Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа
В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.
Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств и формирования выводов об эффективности деятельности на основе профессионального суждения аудитора.
Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5
1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля…………………...5
1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15
2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15
2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Следующая проблема, которая волнует аудиторов, это, прежде всего, эффективность работы самих СРОА. Все аудиторы ждут от своих СРОА определенной защиты, какой-то информации, лоббирования интересов, но этого не происходит. Во многом это связано с тем, что СРОА находятся еще в стадии формирования и проработке механизмов регулирования. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был единый подход к контролю качества, стандартизации. Такие попытки уже есть, что нашло отражение в деятельности Национального совета по аудиторской деятельности, формирование которого началось не так давно.
Очень много вопросов
Важно отметить организацию регулирования самих СРО со стороны государства. Так как сейчас есть единый орган, регулирующий как национальную политику в области аудита, так и контроль за СРОА в лице Министерства финансов, то в условиях совмещения данных функций сложно говорить об эффективности системы саморегулирования. Есть попытки передать функции контроля за СРОА Росфиннадзору. Тогда Минфин России будет разрабатывать лишь направления развития аудита, а контролировать СРОА будет уже другой государственный орган. В настоящее время, когда фактически отрасль все еще существенно зависит от госрегулятора, саморегулирование - пока лишь формальность.
Много проблем возникает и у самих аудиторов. К ним относятся демпинг, законодательные новации по увеличению порогов обязательного аудита (Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ). Участники рынка неоднозначно восприняли данные поправки в Закон № 307-ФЗ. Закономерно то, что если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские компании потеряли существенную часть своих клиентов. Вопросы увеличения критериев и, наряду с ним, ответственности за непроведение аудита требуют серьезной проработки. При этом в экономике России есть много отраслей, в которых можно было бы осуществлять серьезный финансовый контроль с помощью аудита. Среди таких отраслей – область личных накоплений, ЖКХ, контроль различных сделок, операций по кредитованию, где аудиторы в том или ином виде могли бы подтверждать информацию.
Волнуют
аудиторов и вопросы
Рассмотрев проблемы аудита, можно констатировать, что во многом их решение сводится к эффективности деятельности СРОА. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим профессионалам.
Охарактеризуем возможные тенденции дальнейшего развития рынка аудиторских услуг. Прошло примерно 1,5 года с момента реальной отмены лицензирования и введения механизма саморегулирования, и все это происходит на фоне изменения значимости аудита, при этом серьезное влияние на рынок оказали кризисные явления в мировой экономике и ранее накопленные проблемы.
Аудиторское сообщество понимает, что основной выход – это активные действия как СРОА, так и всех членов для повышения общественной значимости профессии, развития системы качества предоставляемых услуг. Все помнят о громких скандалах, оказавших влияние на рынок (Enron и др.), когда аудиторы предоставляли не соответствующие действительности заключения. Чтобы не допустить этого в масштабе России, государству, аудиторам, СРОА и бизнесу необходимо сформировать понятные, обоснованные и эффективные механизмы регулирования аудиторского рынка.
Заключение
Независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта представляет собой аудит. Финансовый контроль – контроль за движением имущества и обязательств, выраженных в стоимостных показателях (денежном исчислении). Независимый финансовый контроль – контроль, проводимый не уполномоченными государственными органами, а аудиторами (аудиторскими организациями, частными аудиторами), являющимися субъектами предпринимательской деятельности. Между субъектом аудиторской деятельности (аудитором) и ее объектом (аудируемое лицо) реализуются гражданские правоотношения, основанные на свободном волеизъявлении сторон.
Экономический субъект свободен в выборе аудитора и не обязан следовать указаниям аудитора, аудитор не имеет средств административного принуждения в отношении исполнения своих указаний аудируемым лицом.
Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заюгючение, имеющее силу официального документа и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.
Первым нормативно-правовым актом, установившим правовые основы аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля в России, явился Указ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" которым утверждались Временные правила аудиторской деятельности в РФ.
Федеральный закон от 2001 года об аудите в целом сохранил свою преемственность по отношению к Временным правилам аудита 1993 г. и содержал положения о независимости аудиторов, стандартах аудиторских услуг, правилах конфиденциальности информации, полученной при оказании аудиторских услуг, определении понятия аудита, а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности.
В марте 2005 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен законопроект N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", предусматривавший переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности. Однако далее процедуры принятия в первом чтении в мае того же года законопроект не продвинулся.
Но с 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ и принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Основная концепция закона в отмене лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – саморегулируемыми организациями аудиторов (СРОА).
Основные функции СРОА заключаются в следующем: ведение реестра членов СРОА; контроль качества членов СРОА; аттестация и повышение квалификации аудиторов.
По
состоянию на 01.01.2011 г. общее количество
аудиторских организаций в
Экономические показатели деятельности СРОА и отрасли отражают ряд важных проблем, возникшие не только от проведения реформы аудита, но и от условий рынка. Основные проблемы, стоящие перед аудиторами, кроются в сущности, как самой профессии, так и аудиторской услуги. В первую очередь, аудит относится к профессиональным услугам, которые имеют высокую общественную значимость, и имеют особую ответственность перед пользователями отчетности, перед рынком.
Список
использованной литературы
Информация о работе Реализация независимого финансового контроля в России