Шпаргалка по "Государственному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

1.Система государственного управления
2. Управление: понятие, признаки, управленческая парадигма.
3. Государственное управление: понятие, сущность, специфика + объективная необходимость управления.
4. Английская научная школа государственного управления.
5. Германская научная школа государственного управления.

Работа содержит 1 файл

шпоры гу (печать).docx

— 138.90 Кб (Скачать)

в) гласности \ закрытости

20. Организационные принципы  государственного управления, их  классификация и характеристика.

Организационно-структурные включают правила построения систем управления, её организации, разделение труда и ф-ции, а также формы организации органов, систем, учреждений.

1) принцип концентрации ф-ций

Связан с выделением единого  распорядительного центра в сист управления. Предусматривает сосредоточение всех важнейших ф-ций управления в одном территориальном или отраслевом органе ГУ.

2) принцип комбинирования ф-ций  управления

Например комитет по эк исполкома  включает большой диапазон ф-ций: соц-эк планирование, ценообразование, оплата труда, лицензирование и сертификацию льготы и т.д.

3) иерархичность

4) централизация управления

5) рац подбора и расстановки  кадров

6) плановости и преемственности

7)территориально-отраслевой

Определяет возможность пересечения  отраслевого управления министерством  с территор упр исполкома. Это  обусловлено исп-нием местных трудовых ресурсов на республиканских предпр, расп в данной местности. Позволяет использовать возможности субъектов хоз-ния для решения местных проблем и развития соц сферы.

6) коллигеальности\единоначалия

Предусматривает структурное оформление коллегиальных органов с выделением и закреплением их ф-ций, а также  закреплением ф-ций единоначальных органов ГУ.

Единоначальные органы в РБ: институт Президента, министерства, Председатель госкомитета.

Коллегиальные: СовМин, исполкомы  всех уровней, Нац собрание, советы депутатов.

7)линено функциональный

Определяют необходимость сочетания  линейного руководства с функциональным обслуживанием.

Линейная схема реализована  в виде президентской вертикали: Президент-председатель облисполкома-председатель райисполкома-председатель горисполкома

А функциональное упр выражено спец структ подразд: эк, соц и т.д.

21. Функции государственного  управления. Общие функции и их  характеристика.

Функция (лат. functio – отправление, деятельность) – это реальное, целенаправленное воздействие на управляемый объект.

В Г у ф-ция выступает как целостная специфическая деятельность гос аппарата, исполняющая в процессе реализации возложенных обязанностей и направленная на достижение 1 или неск целей.

Различают общие, специфические (специальные) и технологические ф-ции.

К общим относят такие, без которых  невозможно управление: планирование, учёт, контроль, организация и регулирование.

-Планирование предусматривает  конкретизацию параметров поэтапного  достижения цели с соотв финансовым и ресурсным обеспечением. (Планирующие органы: МинЭкономики, МинФин, все отраслевые мин-ва)

-Учёт включает фактический сбор  и фиксацию параметров о состоянии  управляемого объекита в любой  момент времени (Органы по учёту:  МинСтатистики и Анализа, МИД,  комитет гидрометеорологии, МинПрироды и охраны окр среды)

-Задачей контроля явл выявление  отклонений управляемого объекта  от его запланированного состояния. (Контролирующие органы:комитет  госконтроля, таможенный комитет,  Мин по налогам и сборам, гос  комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Конституционный Суд, МинЮстиции, прокуратура)

-Функция организации предназначена  дл упорядоченья управл сист, выделения ф-ций, закрепления  их за исполнителями, опр состава  структурных подразделений в  аппарате упр, их соподчинённости,  опред порядка взаимод и упр операций и процедур по обработке инф. (Организационные органы: администрация Президента, СовМин).

-При отклонениях, превышающих  критические или допустимые значения, активизируется регулирование посредством  которого объект упр переводится  в запланированное состояние,  т.е. ликвидирует отклонения (Регулирование  осуществляется преимущественно  планирующими и отраслевыми органами)

Планирование: соц-эк развития, товарооборота, бюджетное, целевые научные, научно-технич и нац программы, региональное, территориальное, жилищная программа (план стр-ва жилья на 2006-2010 годы).

Составляющие гос внутр политики: гос кадровая политика, включая неск прогр формирования кадрового гос  корпуса РБ (прогр подготовки высших упр кадров, прогр повышения квалификации руководителей и специалистов гос  органов, программа формирования кадрового  реестра на ур-не Президента и последующих управленческих ур-нях власти).

Контроль: финансовый (контрольно-ревизионное  упр МинФина), комитет гос контроля, налоговый контроль, таможенный контроль.

Реализует сл действия гос-ва: защита тер, её целостности и неделимости, противодействие внешним и внутр  возмущениям в общ-ве, антигос  криминалистические акты, охрана правопорядка, обеспечение без-ти жизнедеят граждан, обеспечение комфортных и безопасных усл проживания, решение эк проблем, охрана границ, охрана конституц строя, прав и свобод граждан, контроль качества тов и услуг отечественных  и зарубежных производителей, контроль цен, регулирование з\п, охрана и  обеспечение безоп усл труда,

Управление НТП и развитием, проведение денежно-кредитной и  эмиссионной политики, гос регулирование финн потоков и внешн эк деят, контроль экспортно-импортных операций с целью защиты отеч произв.

Технологические ф-ции управления охватывают пооперационные виды управления деятельности. Осущ при вып любых  ф-ций управления.

1)ф-ция сбора информации (поиск,  восприятие, фиксация, классификация\сортировка, накопление\хранение)

2)ф-ция анализа (выявление причин  и факторов, влияющих на упр  или проблему. Влияние отклонений, опред тенденций развития управляемого объекта, прогноз мер по устранению отклонений)

22. Методы государственного  управления, классификация и характеристика  основных групп. Прямые и косвенные методы.

Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности.

Можно выделить общенаучные и специальные  методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические  и т.д.

Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.

Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику.

Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей.

23. Административные (организационно-распорядительные) методы государственного управления.

Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.

Разделяются на:

Распорядительные

Организационные

К 1ым относят 2 группы воздействий:

- предписывающие

- запрещающие

Как правило, административные явл  прямыми методами воздействия, принуждающими  к исполнению команды.

К ним относят административное стимулирование смешанного хар-ра (благодарность, повышение, снятие с должности, выговор). Реализуются в форме приказов, распоряжений, указов, декретов, законов.

К организационным методам относят:

- норм-правовые акты, обязательные  к исполнению при определ условиях. ОМ косвенно влияют как условие, регламентирующее повед. или выст в качестве обязат.

- правовые акты регламентир  продолжительность или режим  труда и отдыха, распорядок дня;  предназнач, задачи и функции  организаций и их штатное расписание, порядок взаимод между работниками  и подраздел.

- должностные инструкции, регламентир  функции и задачи каждого работника,  его права и обязанности. Штатное  расписание

К организац форме управления относятся:

кодекс законов о труде, включ  вопросы оплаты и финанс труда

административное право

гражданское законодат, правовые акты о формах, размерах и порядке оплаты труда 

таможенное законодат.

правов акты, регламентирующие пересеч  границы

Можно также выделить прямые и косвенные  методы государственного управления.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

24 Социальные методы ГУ.

Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:

политическая агитация, пропаганда;

разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с  использованием СМИ;

личные встречи руководителей  государства с трудовыми коллективами;

различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;

нравственное осуждение, имеющее  зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

С помощью социально-психологических  методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация на лидера.

референдумы

изуч общественного мнения, анкетирование , опрос

моделиров соц структуры общества:территор, полов, возростн.

методы соц защиты, поддержка  малых семей

соц эксперемент, разл формы соц  полит мероприятий, направл на поддержку, корректировку и формир гос политики

25. Система управления: сущность, свойства, структура системы.

Государственное управление является социальной системой со всеми присущими  этому виду свойствами. Причем, социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и, в силу этого, проявляется  как творческий характер социального  управления, его сила, так и уязвимость. В виду того, что управление общественными  процессами, людьми, является наиболее сложным, оно имеет ряд дополнительных признаков, таких как:

иерархичность статусов элементов;

целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.). В зависимости от того, на какой идейно-ценностной базе строится политическая система в данном обществе, таково и духовное основание системы государственного управления;

наличие в системе механизмов самоуправления;

самосознание субъектов и объектов управления;

формальные и неформальные отношения;

организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

Кроме того, следует отметить, что  реализация функций системы государственного управления связана с осуществлением властных полномочий, что означает монопольное право на издание  законов и применение принуждения, формирование бюджета и налоговой  системы.

На высшем уровне присутствуют:

- президент

- нац собрание

- судебная ветвь власти

+ сюда идет правовая база (законы, акты, декреты, указы

+ кадровое обеспечение в виде  квал госслужащих! И спецы в  сферах: соц, экол, произв сфера  жизнедеят и обеспечивания.

Предназначение системы государственного управления состоит, прежде всего, в  обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.

Непосредственное влияние на процесс  управляющего воздействия оказывает  окружающая среда, которая питает его  ресурсами или блокирует управленческие решения. Система государственного управления, адекватно реагирующая на происходящие в обществе изменения, является рациональной.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному управлению"