Реализация независимого финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.
Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств и формирования выводов об эффективности деятельности на основе профессионального суждения аудитора.
Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5
1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля…………………...5
1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15
2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15
2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая с практ.частью.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

      Следующая проблема, которая волнует аудиторов, это, прежде всего, эффективность работы самих СРОА. Все аудиторы ждут от своих СРОА определенной защиты, какой-то информации, лоббирования интересов, но этого не происходит. Во многом это связано с тем, что СРОА находятся еще в стадии формирования и проработке механизмов регулирования. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был единый подход к контролю качества, стандартизации. Такие попытки уже есть, что нашло отражение в деятельности Национального совета по аудиторской деятельности, формирование которого началось не так давно.

        Очень много вопросов возникает  к СРОА по поводу аттестации  аудиторов, в том числе по  работе единой аттестационной  комиссии. Серьезные вопросы есть  и к системе контроля качества  аудиторской деятельности. По мнению некоторых государственных органов, которые курируют аудиторскую деятельность, у СРОА низкий уровень надзора за своими членами, формален и недостаточен контроль качества их услуг. (В частности, эта проблема затронута в докладе Минэкономразвития России по саморегулируемым организациям.) Если взглянуть на цифры, то контроль качества проходят в год не более 10 % членов СРОА.

      Важно отметить организацию регулирования  самих СРО со стороны государства. Так как сейчас есть единый орган, регулирующий как национальную политику в области аудита, так и контроль за СРОА в лице Министерства финансов, то в условиях совмещения данных функций сложно говорить об эффективности системы саморегулирования. Есть попытки передать функции контроля за СРОА Росфиннадзору. Тогда Минфин России будет разрабатывать лишь направления развития аудита, а контролировать СРОА будет уже другой государственный орган. В настоящее время, когда фактически отрасль все еще существенно зависит от госрегулятора, саморегулирование - пока лишь формальность.

      Много проблем возникает и у самих  аудиторов. К ним относятся демпинг, законодательные новации по увеличению порогов обязательного аудита (Федеральный  закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ). Участники  рынка неоднозначно восприняли данные поправки в Закон № 307-ФЗ. Закономерно то, что если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские компании потеряли существенную часть своих клиентов. Вопросы увеличения критериев и, наряду с ним, ответственности за непроведение аудита требуют серьезной проработки. При этом в экономике России есть много отраслей, в которых можно было бы осуществлять серьезный финансовый контроль с помощью аудита. Среди таких отраслей – область личных накоплений, ЖКХ, контроль различных сделок, операций по кредитованию, где аудиторы в том или ином виде могли бы подтверждать информацию.

      Волнуют аудиторов и вопросы переаттестации. Реформа аудита, в том числе  направлена и на общемировые тенденции, мы движемся к единому аттестату, исходя из практики развитых экономических стран. Но аудиторское сообщество негативно оценивает данные новации.

      Рассмотрев  проблемы аудита, можно констатировать, что во многом их решение сводится к эффективности деятельности СРОА. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим  профессионалам.

      Охарактеризуем возможные тенденции дальнейшего развития рынка аудиторских услуг. Прошло примерно 1,5 года с момента реальной отмены лицензирования и введения механизма саморегулирования, и все это происходит на фоне изменения значимости аудита, при этом серьезное влияние на рынок оказали кризисные явления в мировой экономике и ранее накопленные проблемы.

      Аудиторское сообщество понимает, что основной выход – это активные действия как СРОА, так и всех членов для  повышения общественной значимости профессии, развития системы качества предоставляемых услуг. Все помнят о громких скандалах, оказавших влияние на рынок (Enron и др.), когда аудиторы предоставляли не соответствующие действительности заключения. Чтобы не допустить этого в масштабе России, государству, аудиторам, СРОА и бизнесу необходимо сформировать понятные, обоснованные и эффективные механизмы регулирования аудиторского рынка.

     Заключение 

     Независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта представляет собой аудит. Финансовый контроль – контроль за движением имущества и обязательств, выраженных в стоимостных показателях (денежном исчислении). Независимый финансовый контроль – контроль, проводимый не уполномоченными государственными органами, а аудиторами (аудиторскими организациями, частными аудиторами), являющимися субъектами предпринимательской деятельности. Между субъектом аудиторской деятельности (аудитором) и ее объектом (аудируемое лицо) реализуются гражданские правоотношения, основанные на свободном волеизъявлении сторон.

     Экономический субъект свободен в выборе аудитора и не обязан следовать указаниям  аудитора, аудитор не имеет средств  административного принуждения  в отношении исполнения своих  указаний аудируемым лицом.

     Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заюгючение, имеющее силу официального документа и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

      Первым нормативно-правовым актом, установившим правовые основы аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля в России, явился Указ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" которым утверждались Временные правила аудиторской деятельности в РФ.

      Федеральный закон от 2001 года об аудите в целом  сохранил свою преемственность по отношению  к Временным правилам аудита 1993 г. и содержал положения о независимости  аудиторов, стандартах аудиторских услуг, правилах конфиденциальности информации, полученной при оказании аудиторских услуг, определении понятия аудита, а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы,  аттестации и лицензировании аудиторской деятельности.

      В марте 2005 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен законопроект N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", предусматривавший переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности. Однако далее процедуры принятия в первом чтении в мае того же года законопроект не продвинулся.

      Но  с 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ и принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Основная концепция закона в отмене лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – саморегулируемыми организациями аудиторов (СРОА).

      Основные  функции СРОА заключаются в следующем: ведение реестра членов СРОА; контроль качества членов СРОА; аттестация и повышение квалификации аудиторов.

      По  состоянию на 01.01.2011 г. общее количество аудиторских организаций в реестре  составило чуть больше 5 тыс. (5168). Это говорит о том, что далеко не все аудиторские фирмы стали членами СРОА, и связано это не с тем, что саморегулируемые организации отказывали им в приеме ввиду несоответствия каким-либо требованиям, а с тем, что часть компаний просто не работала на рынке.

      Экономические показатели деятельности СРОА и отрасли  отражают ряд важных проблем, возникшие  не только от проведения реформы аудита, но и от условий рынка. Основные проблемы, стоящие перед аудиторами, кроются  в сущности, как самой профессии, так и аудиторской услуги. В первую очередь, аудит относится к профессиональным услугам, которые имеют высокую общественную значимость, и имеют особую ответственность перед пользователями отчетности, перед рынком.

     Список  использованной литературы 

      
  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  2. Алексеев, В.Б. Финансовое право Российской Федерации. – М.: Волтерс Клуверс, 2010. – 304 с.
  3. Андреев В.Д., Кисилевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 250 с.
  4. Ахметова Г.В. Контроль и ревизия. – М.: ЕАОИ, 2008. – 72 с.
  5. Волков А.Г. Контроль и ревизия. – М.: ЕАОИ, 2011. – 224 с.
  6. Горбунова О.Н. Финансовое право. – М.: Проспект, 2010. – 528 с.
  7. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. – М.: Приориздат, 2007. – 320 с.
  8. Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: Норма, 2008. – 720 с.
  9. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  10. Мещеряков С.А. Контроль и ревизия. – СПб.: СПГЛА, 2008. – 77 с.
  11. Павлов П. В. Практикум по финансовому праву для экономических специальностей. – М.: Омега-Л, 2010. – 172 с.
  12. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2009. – 768 с.
  13. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации. – М.: ЕАОИ, 2008. – 318 с.
  14. Бурцев В.В. Независимый аудит: от старта к результату // Консультант. – 2007. – №11. – с. 27.
  15. Панченко Т.М. Аудиторская проверка бухгалтерской отчётности организаций // Аудиторские ведомости. – 2009. – №4. – с. 3–15.
  16. www.audit-it.ru
  17. www.nalogi.ru
  18. http://partnerstvo.ru

Информация о работе Реализация независимого финансового контроля в России