Роль аудита в функциях контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
  1. давать своевременную информацию о ходе хозяйственных процессов, операций;
  2. получать выходную информацию (отчетную) о состоянии субъекта, выраженнуюв показателях его деятельности.

Информационные ресурсы, циркулирующие в информационном пространстве отдельно взятой организации, могут быть классифицированы следующим образом:

  1. по степени значимости – существенные и незначительные; в соответствии с этим признаком существует информация, способная оказывать влияние на существующую инфраструктуру организации и неспособная к такому воздействию;
  2. по статусу – официальные и неофициальные; это может быть информация, содержащаяся в регламентных документах фирмы, в финансовой отчетности;
  3. по принадлежности к определенной сфере жизнедеятельности организации – экономические, финансовые, правовые, социальные, производственные и т.д.;
  4. по месту возникновения – внутренние и внешние;
  5. по потребностям управляющей системы – оперативные, тактические, стратегические [4].

Организации, осуществляя  экономическую деятельность, публикуя информацию о результатах своей деятельности, формируют определенную область экономического пространства, которую можно определить как информационное поле.

Обычно выделяют две группы пользователей  информации, представленной в финансовой отчетности: непосредственно заинтересованные и опосредованно заинтересованные. К первой относятся собственники средств предприятия, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры, менеджеры, налоговые органы, служащие компании, покупатели. Ко второй – консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы, регулирующие органы, статистические органы, пресса, экологические организации и др.

В условиях развивающихся  рыночных отношений эффективное  управление фи нансово-хозяйственной деятельностью все более зависит от уровня ее информационного обеспечения. С точки зрения системного подхода в каждой организации происходит постоянный кругооборот информационных потоков. Управление любой системой осуществляется на основе информации, циркулирующей в системе, поступающей на ее «входы» и выходящей из нее (рис. 1).

Рис. 1 Процесс генерации информационных ресурсов, осуществляемый организациями

Количество и качество доступной информации и есть основной критерий, необходимый для обоснованного выбора и принятия конкретного управленческого решения. Необходимо только понять, как использовать информацию в качестве инструмента управления. Важнейшей частью информационного пространства выступают система внутреннего контроля (СВК) и внутренний аудит.

Именно активизация  процесса управления производственными структурами на основе использования информации о вкладе каждого подразделения, центра ответственности, бизнес-процесса в совокупный результат является одним из приоритетных направлений совершенствования СВК и внутреннего аудита, т.к. именно в этой области закладываются обоснованность и комплексность решений, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества.

Далее рассмотрим примерный  перечень ключевых параметров, которые  оказывают существенное влияние на эффективность функционирования СВА в организации и соответственно могут быть использованы для оценки степени зрелости функции внутреннего аудита на текущий момент и эффективности выполняемой деятельности [5]. Перечень ключевых критериев/контрольных показателей, по которым можно провести оценку эффективности функции внутреннего аудита, сгруппируем по типам задач и иным признакам, характеризующим степень соответствия внутреннего аудита поставленным стратегическим целям и общепринятым стандартам международной практики. Предложим возможный подход/качественные критерии для проведения оценки показателей. Данный подход примерный и уточняется в каждом случае одновременно с разработкой весовых коэффициентов, которые присваиваются каждому из параметров в зависимости от степени важности критерия для каждой организации (таб. 2.1 ).

Основой управления любой  хозяйственной деятельностью является контроль. Как самостоятельная функция  контроль систематизируется по следующим признакам:

  • по стадиям проведения: предварительный (осуществляется на стадии принятия управленческого решения и носит предупреждающий характер), промежуточный, конечный;
  • по времени проведения: предварительный, текущий (производится в процессе совершения хозяйственной операции, позволяет быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации), последующий (контрольные действия осуществляются после завершения хозяйственной операции);
  • по периодичности мероприятий: систематический, периодический, эпизодический,
  • по характеру контрольных мероприятий: плановый и внеплановый;
  • по источникам информации: документальный, фактический, автоматизированный;
  • по специфике решаемых задач: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический, управленческий;
  • по объему и полноте охвата проверкой: полный и частичный, комплексный и тематический, сплошной и выборочный;
  • по применяемым методам: использующий общенаучные методические приемы (анализ, синтез, аналогия, моделирование), использующий собственные эмпирические методы (инвентаризация, встречная проверка, формальная арифметическая и логическая проверка, способ обратного счета,сравнение), использующий специфические приемы (экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики, приемы экономического анализа);
  • по субъектам контрольной деятельности: государственный, негосударственный, общественный, внутрихозяйственный, правовой, гражданский;
  • по уровням управления: макроуровень (государственный, аудиторский), микроуровень (внутрихозяйственный);
  • по видам и технологиям управления: стратегический, тактический, оперативный, административно-функциональный, процессно-пооперационный.

В экономической литературе до настоящего времени нет точного  определения понятий и процессов внутреннего контроля и внутреннего аудита. По мнению английского специалиста Доджа Р., внутренний аудит представляет собой процесс, подчиненный внутреннему контролю. «Внутренний а удит является составной частью внутреннего контроля; осуществляется по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности» [6].

Действительно, нужно  отметить, что несколько лет назад  внутренний аудит соответствовал содержанию первичной ступени внутреннего контроля. В настоящее время внутренний аудит применяется наряду с внутренним контролем и независимо от него. Из форм и методов внутреннего контроля формируется внутренний аудит, но являясь самостоятельной организационной формой внутреннего контроля, он сосуществует наряду с ним и выполняет самостоятельные функции. В условиях развития новых форм и методов управления внутренний аудит, организуемый в форме службы аудита на каждом крупном предприятии неисполнительными органами управления (генеральным и финансовым директором), а Советом директоров, Наблюдательным советом и другими институтами собственников предприятия, становится независимым консультационным центром управления.

Именно в этом понимании  меняются сущность и функции внутреннего  аудита, заключающиеся в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам. За последние годы сфера гарантий и консультаций существенно расширилась и, кроме задач консультационно-оценочного характера, включает следующие области:

  • внутренний контроль;
  • экономическую диагностику;
  • выработку финансовой стратегии;
  • маркетинговые исследования;
  • управление рисками в информационной среде;
  • управленческое консультирование;
  • корпоративное управление;
  • выработку стратегии по освоению новых видов деятельности.

Таким образом, внутренний аудит выполняет функцию оценки надежности и эффективности СВК в процессе управления рисками, с которыми сталкивается компания в процессе корпоративного управления.

Внутренний аудит –  это постоянный, нацеленный на будущее  процесс, задача которого – содействовать  руководству компании в достижении поставленных целей наиболее эффективным образом. Его стратегическая направленность должна быть адекватной целевым установкам этой системы.

Международные стандарты  аудита и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности позволяют  считать, что внутренний аудит играет ключевую роль в оценке и гарантировании эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления.

По мнению многих отечественных  экономистов, сегодня существуют реальные предпосылки для создания в организациях органов внутреннего аудита (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Предпосылки формирования службы внутреннего аудита

Предпосылки необходимости

Организационные предпосылки

Наличие законодательно регламентированной контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим

Отсутствие реально существующего  регламентированного органа внутреннего контроля на любом уровне организационной структуры

Наличие многоуровневой управленческой, организационной структуры предприятия

Наличие законодательных предпосылок  для создания органа внутреннего контроля

Рост объемов деятельности и  диверсификация ее видов

Существование еще незабытых традиций функционированияведомственного контроля

Отсутствие регламентации взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными контрольными органами различных уровней

Реальное функционирование различных  органов контроля, выполняющих определенные функции внутреннего контроля в системе по вертикальной и горизонтальной составляющим

Отсутствие единой концепции организации внутреннего контроля

Реальное функционирование различных  структурных и функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту

Потребность в профессиональном консалтинге

 

Концептуальные основы любого вида научно-практической деятельности в наиболее общем виде концентрируются в определении системы базовых категорий, концепций, системы регулятивных принципов и научного инструментария.

Следовательно, создание эффективной, гибкой и эксклюзивной для каждой организации системы внутреннего аудита в целях управления финансово-хозяйственной деятельностью требует определения теоретических и практических аспектов категории «внутренний аудит». На сегодняшний день, как в российской, так и в зарубежной экономической литературе не существует однозначного понимания сущности, функций и задач внутреннего аудита (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Определение сущности внутреннего  аудита

Нормативные акты и положения

Понятие внутреннего аудита

Документы Международного института  внутренних аудиторов

Внутренний аудит есть независимая  деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Внутренние аудиторы представляют организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую информацию, являющуюся результатом проверок. Цель внутреннего аудита – оказание услуг организации, а не конкретному руководителю или узкому кругу заинтересованных лиц

Международный стандарт аудита 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

Внутренний аудит – деятельность подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу  адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Внутренний аудит оказывает помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными элементами системы внутреннего контроля

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (в настоящее время отменено)

Внутренний аудит – это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля

Федеральное правило (стандарт) аудиторской  деятельности 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

Внутренний аудит – это контрольная  деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля


 

Таким образом, изучив различные  подходы к определению понятия  «внутренний аудит», представляется возможным дать свою трактовку: внутренний аудит представляет собой современную форму независимого финансово-хозяйственного контроля, которая обеспечивает комплексную оценку результатов деятельности экономического субъекта и предполагает формирование мнения относительно результатов его деятельности как в целом, так по структурным подразделениям (центрам ответственности, видам деятельности). В целом взаимодействие внутреннего аудита с системой управления предполагает выделение как минимум следующих связей:

Информация о работе Роль аудита в функциях контроля