Роль аудита в функциях контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших функций  управления является контроль. Контроль - это объективное явление в экономической жизни общества. Контроль в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования.

В зависимости от субъектов и характера контрольной деятельности финансовый контроль подразделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта контроля - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).

Аудит является методом  вневедомственного финансового  контроля. Аудит не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль, для этого имеются соответствующие  государственные органы.

Аудиторская деятельность направлена на все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними существует много общего, но существуют и принципиальные различия:

- в целях;

- в характере; 

- в основе взаимоотношений;

-  в управленческих связях;

-  в задачах;

-  в результатах.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить место аудита в системе контроля;

— рассмотреть вопросы организации и управления внутреннего аудита компании;

— изучить современные подходы в организации системы внутреннего аудита;

Теоретическую, методологическую и информационную основу исследования составили труды ведущих  отечественных и зарубежных ученых по проблемам значимости аудита в вопросах контроля на предприятиях; законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области регулирований аудита; ресурсы интернет-сайтов.

Объектом исследования являются учетно-аналитические процессы связанные с контрольной функцией аудита.

Предметом исследования являются теоретические, организационные  и методологические аспекты внутреннего аудита на предприятии.

Для обработки информации и представления результатов  использовался пакет программ «Microsoft Word», « Microsoft Excel».

Работа изложена на 38 страницах основного текста, состоит из введения,  двух глав, заключения и списка использованных источников включающего 16 наименований, содержит две таблицы, четыре рисунка.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определена степень ее изученности, установлены цель, задачи, объект и предмет исследования, объект наблюдения и методы исследования.

В первой главе рассмотрены  основы сущности контрольной функции аудита

Во второй главе рассмотрен специфика внутреннего аудита с учетом принципа независимости, а так же современная организация системы внутреннего аудита.

В заключении  последовательно  изложены основные выводы, сформулированы существенные  результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ АУДИТА

1.1 Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия

 

Контроль - важная функция  управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями [1].

В зависимости от субъекта и характера  деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерство по налогам и сборам, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы  внутреннего контроля экономических  субъектов являются внутренний аудит  и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита.

Организация системы  внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время  подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические  субъекты, по образцу фирм Германии, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений [1].

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические  организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов. Независимость - необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной  проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными  оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и  ревизия являются способами организации  контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью, между ними имеется  много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии

1. Цели:

- аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

- ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер:

- аудит - предпринимательская деятельность;

- ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений:

- аудит - добровольное осуществление на основе договоров;

- ревизия - принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие связи:

- аудит - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

- ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

- аудит - платит клиент;

- ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

- аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

- ревизия - сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

- аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

- ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки [2].

1.2 Внутренний  аудит компании: вопросы организации  и управления

В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание как и внешнему (аудиторские комитеты обязаны создавать все компании, акции которых котируются на бирже). Но если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии. Следует отметить также отсутствие достаточного количества научно-практических разработок, посвященных внутреннему аудиту.

Внутренний аудит представляет собой организованную на предприятии в интересах его собственников систему контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля организации. В систему внутреннего аудита организации включаются назначаемые собственниками организации ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов, деятельность которых регламентирована распорядительными документами самой организации.

Аудиторскими правилам (стандартами) определено: внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля (п. 3 Правила N 29  »Рассмотрение работы внутреннего аудита», утв. Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности») [2].

Как уже понятно из определения, собственная служба аудита организации, является подразделением организации, следовательно, деятельность такого подразделения независимо от степени его самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Роль службы собственного аудита оргнизации определяется ее руководством. В зависимости от размера организации и требований руководства собственная служба аудита может быть представлена как одним сотрудником, так и множеством подразделений.

Эффективность деятельности собственной службы контроля определяется следующими критериями (п. 14 Правила N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утв. Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»):

Информация о работе Роль аудита в функциях контроля