Реализация независимого финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.
Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств и формирования выводов об эффективности деятельности на основе профессионального суждения аудитора.
Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5
1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля…………………...5
1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15
2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15
2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая с практ.частью.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  показатели численности членов СРОА и проанализируем их динамику. Источники  информации в данном случае – сами реестры, отчеты Минэкономразвития России и Минфина России. Всего в дореформенный период, по данным Минэкономразвития, было выдано 7,5 тыс. лицензий на осуществление аудиторской деятельности, из них 6,7 тыс. - аудиторским организациям, 0,8 тыс. - индивидуальным аудиторам.

      По  состоянию на 01.01.2011 г. общее количество аудиторских организаций в реестре составило чуть больше 5 тыс. (5168). Это говорит о том, что далеко не все аудиторские фирмы стали членами СРОА, и связано это не с тем, что саморегулируемые организации отказывали им в приеме ввиду несоответствия каким-либо требованиям, а с тем, что часть компаний просто не работала на рынке (см. табл. 1).

      Таблица 1

      Количество аудиторских фирм в СРОА5

Саморегулируемые организации аудиторов Количество аудиторских фирм
Аудиторская палата России 1139
Институт  Профессиональных Аудиторов 313
Московская  аудиторская палата 1108
Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров 1173
Российская  Коллегия аудиторов 785
Аудиторская Ассоциация Содружество 724
 

Проиллюстрируем представленные результаты на рисунках 2 и 3. 

Рис. 2. Количественное распределение аудиторских фирм в СРОА, ед.

Рис. 3. Доли аудиторских фирм в СРОА, в %

      Что касается аудиторов, то по некоторым  данным в дореформенный период было выдано около 40 тыс. аттестатов (38,8 тыс.). После введения саморегулирования численность аудиторов сразу сократилась на треть и к концу 2010 г. составила 24 тыс. Все эксперты сходятся во мнении, что «чистка» рынка не произошла, а состоялась реальная корректировка деятельности аудиторов в России, выявлена их действительная численность.

      Таким образом, количество вновь зарегистрированных аудиторских фирм начиная с 2007 года неуклонно снижается и в 2011 году составляет только 1/3 часть от предыдущих показателей.

      

      Рис. 4. Количество вновь зарегистрированных фирм (юр. лиц)

      Соответственно  возрастной состав аудиторских фирм в больше степени представлен  фирмами, которые существуют более 7 лет – почти 70%.

      

      Рис. 5. Возраст аудиторских фирм (юр. лиц)

      Что касается динамики вступления членов в СРОА, то в начале 2010 г. аудиторов  было гораздо меньше в сравнении  с показателями 2011 г. Т.е. многие аудиторские  организации и аудиторы в 2009 г. заняли выжидательную позицию, некоторые из них надеялись, что отмены лицензирования не произойдет. Таким образом, в СРОА они начали вступать позже уже в течение 2010 г. Именно в этот период времени большой процент аудиторских организаций стали членами СРОА.

      По  некоторым данным, сейчас показатель по аккредитованным в СРОА аудиторским  организациям составил около 95 % от выданных до введения саморегулирования лицензий, а процент аудиторов, вступивших в СРО и попавших в реестр, оказался существенно ниже.

      Можно смело утверждать, что СРОА состоялись. Они сформировали свои реестры, но к  реальной «чистке рядов» это пока не привело. Большая работа СРОА в 2010 г. – начале 2011 г. была сделана в  плане организации деятельности самих СРОА и вступления в них новых членов. Соответственно, какие-то выводы об эффективности механизма саморегулирования делать пока рано. Тем более что не все члены СРОА прошли контроль качества, чтобы выявить реальное соответствие требованиям аудиторского законодательства.

      Проанализировав количественный и качественный состав СРОА, динамику вступления аудиторов  в профессиональные объединения, рассмотрим развитие самого аудиторского бизнеса, которое произошло после введения Закона № 307-ФЗ.

      Основными материалами, позволяющими оценить состояние отрасли, являются исследования (рейтинги) авторитетного рейтингового агентства «Эксперт-РА», которое вот уже на протяжении 15 лет занимается исследованиями аудиторского рынка, используя отработанные методики.

      Организационно-правовые формы действующих аудиторских фирм распределились следующих образом:

    • Общество с ограниченной ответственностью – 4565 фирм;
    • Закрытое акционерное общество – 667 фирм;
    • Общество с дополнительной ответственностью – 3 фирмы;
    • Полное товарищество – 1 фирма.

      За 2010 г. динамика выручки аудиторских фирм изменилась всего лишь на 5 %. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составил только 2 %. На данный показатель, конечно же, оказала влияние не реформа российского аудита, а кризисные явления в экономике. Кризис повлиял на пользователей аудиторских услуг, резко сократив их финансовые возможности. Так как аудиторы опосредованы от своих клиентов, то им пришлось сокращать свои бюджеты и «гибче» формировать свою ценовую политику. Стоит отметить, что если в предыдущие годы динамика прироста выручки составляла от 20 % до 40 %, то с 2009 г. рост практически прекратился.

Рис. 6. Прирост доходов крупнейших АКГ за 2008-2010 гг., %

      В докризисные годы рост обуславливался как развитием самой профессии, так и ростом российской экономики и рядом других факторов. Соответственно, введение саморегулирования также не оказало существенного влияния на темпы развития аудиторского рынка. При этом все эксперты сходятся во мнении, что о стагнации говорить еще рано, у аудиторского рынка есть очень серьезный потенциал, но идет существенная перестройка основ профессии. При этом помимо кризисных явлений в экономике на аудиторский рынок, помимо «глобальных» факторов серьезное влияние оказали недобросовестная конкуренция и демпинг.

      Что касается ситуации на локальных региональных рынках, то за 2010 год доходы региональных участников рейтинга также незначительно увеличились. До 2009 г. на них также наблюдался бурный рост, а в 2010 г. прирост составил 15 %, что больше федерального уровня. При этом следует оговориться, что наибольший удельный вес как в федеральном, так и в региональном рейтингах составляют консалтинговые услуги (около 60 %).

Рис. 7. Прирост доходов региональных аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири, %

      С каждым годом доля обязательного аудита сокращается. Для этого есть объективные причины, в том числе и определенные законодательные инициативы. Смещение акцента в деятельности аудиторско-консалтинговых компаний в сторону консалтингового сегмента продолжилось.

Рис. 8. Соотношение выручки аудиторских компаний от аудита и консалтинга, %

      Следующий показатель – совокупная выручка. По имеющимся данным аудиторы за 2010 г. заработали 65 млрд. руб. Невозможно точно сказать это положительный или неудовлетворительный результат. С одной стороны рынок аудита характеризуется высокой степенью концентрации.

      Во-первых, 50 % выручки приходится на г. Москва и Санкт-Петербург, а на все остальные  регионы – оставшиеся 50 %. Аудиторские фирмы указанных городов составляют в совокупности почти 45% от всего количества фирм России.

      Рис. 9. Аудиторские фирмы по регионам (округам)6

      Во-вторых, большая часть выручки приходится на первую десятку участников рейтинга, в т.ч. представителей иностранных аудиторских компаний, работающих в России.

      В-третьих, и в самих регионах есть серьезный  разброс по концентрации рынка: существуют серьезные и крупные региональные компании, есть небольшие компании - «нишевики», которые работают на рынке и предоставляют достаточно качественные услуги. Рынок разнороден, и каждый в силу своей специфики оказывает те или иные сопутствующие аудиту услуги, услуги по консалтингу.

      На  динамику выручки и динамику аудиторского бизнеса оказывает влияние достаточно много факторов, среди которых основополагающей является сформированная цена на аудиторские услуги. На последнюю, в свою очередь, влияют общеэкономические условия и конкурентные условия отрасли. Все эксперты сходятся во мнении, что именно проблема ценообразования, в первую очередь, и должна решаться саморегулируемыми организациями. 
 

2.2. Проблемы российского  рынка аудиторских  услуг 

      Для объективного обзора отрасли, рассмотрим наиболее важные практические проблемы российского аудита на современном этапе его развития.

      Экономические показатели деятельности СРОА и отрасли  отражают ряд важных проблем, возникшие  не только от проведения реформы аудита, но и от условий рынка. Основные проблемы, стоящие перед аудиторами, кроются в сущности, как самой профессии, так и аудиторской услуги. В первую очередь, аудит относится к профессиональным услугам, которые имеют высокую общественную значимость, и имеют особую ответственность перед пользователями отчетности, перед рынком.

      Самая важная причина, которая связана  с проблемами ценообразования и  эффективностью саморегулирования, - это  изменение роли аудита, его ценности. То есть существуют две разнонаправленные тенденции. Так, в течение ряда лет стоимость аудиторских услуг существенно не увеличивалась, но при этом объективно возрастали затраты аудиторов, в том числе связанные с вступлением в СРОА и сопутствующими ему взносами, контролем качества, современными технологиями, инфляцией, и др. Дело в том, что пользователи услуг не нацелены на увеличение платы за аудиторские услуги.

      Раньше  стоимость аудита была очень высокой, и каждая консультация, каждое действие аудитора, каждое заключение имели  большую ценность в силу того, что  не были развиты информационные технологии, качество самой отчетности было низким, квалификация бухгалтерских кадров была невысокой, соответственно, привлекать профессиональных специалистов было просто необходимо.

      Сегодня ситуация изменилась: квалификация пользователей  значительно выросла, бухгалтерская отчетность стала намного прозрачнее и проще ввиду повсеместной автоматизации бухгалтерского учета. Многие вопросы, которые необходимо решить, есть в открытом доступе, в информационных справочно-правовых системах. Также необходимо отметить, что в целом устоялось налоговое и бухгалтерское законодательство, которые влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. Все эти факторы привели к уменьшению ценности аудита.

      Вторая  тенденция связана с тем, что  не все проблемы современного аудита близки пользователям аудиторских услуг. Не многие пользователи полагаются на мнение аудитора. В основном своем составе управляющие бизнесом уверены в отчетности, а другой категории пользователей – инвесторам - аудит необходим. Если управляющие знают, как обстоят дела на предприятии, и аудит им не нужен, то инвесторам необходимо принимать правильные решения на основании грамотно заверенной информации. Но профессиональных инвесторов в России сегодня не так много.

      Существуют серьезные проблемы по демпингу, связанные с тем, что некоторые эксперты утверждают, что важным фактором стал Федеральный закон № 94–ФЗ от 21.07.2005, регулирующий государственные закупки, при проведении которых очень ярко проявляется падение цен, влияющее на весь рынок. Безусловно, на стоимость аудита в сторону снижения повлияли и кризисные явления в экономике, когда клиенты оказались в тяжелом положении, и аудиторам пришлось очень гибко подходить к вопросу формирования цены. Не секрет, что были и такие аудиторы, которым пришлось «отбивать» затраты на вступление в СРОА, и они существенно снижали стоимость аудиторских услуг с целью недобросовестного завоевания клиентов. Все это привело к существенному снижению цен.7

Информация о работе Реализация независимого финансового контроля в России