Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших функций управления является контроль. Контроль - это объективное явление в экономической жизни общества. Контроль в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования.
В зависимости от субъектов и характера контрольной деятельности финансовый контроль подразделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта контроля - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).
Аудит является методом
вневедомственного финансового
контроля. Аудит не заменяет и не
подменяет государственный
Аудиторская деятельность направлена на все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними существует много общего, но существуют и принципиальные различия:
- в целях;
- в характере;
- в основе взаимоотношений;
- в управленческих связях;
- в задачах;
- в результатах.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение значимости аудита в развитии функции контроля..
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить место аудита в системе контроля;
— рассмотреть вопросы организации и управления внутреннего аудита компании;
— изучить современные подходы в организации системы внутреннего аудита;
Теоретическую, методологическую и информационную основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам значимости аудита в вопросах контроля на предприятиях; законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области регулирований аудита; ресурсы интернет-сайтов.
Объектом исследования являются учетно-аналитические процессы связанные с контрольной функцией аудита.
Предметом исследования являются теоретические, организационные и методологические аспекты внутреннего аудита на предприятии.
Для обработки информации и представления результатов использовался пакет программ «Microsoft Word», « Microsoft Excel».
Работа изложена на 38 страницах основного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников включающего 16 наименований, содержит две таблицы, четыре рисунка.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определена степень ее изученности, установлены цель, задачи, объект и предмет исследования, объект наблюдения и методы исследования.
В первой главе рассмотрены основы сущности контрольной функции аудита
Во второй главе рассмотрен специфика внутреннего аудита с учетом принципа независимости, а так же современная организация системы внутреннего аудита.
В заключении последовательно изложены основные выводы, сформулированы существенные результаты исследования.
1. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ АУДИТА
Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями [1].
В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.
Государственный финансовый
контроль регламентируется законами Российской
Федерации и другими
Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита.
Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.
В настоящее время
подразделения внутреннего
Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм Германии, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений [1].
Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов. Независимость - необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.
При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.
При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.
Отличие внешнего аудита от ревизии
1. Цели:
- аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;
- ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
2. Характер:
- аудит - предпринимательская деятельность;
- ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
3. Основа взаимоотношений:
- аудит - добровольное осуществление на основе договоров;
- ревизия - принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.
4. Управленческие связи:
- аудит - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;
- ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.
5. Принцип оплаты услуг:
- аудит - платит клиент;
- ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.
6. Практические задачи:
- аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;
- ревизия - сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.
7. Результаты:
- аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;
- ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки [2].
Внутренний аудит представляет собой организованную на предприятии в интересах его собственников систему контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля организации. В систему внутреннего аудита организации включаются назначаемые собственниками организации ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов, деятельность которых регламентирована распорядительными документами самой организации.
Аудиторскими правилам
(стандартами) определено:
Как уже понятно из определения, собственная служба аудита организации, является подразделением организации, следовательно, деятельность такого подразделения независимо от степени его самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Роль службы собственного аудита оргнизации определяется ее руководством. В зависимости от размера организации и требований руководства собственная служба аудита может быть представлена как одним сотрудником, так и множеством подразделений.
Эффективность деятельности собственной службы контроля определяется следующими критериями (п. 14 Правила N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утв. Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»):