Роль, назначение, методика составления Приложения к Бухгалтерскому балансу

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – отчетность организаций. Предметом исследования является приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), его целевое назначение и техника составления.
Цель данной работы – изучить, подробно рассмотреть роль, назначение и методику составления приложения к бухгалтерскому баллансу. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть состав, виды и формы бухгалтерской отчетности;
- изучить целевое назначение и технику составления приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
- составить бухгалтерскую отчетность на примере ООО «Лекол»
-выявить пути совершенствования процесса составления бухгалтерской отчетности

Содержание

Введение 3
1 Бухгалтерская отчетность. Роль, назначение, методика
составления Приложения к бухгалтерскому балансу
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности 6
1.2 Методика составления Приложения к бухгалтерскому балансу 10
1.3. Назначение Приложения к бухгалтерскому балансу 27

2. Порядок формирования бухгалтерской отчетности по
данным ООО «Лекол»
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
Организации 43
2.2. Формирование бухгалтерского баланса за 2010 год 47
2.3. Автоматизация процесса составления финансовой отчетности 52
Заключение 56
Список литературы 58

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 123.96 Кб (Скачать)

     Оформление  — следующее требование, предъявляемое  к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации — в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.)4

     Публичность бухгалтерской отчетности обеспечивается организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников.

     Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

     Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.

     Публикации  должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2). Такой подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную компанию.

     Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокращенной форме, содержание которой определяется самим предприятием в пределах требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

     Наряду  с публикацией годовой бухгалтерской  отчетности публикуется также аудиторское  заключение, суть которого должна содержать  мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности (безусловно, положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).

     Внутренняя  бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность. 

     1.2. Методика составления Приложения к бухгалтерскому балансу

         Раздел «Нематериальные  активы»

     Этот  раздел является расшифровочной таблицей к статье 110 «Нематериальные активы»  Бухгалтерского баланса. Здесь показывают первоначальную стоимость и сумму  начисленной амортизации каждого  вида нематериальных активов на начало и конец отчетного года. Приводят также стоимость списанных и  приобретенных в течение года нематериальных активов.

     Особенности:

     Во-первых, в данной форме отражаются нематериальные активы, принадлежащие организации  только на праве собственности. То есть стоимость активов, полученных во временное  пользование и отражаемых за балансом по строке 990, в Приложении приводить  не надо.

     Во-вторых, на счете 04 помимо нематериальных активов  учитываются также положительные  результаты НИОКР и технологических  работ. Такое требование установлено  ПБУ 17/02 и Планом счетов. Однако для  расшифровки таких расходов предназначен другой раздел Приложения - "Расходы  на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы". То есть если фирма учитывает такие  расходы на счете 04, то расшифровку  строки 110 баланса надо дать в двух разделах формы №5.

     В-третьих, согласно пунктам 21 и 29 ПБУ 14/2000, амортизацию  можно начислять по кредиту счета 04 «Нематериальные активы», уменьшая первоначальную стоимость объекта. Однако отражать в графе «Выбыло» табл. 1 амортизацию, начисленную по кредиту счета 04, не следует. Ведь пункт 17 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности, утвержденных приказом Минфина  России от 22 июля 2003 г. №67н, требует расшифровывать данные о первоначальной стоимости и начисленной амортизации.

     Выход из этого положения такой: в табл. 1 привести первоначальную стоимость  таких нематериальных активов, а  по строкам 050 и «В том числе»в табл. 2 записать сумму начисленной амортизации. В противном случае данные о таких нематериальных активах рекомендуем раскрыть в пояснительной записке.

     И в-четвертых, у организации до сих  пор может числиться имущество  в составе нематериальных активов, которое с 2001 года такими активами не является согласно ПБУ 14/2000. Речь идет о лицензиях, квартирах, правах аренды или использования земельных  участков. Данные о таком имуществе  следует раскрыть по статье «Прочие» табл. 1. Амортизацию по ним надо показать соответственно в табл. 2, можно с  расшифровкой «В том числе». Кроме  того, информацию о таком имуществе  нужно привести в пояснительной  записке. 

 

                                                                                                                                  Таблица 1

       Данные для заполнения раздела «Нематериальные активы» форма № 5
Наименование  строки формы N 5
Коды  формы №5
Счета, с которых надо брать информацию для заполнения Приложения
Объекты интеллектуальной собственности
010
Счет 04 "Нематериальные активы"
Организационные расходы
020
Счет 04 "Нематериальные активы"
Деловая репутация 
030
Счет 04 "Нематериальные активы"
Прочие
040
Счет 04 "Нематериальные активы"
Амортизация нематериальных активов  всего 
050
Счет 04 "Нематериальные активы"
Амортизация организационных  расходов
051
Счет 04 "Нематериальные активы"
Амортизация деловой репутации
052
Счет 04 "Нематериальные активы"

      Раздел  «Основные средства»

     В этом разделе раскрывают информацию об основных средствах организации, как этого требует пункт 32 ПБУ 6/01. Раздел является расшифровочной таблицей к строке 120 «Основные средства»  Бухгалтерского баланса и некоторым  строкам Справки о наличии  ценностей, учитываемых на забалансовых счетах баланса.

     Раздел  состоит из двух таблиц.

     В табл. 1 отражают наличие на начало и  конец отчетного периода и  движение в течение отчетного  периода объектов основных средств  по видам согласно Общероссийскому  классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

     В табл. 2 приводят:

  • сумму начисленной амортизации. Обращаю внимание: здесь надо отразить стоимость списанных «малоценных» (до 10 000 руб.) основных средств, поскольку для них предусмотрен пунктом 18 ПБУ 6/01 особый порядок списания;
  • первоначальную стоимость основных средств, переданных в аренду;
  • первоначальную стоимость основных средств, переданных на консервацию;
  • стоимость объектов, полученных в аренду. Эту строку заполняют арендаторы, которые используют чужое имущество без права выкупа. Она является расшифровкой данных об арендованном имуществе, которые отражены по строкам 910 и 911 Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах к балансу;
  • первоначальную стоимость недвижимости, которую организация не успела в отчетном году зарегистрировать, но уже начала эксплуатировать. Такая недвижимость числится на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» либо на отдельном субсчете счета 01 согласно пункту 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

     Кроме того, в этом разделе есть таблица  «Справочно», где учитывают результаты проведенной переоценки основных средств, а также изменение стоимости  объектов в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

            

                                                                                                                                         Таблица 2

Данные  для заполнения раздела «Основные средства» формы № 5
Наименование  строки формы №5 информацию для
Код строки формы №5
Счета, с которых надо брать информацию для заполнения  Приложения
Здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный  инвентарь и др.
110-120
Счет 01 «Основные средства»
Амортизация основных средств всего
140
Счет 02 «Амортизация основных средств» (за исключением  субсчета, на котором  учитывают амортизацию  имущества, переданного  в лизинг и прокат)
Амортизация зданий, сооружений, машин и оборудования и т.д.
141-143
Счет 02 «Амортизация основных средств»
Передано  в аренду основное средство
150
Счет 01 «Основные средства»  субсчет «Основные  средства, переданные в аренду другим организациям»
Переведено  основное средство на консервацию
155
Счет 01 «Основные средства»  субсчет «Основные  средства, переведенные на консервацию»
Получено  в аренду основное средство
160
Счет 001 «Арендованные  основные средства» 
Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и  находя в процессе государственной  регистрации
165
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств» или счет 01 «Основные средства» субсчет «Основные средства, право собственности на которые, не зарегистрировано»
Результат переоценки основных средств 
170
Счет 01 «Основные средства», счет 02 «Амортизация основных средств», счет 83 «Добавочный  капитал», счет 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»
Изменение стоимости ОС в  результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной  ликвидации
180
Счет 01 «Основные средства» 

            

               Раздел «Доходные вложения в материальные ценности»

     Этот  раздел является расшифровкой к строке 135 «Доходные вложения в материальные ценности» Бухгалтерского баланса.

     Расшифровка состоит из двух таблиц. В первой отражается первоначальная стоимость  доходных вложений в материальные ценности на начало и конец года, и движение их в отчетном году с разбивкой  по видам имущества. При этом данные берут со счета 03. Во второй таблице  приводят сумму начисленной амортизации  по всем доходным вложениям в материальные ценности за отчетный и прошлый годы (счет 02 субсчет «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»).

    Раздел  «Расходы на научно-исследовательские, опытно конструкторские и технологические работы»

     В этом разделе следует раскрыть в  соответствии с пунктом 16 ПБУ 17/02 информацию о расходах на НИОКР и технологические  работы, выполняемые для собственных  нужд, не на продажу.

     Раздел  состоит из двух таблиц. В первой отражают расходы на НИОКР и технологические  работы. Во второй таблице – «Справочно», приводят данные по незаконченным и  не давшим результатов работам.

     Разъяснений Минфина России по поводу того, как  именно заполнять этот раздел, нет. Поэтому рекомендуется поступать  так. В строке 310 "Всего" табл. 1 указать величину расходов, которые  отражены на счете 04 на специальном  субсчете для НИОКР. А в табл. 2 «Справочно» записать сумму расходов, учтенных на субсчете «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ» счета 08.

               Раздел «Расходы на освоение природных ресурсов»

     Здесь надо отметить два момента. Во-первых, в бухгалтерском учете нет  строгого перечня расходов на освоение природных ресурсов. Лишь в пункте 4 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы» уточняется, что данный документ нельзя применять к расходам на освоение природных ресурсов. И здесь же для примера приведено несколько  видов этих затрат - проведение геологического изучения недр, разведка полезных ископаемых, доразведка осваиваемых месторождений, проведение работ подготовительного характера и др.

Информация о работе Роль, назначение, методика составления Приложения к Бухгалтерскому балансу