Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа
В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.
Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств и формирования выводов об эффективности деятельности на основе профессионального суждения аудитора.
Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5
1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля…………………...5
1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15
2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15
2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Федеральный закон от 2001 года об аудите в целом сохранил свою преемственность по отношению к Временным правилам аудита 1993 г. и содержал положения о независимости аудиторов, стандартах аудиторских услуг, правилах конфиденциальности информации, полученной при оказании аудиторских услуг, определении понятия аудита, а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности. Ряд важных правовых позиций в отношении норм Закона 2001 г. об аудите изложен в постановлении КС РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П.3
За время своего действия Федеральный закон от 2001 года об аудиторской деятельности претерпел несущественные изменения (значительное число изменений внесено Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ, однако эти изменения носили характер юридико-технических и лингвистических), но уже давно готовились концептуальные изменения в части перехода от государственного регулирования аудиторской деятельности к ее саморегулированию. Еще в октябре 2003 г. на заседании Правительства РФ признаны целесообразными остановка выполнения Минфином России избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности и передача этих функций саморегулируемым аудиторским объединениям.
Соответственно, в марте 2005 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен законопроект N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", предусматривавший переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности. Однако далее процедуры принятия в первом чтении в мае того же года законопроект не продвинулся.
Параллельно довольно активно развивался процесс законодательного регулирования создания и деятельности саморегулируемых организаций. Принят Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающий создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с одновременным отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих (в отношении данного перехода к саморегулированию в сфере деятельности арбитражных управляющих в постановлении КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П сформулирован целый ряд важных правовых позиций).
Такой
же переход от лицензирования оценочной
деятельности к созданию саморегулируемых
организаций оценщиков
В рамках этой тенденции депутатами в Государственную Думу в ноябре 2008 г. внесен законопроект N 128833-5, который принят в качестве Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - комментируемый Закон) на смену Закона 2001 г. об аудите (соответственно, в ноябре 2008 г. указанный выше законопроект N 146680-4 отклонен Государственной Думой).
Реализация комментируемого Закона, по мнению его авторов, должна была:
В
отношении же нововведений комментируемого
Федерального закона в пояснительном
документе к его проекту
1)
Закон предусматривает
Предусматривается передача саморегулируемым аудиторским компаниям функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских компаний, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.
Вместе с тем с учетом процессов на международных финансовых рынках контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом;
2)
с учетом необходимости
Предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности, которая заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях. В Законе подробно описаны функции, права и обязанности саморегулируемых аудиторских организаций, а также требования к ним;
3)
предусматривается, что
Гос.
регулирование аудиторской
4)
для повышения качества
С 2009 г. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ) вступил в силу и принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Хотя в профессиональной аудиторской среде имеется беспокойство и сомнения в качестве аудиторских услуг тех аудиторских компаний, которые пришли на рынок аудита после отмены обязательного лицензирования аудиторской деятельности.4
Новые
положения действуют уже третий
год, и если 2009 год был переходным,
то в полную силу этот закон заработал
уже в 2010 году. Основная концепция закона
в отмене лицензирования, которая подразумевает
замену государственного регулирования
в лице Минфина России на регулирование
самими профессионалами – саморегулируемыми
организациями аудиторов (далее – СРОА).
В связи с введением Закона № 307-ФЗ изменился
ряд принципиальных моментов. Остановимся
на них подробнее во втором разделе данной
работы.
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы
2.1.
Состояние рынка аудиторских
услуг России
Рассмотрим ключевые изменения в системе регулирования аудиторского рынка, последние данные по деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРОА), динамику развития рынка аудиторских услуг, охарактеризуем основные проблемы современного этапа развития аудита.
С развитием законодательства изменилось и само понятие «аудита» и «аудиторской деятельности». Эти понятия разграничились, к тому же само понятие «аудиторская деятельность» расширилось. Соответственно, изменились понятия сопутствующих и прочих аудиторских услуг. Серьезно изменилось и регулирующее аудит законодательство: кроме Закона № 307-ФЗ, аудиторскую деятельность теперь регулирует и закон о саморегулируемых организациях. Соответственно, понятия «аудиторская организация» и «аудитор» изменились в сторону обязательного членства в одной из СРОА. Требования к аудиторам и аудиторским организациям существенно расширились, и в ряде новых следует отметить следующие:
Для
аудиторов также появились
Новым законом отменено страхование аудиторской деятельности, но при этом очень много возлагается на стандартизацию аудиторской деятельности и Кодекс этики аудиторов. Есть некоторые изменения в механизме раскрытия аудиторской тайны, появились «послабления» по количеству аттестованных аудиторов в организации (сейчас численность аудиторов, работающих, причем по трудовым договорам, должна быть не менее 3-х, а не 5-ти, как было раньше).
Что
касается индивидуальных предпринимателей,
то их снова ввели в правовое поле
обязательного аудита, но здесь необходимо
будет оценивать последующую
практику, которая сложится исходя
из работы индивидуальных аудиторов
в области обязательного
Новые
понятия введены в
Основной
вывод состоит в том, что новый
механизм регулирования, как отмечают
все эксперты и участники рынка,
только формируется. Существуют определенные
задачи и проблемы, так как это
принципиально новый и
Безусловно, у СРОА существует своя специфика. В первую очередь, они должны осуществлять защиту своих членов, повышать интерес к профессии, качеству аудиторских услуг, чтобы общественная значимость аудита в экономике была ощутима и способствовала улучшению и прозрачности всей экономической информации.
Закон № 307-ФЗ устанавливает следующие требования к СРОА:
Кто же соответствует этим требованиям, какие СРОА присутствуют на рынке аудита на сегодняшний день в России?
В
государственном реестре
Информация о работе Реализация независимого финансового контроля в России