Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка
1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.
Эффективность государственного управления
не может отражать результаты только
в каком-либо одном направлении
или аспекте (политическом, экономическом,
социальном и др.). Она должна раскрывать
все его многоэлементное
экономическую, включает результат общегос деят в виде ВВП, роста нац благосостояния, объёма произв тов и услуг, ур-ня оплаты труда (средняя з\п), покупательная способность и потребителький бюджет за отчётный период, динамику роста цен, % ставки и стоимость ден ресурсов в стране, ур-нь занятости и безработицы, курс нац ден ед и ур-нь платёжного баланса гос-ва
социальную, позволяющую определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов. Главный критерий социальной эффективности государственного управления – повышение качества и уровня жизни человека. Показатели: ур-нь интеллектуального и культурно-духовного развития нации, мат-фин обеспечение соц гарантий, Конституционно провозглашённых прав и свобод каждого гражданина, при этом гос соц защита отражает не только соц стандарты, но и финн обеспечение пенсий, дотаций, выплат, поддержки безработных, косвенного и прямого стимулирования создания новых рабочих мест, развитие междунар контактов и связей с целью обогащения нац культуры, а также её представление на мировой арене
экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер, создание безопасных условий жизнедеятельности для народа; влияет на демографические показатели, здоровье нации,
внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.
техническую. Определяется качеством гос инфраструктур на республиканском ур-не, включая развитие транспорта, связи, финн потоков и банковской системы, и на местном ур-не наличием дорог, необходимых коммуникаций, доступности к источникам энергии, развитием торговой сети и мат-технич базы мед, образов, культ и прочих учереждений.
Выделяется также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.
Можно выделить и другие виды эффективности,
но все они, по сути, связаны с
функциями государства, т.е. с основными
направлениями его
47. Критерии и показатели
эффективности
Для достоверного и обоснованного суждения об эффективности государственного управления используется критерии и показатели, многокритериальный подход.
главным критерием выступает
При общей оценке эффективности функционирования экономики применяется следующая система показателей: ВВП, ВНП и НД – их общий объем и расчеты на душу населения, структура национальной экономики, производство основных видов продукции на душу населения, уровень и качество жизни населения, показатели экономической эффективности. Однако эта система по мере развития национальной экономики может измениться.
Важнейшими группами показателей являются следующие группы:
Общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД. Отраслевая структура национальной экономики.
Производство основных видов продукции на душу населения.
Уровень жизни населения. Оценивается
по таким показателям, как: ВВП
на душу населения, структура использования
ВВП, особенно структура расходов на
конечное потребление (личных потребительских
расходов). ИРЧП представляет собой интегральный
показатель человеческого развития, состоящий
из трех компонентов: долголетия, образованности
и уровня жизни. Долголетие измеряется
продолжительностью жизни, образованность
– комбинацией грамотности взрослых и
среднего количества лет обучения, уровень
жиз-
ни – реальным ВВП на душу населения с
поправкой на местную стоимость жизни
(ППС). Величина ИРЧП колеблется от 0 до
1, где 0 – min, а 1 – max . Если ИРЧП равен 0,5
и меньше – он оценивается как низкий;
от 0,5 до 0,8 – средний и от 0,8 до 1 – высокий.
Показатели экономической
производительность труда (по народному хозяйству в целом, по отдельным отраслям, по видам производства);
фондоотдача;
материалоемкость ВВП, производимых товаров и услуг.
важнейшей проблемой современного этапа развития национальной экономики является обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов на новой технической основе.
Материалоемкость
Энергоемкость представляет собой показатель, характеризующий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов внутри страны на единицу ВВП.
Металлоемкость – это
Для решения проблемы ресурсосбережения на государственном уровне выработан комплекс мер, направленных на обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов. Общереспубликанские программы («Энергосбережение», «Ресурсосбережение») объединяют мероприятия по снижению материалоемкости продукции, рациональному использованию отходов и т.д., а также предусматривают их организационно-экономическое обеспечение.
Ресурсосберегающая
48 Методы оценки эффективности государственного управления
Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через две группы:
научные исследования;
традиционные формы оценки.
Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат.
При проведении научных исследований применяются:
социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);
наблюдения (открытые и скрытые);
экспертные оценки;
моделирование;
формирование контрольных
проведение экспериментов и др.
Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, – метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.
Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п.
Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие:
отчеты органов
общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;
оценку эффективности
обращения граждан, содержание которых
формирует представления о
49. Методы оценки эффективности государственного управления.
Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через две группы:
научные исследования;
традиционные формы оценки.
Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. При проведении научных исследований применяются:
социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);
наблюдения (открытые и скрытые);
экспертные оценки;
моделирование;
формирование контрольных
проведение экспериментов и др.
Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, – метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.
можно использовать следующую модель, построение которой предполагает три этапа:
Первый этап – это организационное моделирование, когда строится функциональная и структурная модели органа государственного управления.
«Положение об
Второй этап – это этап трансформации функциональной модели в процессную модель. На этом этапе отдельные функции представляются в виде последовательно взаимосвязанных процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется установлением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «что, кому, когда?», тем самым, определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система, состоящая из процессной и ролевой модели, представляет собой процессно-ролевую модель органа государственного управления, которая отвечает на вопросы: «что, кто, кому, когда?».
На третьем этапе дается количественное описание процессов, то есть строится количественная модель процесса, которая отвечает на вопрос: «сколько?».
Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п.
Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие:
отчеты органов
общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"