………………………………………………..……………….….

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по бух учёту.docx

— 51.06 Кб (Скачать)

Институт  экономики, управления и права

 

 

 

Экономический факультет

 

 

 

                                                                Кафедра бухгалтерского учета  и аудита

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

 

на тему:

 

Содержание  и порядок составления бухгалтерского баланса организации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               студент 101 группы  Манвелян Н.А. 

 

                                                               руководитель  ______________________

 

 

 

 

 

Казань  - 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………….…….....

1. Понятие и виды балансов ………………………………...…..…………..........

2. Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа………………………………………..….

3. Пассив баланса, его характеристика ……….………………………………

4. Актив баланса, его характеристика………….……………….……

5. Зарубежный  опыт составления бухгалтерского  баланса…………. 

Заключение  …………………………………………………..……………….….

Список  использованной литературы

 

 

Ведение

 

Баланс (французское balance – весы) – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства  совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств  и их источников показывается на определенный момент,  как правило, на первое число  отчетного периода в стоимостном  выражении. Принимая во внимание, что  группировка и обобщение в  балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние  показателей приведено не только в статике,  но и в динамике.

Это значительно расширяет границы  познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

Сущность бухгалтерского баланса  проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой  отчетности.

Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового  положения фирмы. С целью большей  доступности понимания экономической  сущности объектов, отражаемых в составе  отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные  инвесторы  и  кредиторы  изучают и оценивают  содержание и отношения между  отдельными группами и подгруппами  актива и пассива  баланса, их взаимосвязь  между собой.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет  принимать обоснованные управленческие решения.

Умение читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа  ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики  предприятия.

Умение чтения бухгалтерского баланса  дает возможность:

- получить значительный объем  информации о предприятии;

- определить степень обеспеченности  предприятия собственными оборотными  средствами;

- установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств;

- оценить общее финансовое состояние  предприятия даже без расчетов  аналитических показателей.

Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря  которому:

- руководители получают представление  о месте своего предприятия  в системе аналогичных предприятий,  правильности выбранного стратегического  курса, сравнительных характеристик  эффективности использования ресурсов  и принятии решений самых разнообразных  вопросов по управлению предприятием;

- аудиторы получают подсказку  для выбора правильного решения  в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;

- аналитики определяют направления  финансового анализа.

Целью настоящей работы является отражение  места, важности  и  значения  бухгалтерского  баланса.

 

 

Понятие и виды балансов

Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных  средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.

Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной  деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты и потери.

Баланс  используют не только внутренними пользователями, но и внешними (акционерами, учредителями, кредиторами, банками).

Схематично  бухгалтерский баланс представляет собой таблицу. Актив включает два  раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» и отражает имущество предприятия.

Все ресурсы  предприятия сгруппированы в  активе баланса, а их источники образования  – в пассиве баланса. Разделы  в активе баланса расположены  в порядке возрастания ликвидности. Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».

Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по следующим признакам:

1) время составления;

2) источник  составления;

3) объем информации;

4) характер  деятельности;

5) форма собственности;

6) объект  отражения;

7) способ  очистки;

8) по расположению  актива и пассива;

9) по форме  отражения оборота.

 

 

По времени  составления бухгалтерские балансы  могут быть:

1) вступительный  или начальный баланс – перед  его составлением на предприятии  проводится инвентаризация и  оценка всего имущества;

2) текущий  баланс – периодически составляется  в течение всего времени деятельности  организации. Текущий баланс бывает  трех видов:

а) начальный (входящий) – составляется на начало отчетного периода;

б) заключительный (исходящий) – составляется на конец  отчетного периода;

в) промежуточный  баланс – составляется за период между  началом и концом отчетного периода;

3) ликвидационный  баланс – характеризует имущественное  состояние предприятия на дату  прекращения его деятельности  за отчетный период;

4) разделительные  балансы – составляются в ходе  разделения крупной организации  на некоторое число более мелких  структурных подразделений или  в процессе передачи одного, или  нескольких структурных подразделений  данной организации другой организации;

5) объединительный  баланс – составляется в процессе  объединении нескольких организаций  в одну крупную организацию  или в процессе присоединении  одной или нескольких структурных  подразделений к данной организации.

По источникам составления балансы подразделяются на:

1) инвентаризационные  балансы – составляются в соответствии  с проведенной описью средств  предприятия, такой баланс может  быть представлен в сокращенном  или в упрощенном видах;

2) книжный  баланс – составляется на основании  данных текущего бухгалтерского  учета (на основании текущей  документации);

3) генеральный  баланс составляется на основании  учетных записей бухгалтерского  учета и данных проведенной  инвентаризации.

 

 

 

По объему информации балансы подразделяются на:

1) единичные  балансы – отражают информацию  о деятельности только одной  организации;

2) сводные  балансы – отражают информацию  о деятельности нескольких организаций,  составляются с помощью механического  суммирования средств, числящихся  на статьях нескольких единичных  балансов, и подсчета общих итогов  актива и пассива.

В таких  балансах отдельные графы отражают состояние средств отдельных  организаций, а графа «Всего»  характеризует общее состояние  средств всех организаций в целом.

По характеру  деятельности бывают:

1) баланс  основной деятельности – соответствующий  уставной политике в организации;

2) баланс  неосновной деятельности – отражает  прочие виды деятельности организации  (транспортные хозяйства, жилищно-коммунальные  и т. д.).

По формам собственности балансы могут  быть представлены

в зависимости  от установленной организационно-правовой формы: государственные, муниципальные, кооперативные, совместных предприятий  и т. д.

По объекту  отражения балансы подразделяются на:

1) самостоятельный  баланс – такой баланс составляют  предприятия, которые являются  юридическими лицами;

2) отдельный  баланс – этот баланс составляют  структурные подразделения, относящиеся  к одной организации (юридическому  лицу).

 

 

 

 

 

По способу  очистки:

1) баланс-брутто  – включает в себя регулирующие  статьи, используется для научных  исследований, а также для совершенствования  информационных функций;

2) баланс-нетто  – исключает регулирующие статьи, используется в настоящее время  сальдовый баланс-нетто, так как  отражает реальную стоимость  имущества организации.

По расположению актива и пассива баланса:

1) баланс  в форме счета – в нем  параллельное расположение статей  и разделов актива и пассива;

2) баланс  в форме отчета – в нем  последовательное расположение  актива и пассива.

По форме  отражения оборота:

1) сальдовый  баланс – составляется путем  подсчета остатков (сальдо) по счетам;

2) оборотный  баланс – помимо остатков (сальдо) содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты)  за отчетный период.

К любому бухгалтерскому балансу необходимо предъявляются следующие определенные требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым является баланс, который был составлен  в соответствии с записями, произведенными на основании данных документов. Документы, в свою очередь, отражают факты хозяйственной  деятельности организации за определенный период времени.

Условие правдивости баланса – достоверность  записей в документах, которые  обосновывают показатели баланса.

 

 

 

 

Приемы  вуалирования:

1) отражение  ценностей в балансе не на  тех статьях, где их следует  учитывать;

2) сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности, т. е. те суммы, которые должны отражаться реально по активу (дебиторы) и по пассиву (кредиторы), а также вычитаться одна из другой; при этом в баланс попадает только разность между ними (сальдо);

3) списание  недостач ценностей за счет  выявленных излишков;

4) неправильное (увеличенное или уменьшенное  по сумме, чем следовало) создание  фондов и резервов организации;

5) несписание сумм на издержки расходов, относящихся к отчетному периоду;

6) включение  в бухгалтерский баланс чужого  имущества;

7) составление  баланса на основании данных, не обоснованных документацией.

Реальность  баланса и правдивость – неоднозначные  понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.

Существуют  теории балансовых оценок: объективных  оценок, субъективных и книжных оценок.

Теория  объективных оценок основана на принципе проданных цен, которые могли  бы быть установлены в процессе продажи  имущества организации на момент составления баланса.

Информация о работе Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса организации