Реализация независимого финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.
Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств и формирования выводов об эффективности деятельности на основе профессионального суждения аудитора.
Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5
1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля…………………...5
1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15
2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15
2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая с практ.частью.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  независимого финансового контроля  и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5

1.1. Аудит  как форма независимого финансового  контроля…………………...5

1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9

2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15

2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15

2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  использованной литературы…………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Развитие  независимого финансового контроля как элемента инфраструктуры рыночной экономики на современном этапе развития определяется рядом задач: удовлетворение растущих информационных потребностей пользователей финансовой отчетности, повышение качества и расширение спектра аудиторских услуг. Это подтверждает статистика развития рынка аудиторских услуг, свидетельствующая об уменьшении доли аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и увеличение сопутствующих и прочих услуг, которые составляют более 70%.

      Можно выделить несколько основных причин, обеспечивающих эти тенденции. Во-первых, пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованы не только в подтверждении достоверности информации, а также в оценке способностей менеджмента обеспечить эффективность управления организацией в долгосрочной перспективе в условиях высокой неопределенности факторов внешней среды. Во-вторых, усложнение системы управления современными организациями, повышение требований к эффективности их функционирования увеличивают потребности менеджмента в консалтинговых услугах квалифицированных специалистов, в том числе аудиторов.

      В настоящее время значительное влияние  на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.

      Однако  актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев  оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств  и формирования выводов об эффективности  деятельности на основе профессионального суждения аудитора.

      Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.

      Для достижения указанной цели в процессе исследования нужно решить следующие задачи:

    • определить сущность и содержание независимого финансового контроля;
    • осветить правовое регулирование независимого финансового контроля, и историю его развития;
    • выявить особенности состояния современного рынка аудиторских услуг в России.

      Предметом исследования являются теоретическая и практическая основы организации независимого финансового контроля.

      Объектом  исследования является правовой инструментарий независимого финансового контроля.

      Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики, финансов, государственного финансового контроля и аудита.

      В ходе работы использованы законодательные  и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные и отечественные стандарты аудита, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и положения по бухгалтерскому учету, различные периодические издания, специализированная научная литература.

      В процессе исследовательской работы применялись общенаучные методы: анализ и синтез, графическое моделирование, классификация, группировка, системный подход к получению доказательств. 
 
 
 

1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование

1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля 

      Финансовый  контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

      Финансовый  контроль осуществляется при помощи методов, которые представляют собой  приемы, способы и средства его  реализации (рис. 1).

      Рис. 1. Методы финансового контроля1

      В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль может быть:

  • государственный - осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти;
  • муниципальный - осуществляется органами местного самоуправления;
  • ведомственный - осуществляется министерствами, ведомствами и другими органами исполнительной власти за деятельностью входящих в их состав предприятий;
  • внутрихозяйственный - осуществляется на конкретных предприятиях их руководителями и функциональными подразделениями;
  • независимый - осуществляется аудиторами и аудиторскими фирмами.

      Потребность в подтверждении достоверности  бухгалтерской отчетности как единственного  источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

      1) бухгалтерская отчетность может  быть подвержена искажениям в  силу некомпетентности или пристрастности  ее составителей;

      2) собственники, прежде всего коллективные  собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую сложные операции организации законны и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта.

      Как уже было отмечен, независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

      Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

    • цель — проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;
    • результат — мнение о финансовых отчетах объекта аудита;
    • исполнители — внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);
    • пользователи результатов — внешние по отношению к объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

      Также аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Представленный подход к пониманию сущности аудита близок тому, как его трактует Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров. Он рассматривает аудит как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, в ходе, которого устанавливается уровень их соответствия определенному критерию, результаты которого предоставляются заинтересованным пользователям.

      На  практике аудиторские организации оказывают множество сопутствующих аудиту услуг.

      Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить  мнение по следующим вопросам:

      1) общая приемлемость отчетности  — соответствует ли отчетность  в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

      2) обоснованность — существуют  ли основания для включения  в отчетность указанных в ней  сумм;

      3) законченность — включены ли  в отчетность все надлежащие  суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат организации;

      4) оценка — все ли статьи правильно  оценены и безошибочно подсчитаны;

      5) классификация — есть ли основания  относить сумму на тот счет, на котором она записана;

      6) разделение — отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были совершены;

      7) аккуратность — соответствуют  ли суммы отдельных операций  данным, приведенным в книгах  и журналах аналитического учета,  правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, содержащимся в Главной книге;

      8) раскрытие — все ли статьи  занесены в финансовую отчетность  и правильно ли отражены в  отчетах и приложениях к ним.

      Виды  аудита различают по следующим критериям:2

  • по отношению к требованиям законодательства — аудит инициативный и обязательный;
  • по объектам аудита — аудит банковский, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный;
  • по предметам аудита — аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, ценовой аудит, аудит хозяйственной деятельности и специальный аудит;
  • по времени осуществления — первоначальный, периодический (повторяющийся) и оперативный аудит;
  • по характеру проверки — подтверждающий аудит, аудит, базирующийся на риске, системно-ориентированный аудит;
  • по назначению — аудит на соответствие требованиям, операционный (управленческий, производственный) аудит.

      Оперативный аудит — это кратковременная  аудиторская проверка для вынесения  общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

      Операционный (управленческий, производственный) аудит  представляет собой проверку любой  части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях  оценки ее эффективности. Данный вид аудита осуществляется для определения степени экономичности и эффективности функционирования субъекта аудита, а также для выработки управленческих рекомендаций.

      По  результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) положение его дел.

      Аудиторы  несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранить конфиденциальность относительно сведений, полученных аудиторами в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

      Аудиторская деятельность связана с большой  ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами, что в условиях конкуренции в аудиторском бизнесе способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок. 

      1.2. Возникновение и  развитие аудиторских  услуг в России 

      Первым  нормативно-правовым актом, установившим правовые основы аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля в России, явился изданный Президентом РФ в период своих особых полномочий Указ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ 1993 г. об аудите), которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее - Временные правила аудита 1993 г.).

      При этом устанавливалось, что данные Временные  правила действуют только до принятия Федеральным Собранием РФ закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким актом явился Федеральный  закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон 2001 г. об аудите), с принятием которого Указ Президента РФ 1993 г. об аудите, сыгравший важную роль в становлении аудита на первом этапе, но уже не отражавший всего накопленного аудиторской практикой опыта и содержащий очевидные пробелы в регулировании аудиторской деятельности, признан утратившим силу Указом Президента РФ от 13 декабря 2001 г. N 1459.

Информация о работе Реализация независимого финансового контроля в России