Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..
Информационные ресурсы, циркулирующие в информационном пространстве отдельно взятой организации, могут быть классифицированы следующим образом:
Организации, осуществляя экономическую деятельность, публикуя информацию о результатах своей деятельности, формируют определенную область экономического пространства, которую можно определить как информационное поле.
Обычно выделяют две группы пользователей информации, представленной в финансовой отчетности: непосредственно заинтересованные и опосредованно заинтересованные. К первой относятся собственники средств предприятия, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры, менеджеры, налоговые органы, служащие компании, покупатели. Ко второй – консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы, регулирующие органы, статистические органы, пресса, экологические организации и др.
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление фи нансово-хозяйственной деятельностью все более зависит от уровня ее информационного обеспечения. С точки зрения системного подхода в каждой организации происходит постоянный кругооборот информационных потоков. Управление любой системой осуществляется на основе информации, циркулирующей в системе, поступающей на ее «входы» и выходящей из нее (рис. 1).
Количество и качество доступной информации и есть основной критерий, необходимый для обоснованного выбора и принятия конкретного управленческого решения. Необходимо только понять, как использовать информацию в качестве инструмента управления. Важнейшей частью информационного пространства выступают система внутреннего контроля (СВК) и внутренний аудит.
Именно активизация процесса управления производственными структурами на основе использования информации о вкладе каждого подразделения, центра ответственности, бизнес-процесса в совокупный результат является одним из приоритетных направлений совершенствования СВК и внутреннего аудита, т.к. именно в этой области закладываются обоснованность и комплексность решений, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества.
Далее рассмотрим примерный перечень ключевых параметров, которые оказывают существенное влияние на эффективность функционирования СВА в организации и соответственно могут быть использованы для оценки степени зрелости функции внутреннего аудита на текущий момент и эффективности выполняемой деятельности [5]. Перечень ключевых критериев/контрольных показателей, по которым можно провести оценку эффективности функции внутреннего аудита, сгруппируем по типам задач и иным признакам, характеризующим степень соответствия внутреннего аудита поставленным стратегическим целям и общепринятым стандартам международной практики. Предложим возможный подход/качественные критерии для проведения оценки показателей. Данный подход примерный и уточняется в каждом случае одновременно с разработкой весовых коэффициентов, которые присваиваются каждому из параметров в зависимости от степени важности критерия для каждой организации (таб. 2.1 ).
Основой управления любой
хозяйственной деятельностью
В экономической литературе до настоящего времени нет точного определения понятий и процессов внутреннего контроля и внутреннего аудита. По мнению английского специалиста Доджа Р., внутренний аудит представляет собой процесс, подчиненный внутреннему контролю. «Внутренний а удит является составной частью внутреннего контроля; осуществляется по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности» [6].
Действительно, нужно отметить, что несколько лет назад внутренний аудит соответствовал содержанию первичной ступени внутреннего контроля. В настоящее время внутренний аудит применяется наряду с внутренним контролем и независимо от него. Из форм и методов внутреннего контроля формируется внутренний аудит, но являясь самостоятельной организационной формой внутреннего контроля, он сосуществует наряду с ним и выполняет самостоятельные функции. В условиях развития новых форм и методов управления внутренний аудит, организуемый в форме службы аудита на каждом крупном предприятии неисполнительными органами управления (генеральным и финансовым директором), а Советом директоров, Наблюдательным советом и другими институтами собственников предприятия, становится независимым консультационным центром управления.
Именно в этом понимании меняются сущность и функции внутреннего аудита, заключающиеся в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам. За последние годы сфера гарантий и консультаций существенно расширилась и, кроме задач консультационно-оценочного характера, включает следующие области:
Таким образом, внутренний аудит выполняет функцию оценки надежности и эффективности СВК в процессе управления рисками, с которыми сталкивается компания в процессе корпоративного управления.
Внутренний аудит – это постоянный, нацеленный на будущее процесс, задача которого – содействовать руководству компании в достижении поставленных целей наиболее эффективным образом. Его стратегическая направленность должна быть адекватной целевым установкам этой системы.
Международные стандарты аудита и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности позволяют считать, что внутренний аудит играет ключевую роль в оценке и гарантировании эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления.
По мнению многих отечественных экономистов, сегодня существуют реальные предпосылки для создания в организациях органов внутреннего аудита (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Предпосылки формирования службы внутреннего аудита
Предпосылки необходимости |
Организационные предпосылки |
Наличие законодательно регламентированной контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим |
Отсутствие реально |
Наличие многоуровневой управленческой, организационной структуры предприятия |
Наличие законодательных предпосылок для создания органа внутреннего контроля |
Рост объемов деятельности и диверсификация ее видов |
Существование еще незабытых традиций функционированияведомственного контроля |
Отсутствие регламентации |
Реальное функционирование различных органов контроля, выполняющих определенные функции внутреннего контроля в системе по вертикальной и горизонтальной составляющим |
Отсутствие единой концепции организации внутреннего контроля |
Реальное функционирование различных структурных и функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту |
Потребность в профессиональном консалтинге |
Концептуальные основы любого вида научно-практической деятельности в наиболее общем виде концентрируются в определении системы базовых категорий, концепций, системы регулятивных принципов и научного инструментария.
Следовательно, создание эффективной, гибкой и эксклюзивной для каждой организации системы внутреннего аудита в целях управления финансово-хозяйственной деятельностью требует определения теоретических и практических аспектов категории «внутренний аудит». На сегодняшний день, как в российской, так и в зарубежной экономической литературе не существует однозначного понимания сущности, функций и задач внутреннего аудита (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Определение сущности внутреннего аудита
Нормативные акты и положения |
Понятие внутреннего аудита |
Документы Международного института внутренних аудиторов |
Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Внутренние аудиторы представляют организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую информацию, являющуюся результатом проверок. Цель внутреннего аудита – оказание услуг организации, а не конкретному руководителю или узкому кругу заинтересованных лиц |
Международный стандарт аудита 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» |
Внутренний аудит – |
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (в настоящее время отменено) |
Внутренний аудит – это |
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» |
Внутренний аудит – это |
Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия «внутренний аудит», представляется возможным дать свою трактовку: внутренний аудит представляет собой современную форму независимого финансово-хозяйственного контроля, которая обеспечивает комплексную оценку результатов деятельности экономического субъекта и предполагает формирование мнения относительно результатов его деятельности как в целом, так по структурным подразделениям (центрам ответственности, видам деятельности). В целом взаимодействие внутреннего аудита с системой управления предполагает выделение как минимум следующих связей: