Роль аудита в функциях контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

- конкретный статус  собственной службы контроля в структуре организации и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной. В идеальной ситуации служба собственного контроля отчитывается перед высшим руководством организации и освобождена от другой управленческой подотчетности. На практике чаще всего служба собственного контроля подотчетна президенту, генеральному или финансовому директору и лишь в редких случаях — совету директоров;

- объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой собственного контоля организации. Обязанность по составлению плана-графика проверок, определению состава проверяющих, подготовке итогового заключения, отчетов, в том числе и о проделанной работе, составлению методических материалов, проведению разъяснительных семинаров возлагается на руководителя службы собственного контроля. Конкретный перечень обязанностей, статус, структура службы и другие особенности устанавливаются самостоятельно разработанным положением о службе собственного контроля организации;

- профессиональная компетентность. Специалисты (аудиторы) службы собственного контроля должны иметь соответствующее образование, навыки и опыт. Если служба собственного контроля включает в себя множество подразделений, то в ней, как правило, имеются экономисты, юристы, бухгалтеры, если обусловлено спецификой деятельности организации — эксперты и специалисты в различных областях: оценщики, инженеры, геологи, логисты, программисты и т.д.;

- должная профессиональная добросовестность (надлежащим ли образом собственный контроль планируется, контролируется и оформляется документально, наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов).

Задачи  и цели

Цели внутреннего контроля в каждом случае различны и зависят от размера и структуры самой организации и требований ее руководства. Обычно функции службы внутреннего контроля включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности  процедур собственного контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и собственного контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу собственного контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля организации;

г) контроль за соблюдением  законодательства РФ, нормативных актов  и прочих внешних требований, а  также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Задачи системы собственного контроля, как правило, включают в себя:

  • проверку систем бухгалтерского учета и собственного контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверку учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;
  • регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
  • контроль за своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;
  • проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников организации;
  • проверки деятельности различных звеньев управления;
  • оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях организации;
  • проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества организации;
  • работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры собственного контроля;
  • оценку используемого организацией программного обеспечения;
  • консультирование персонала организации и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию службы собственного контроля;
  • оценку степени эффективности систем бухгалтерского учета и системы собственного контроля организации и ее филиалов;
  • контроль за соблюдением экономической и учетной политики организации и обеспечение эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и ее филиалов;
  • оценку экономической безопасности организации;
  • оценку инвестиционных и иных экономических проектов организации;
  • выявление и мобилизацию имеющихся резервов ограниченных ресурсов;
  • научные разработки и подготовку методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету для внутреннего пользования сотрудниками организации;
  • компьютеризацию бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу;
  • контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
  • оценку степени надежности информации, предоставляемой системе управления;
  • выявление или предотвращение и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;
  • организацию служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;
  • взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов;
  • разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления организации [2].

Расходы на проведение собственного контроля и содержание службы собственного контроля организации

Налоговый кодекс РФ разрешает  признавать расходы на аудиторские  услуги в составе прочих расходов (пп. 17 п. 1 ст. 264), следует сразу оговориться, что это касается только внешнего аудита (обязательного и инициативного). Расходы на проведение внутреннего аудита и содержание службы собственного контроля также могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 23 мая2005 г. N 03-03-01-04/1/281). Так, расходы на выплату заработной платы сотрудникам службы собственного контроля будут признаваться в составе расходов на оплату труда по ст. 255 НК РФ.

Если организация согласно ст. 5 Федерального закона от 30 декабря2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательной аудиторской проверке, то даже при наличии собственной службы внутреннего контроля она должна будет привлекать аудиторские фирмы для проведения обязательного аудита.

Организация службы внутреннего аудита

Возможны три варианта:

  1. создание собственной службы;
  2. привлечение специалистов из головного офиса холдинговых компаний, если в холдинге уже создана служба собственного контроля;
  3. приглашение внешних специалистов.

Каждый из названных  вариантов применяется в зависимости  от подходов к организации функции собственного контроля. За счет правильно организованной работы службы собственного контроля можно существенно снизить затраты на аудит внешний, ведь внешний аудитор основывает свое независимое мнение о финансовой отчетности компании в том числе и на понимании состояния системы собственного контроля компании. Если у компании есть внутренний аудитор, то внешний аудитор в некоторой части своих выводов может полагаться на работу такого специалиста. В результате, специалист внутреннего контроля может уменьшить время на проведение работ по внешнему аудиту и, соответственно, затраты компании на их выполнение.

Факторы, определяющие необходимость системы собственного контроля:

  • расширение компании посредством выхода на новые рынки, осуществление новых видов деятельности, увеличение объема операций, слияние группы компаний, разветвленная сеть филиалов и подразделений компании в том числе и территориальная удаленность, рост ассортимента продукции и др.;
  • привлечение для расширения деятельности внешнего капитала;
  • ведение электронного или телекоммуникационного бизнеса;
  • сложность деловой обстановки и требований законодательства.

           На практике деятельность службы  собственного контроля может  быть организована следующим  образом:

  1. Собственный контроль направлен на создание и поддержание надежной и эффективной системы службы собственного контроля в компании и выявление и уменьшение разного рода рисков. В этом случае службу собственного контроля возглавляет, как правило, директор, который отчитывается перед генеральным директором, президентом, собранием учредителей, советом директоров или правлением компании и аудиторским комитетом. В некоторых случаях руководитель службы собственного контроля может занимать позицию заместителя генерального директора, вице-президента, а система собственного контроля быть такой же корпоративной функцией, как, например, финансы или маркетинг. При таком подходе собственный контроль организационно независим от функционального руководства компании.
  2. Собственный контроль направлен на проверку финансовой отчетности, бухгалтерских процедур и сохранности активов компании. При этом отдел собственного контроля является подразделением финансового отдела, а менеджер по собственному контролю подчинен финансовому директору компании или подразделения.
  3. Руководство компании может поручить специалистам собственного контроля выполнение временных или постоянных обязанностей, не связанных с собственным контролем: например, поддержка бухгалтерского отдела в период отпусков, анализ инвестиционного проекта, проведение сверок. Если внутренний аудитор будет впоследствии проводить аудит данной области, то его объективность подвергается риску.

Таким образом, в первом случае система собственного контроля является глазами и ушами высшего руководства компании, во втором — глазами и ушами финансового руководства компании, в третьем - временная структура для выполнения строго определенных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ АУДИТА В  РАЗВИТИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В  

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Внутренний аудит с учетом принципа независимости

Развитие рыночной экономики  сопряжено с концентрацией собственности, интеграционными процессами, что привело к формированию финансово-промышленных групп, холдингов, концернов, корпораций. Для осуществления управленческих функций собственники и топменеджеры в условиях нарастающей неопределенности бизнес-ситуации, неясности и неуверенности в конечных результатах должны решать проблему выживания и развития, создавать механизмы, дающие возможность принимать скоординированные и оптимальные управленческие решения. Эффективная система информационного обеспечения управления хозяйственной деятельностью организаций является важнейшим фактором, определяющим перспективы развития и повышения финансовой и конкурентной устойчивости бизнеса.

В настоящее время понимание управленческой деятельности и управленческих функций изменилось. Их «классический» набор, включающий учет, анализ и контроль, значительно расширился и включает: планирование (текущее и перспективное), прогнозирование, организацию и координацию, регулирование, стимулирование и др. Это функциональное понимание управленческой деятельности как специфического вида деятельности, который формализован и нормативно задан, а также регламентирован по предмету, средствам, способам, результату (во времени и пространстве). Таким образом, предметом управленческой деятельности являются в заимосвязи и взаимоотношения материального, хозяйственного и социального характера, которые можно формально, количественно и экономически описать. Содержательный смысл общие функции управления приобретают только применительно к объекту и предмету управленческой деятельности. При этом предметом являются процессы производственно-хозяйственной деятельности, а объектами выступают элементы этой деятельности.

Следует отметить, что  современная экономическая ситуация обостряется в связи с быстрыми изменениями внешней среды, интеграционными процессами и глобализацией бизнеса, стимулирующими появление новых методов, систем и подходов к управлению и к поставщику информации — внутреннему аудиту. Необходимость внутреннего аудита обусловлена усложнением управленческих проблем, необходимостью их комплексного решения. Он предназначен для менеджеров верхнего уровня управления предприятием. Для них нужна информация, в т.ч. конфиденциальная, составляющая коммерческую тайну, о возможностях организации и ее экономической среде. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности деятельности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ организации может стать внутренний аудит [3].

Бизнес-деятельность организаций  можно рассматривать как информационный поток во времени и в экономическом пространстве, где под экономическим пространством мы понимаем определение, сформулированное О.В. Рожновой: «…это упорядоченная в соответствии с определенными принципами совокупность информационных ресурсов, предназначенных для уменьшения неопределенности при формировании потребителями информации целенаправленных действий» [4].

Сегодня перед организациями  стоит задача консолидации усилий в сфере совершенствования финансово-хозяйственного механизма, решение которой позволит принимать скоординированные и эффективные управленческие решения. Актуальность данной задачи обусловлена тем, что информационное обеспечение в удовлетворении потребностей пользователей для принятия правильных решений еще не достигло должного уровня. При этом под информационным обеспечением мы понимаем систему сведений о хозяйствующем субъекте, включающую в себя исходную и результатную информацию. Результатная информация получается вследствие обработки данных в целях принятия управленческих решений. Результатная информация должна обеспечить выполнение двух основных функций:

Информация о работе Роль аудита в функциях контроля