Реализация независимого финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансового контроля и аудита в Российской Федерации оказывают мировой опыт, сложившаяся методология и практика проведения аудита эффективности деятельности высшими органами государственного финансового контроля развитых стран, а также различные материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита.
Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателей и критериев оценки эффективности в ходе аудита; процедур получения доказательств и формирования выводов об эффективности деятельности на основе профессионального суждения аудитора.
Целью данной работы является комплексное обоснование правовых основ независимого финансового контроля и методики его проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие независимого финансового контроля и его правовое регулирование……………………………………………………………………..5
1.1. Аудит как форма независимого финансового контроля…………………...5
1.2. Возникновение и развитие аудиторских услуг в России…………………..9
2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы…………………………15
2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России……………………………..15
2.2. Проблемы российского рынка аудиторских услуг………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая с практ.частью.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

      Федеральный закон от 2001 года об аудите в целом  сохранил свою преемственность по отношению  к Временным правилам аудита 1993 г. и содержал положения о независимости аудиторов, стандартах аудиторских услуг, правилах конфиденциальности информации, полученной при оказании аудиторских услуг, определении понятия аудита, а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности. Ряд важных правовых позиций в отношении норм Закона 2001 г. об аудите изложен в постановлении КС РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П.3

     За  время своего действия Федеральный  закон от 2001 года об аудиторской деятельности претерпел несущественные изменения (значительное число изменений внесено Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ, однако эти изменения носили характер юридико-технических и лингвистических), но уже давно готовились концептуальные изменения в части перехода от государственного регулирования аудиторской деятельности к ее саморегулированию. Еще в октябре 2003 г. на заседании Правительства РФ признаны целесообразными остановка выполнения Минфином России избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности и передача этих функций саморегулируемым аудиторским объединениям.

     Соответственно, в марте 2005 г. Правительством РФ в  Государственную Думу внесен законопроект N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", предусматривавший переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности. Однако далее процедуры принятия в первом чтении в мае того же года законопроект не продвинулся.

     Параллельно довольно активно развивался процесс  законодательного регулирования создания и деятельности саморегулируемых организаций. Принят Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающий создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с одновременным отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих (в отношении данного перехода к саморегулированию в сфере деятельности арбитражных управляющих в постановлении КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П сформулирован целый ряд важных правовых позиций).

     Такой же переход от лицензирования оценочной  деятельности к созданию саморегулируемых организаций оценщиков осуществлен  с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ, внесшего значительные изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Наконец, принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях), регулирующий отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, их деятельностью и осуществлением взаимодействия с органами власти.

     В рамках этой тенденции депутатами в  Государственную Думу в ноябре 2008 г. внесен законопроект N 128833-5, который принят в качестве Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - комментируемый Закон) на смену Закона 2001 г. об аудите (соответственно, в ноябре 2008 г. указанный выше законопроект N 146680-4 отклонен Государственной Думой).

     Реализация  комментируемого Закона, по мнению его авторов, должна была:

  • обеспечить снижение административного влияния на аудиторскую деятельность, освободить органы государственной власти от выполнения ряда избыточных функций, помочь в осуществлении общественного надзора за развитием аудита;
  • позволить значительно укрепить аудиторскую профессию, обеспечить развитие саморегулирования аудиторских компаний, повысить качество аудиторских услуг во всей России;
  • значительно приблизить нормы российского законодательства в области аудиторской деятельности к международно признанным правовым нормам;
  • стать важным фактором укрепления атмосферы доверия на российском рынке и рынке СНГ, а следовательно, способствовать их стабильности и дальнейшему развитию.

     В отношении же нововведений комментируемого  Федерального закона в пояснительном  документе к его проекту отмечалось следующее:

     1) Закон предусматривает значительное  расширение полномочий саморегулируемых аудиторских организаций. Одновременно с учетом международных тенденций создается институт - структура по обеспечению функций общественного надзора (Совет по аудиторской деятельности).

     Предусматривается передача саморегулируемым аудиторским компаниям функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских компаний, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

     Вместе  с тем с учетом процессов на международных финансовых рынках контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе  со значительной долей государственной  собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом;

     2) с учетом необходимости обеспечения  единых требований и подходов  к проведению квалификационных  экзаменов функция аттестации  аудиторов выполняется единой  аттестационной комиссией, которая  создается совместно всеми саморегулируемыми  организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным государственным органом регулирования аудиторской деятельности.

     Предусматривается отмена лицензирования аудиторской  деятельности, которая заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях. В Законе подробно описаны функции, права и обязанности саморегулируемых аудиторских организаций, а также требования к ним;

     3) предусматривается, что функции  государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган государственной власти.

     Гос. регулирование аудиторской деятельности должно заключаться в выработке  государственной политики в сфере  аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов для аудиторской деятельности), ведении государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализе состояния рынка аудиторских услуг в России;

     4) для повышения качества аудиторских  услуг предусмотрено введение  единого квалификационного аттестата  аудитора, который, подтверждая соответствующую  квалификацию, будет давать право  аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятие определенными видами деятельности. С целью недопущения сбоев в деятельности аудиторских организаций при переходе к новой системе регулирования аудиторской деятельности по ряду ключевых вопросов Закон предусматривает введение переходного периода и соответствующие переходные положения.

      С 2009 г. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ) вступил в силу и принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Хотя в профессиональной аудиторской среде имеется беспокойство и сомнения в качестве аудиторских услуг тех аудиторских компаний, которые пришли на рынок аудита после отмены обязательного лицензирования аудиторской деятельности.4

      Новые положения действуют уже третий год, и если 2009 год был переходным, то в полную силу этот закон заработал  уже в 2010 году. Основная концепция закона в отмене лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – саморегулируемыми организациями аудиторов (далее – СРОА). В связи с введением Закона № 307-ФЗ изменился ряд принципиальных моментов. Остановимся на них подробнее во втором разделе данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Рынок аудиторских услуг России и его проблемы

2.1. Состояние рынка аудиторских услуг России 

      Рассмотрим ключевые изменения в системе регулирования аудиторского рынка, последние данные по деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРОА), динамику развития рынка аудиторских услуг, охарактеризуем основные проблемы современного этапа развития аудита.

      С развитием законодательства изменилось и само понятие «аудита» и «аудиторской деятельности». Эти понятия разграничились, к тому же само понятие «аудиторская деятельность» расширилось. Соответственно, изменились понятия сопутствующих и прочих аудиторских услуг. Серьезно изменилось и регулирующее аудит законодательство: кроме Закона № 307-ФЗ, аудиторскую деятельность теперь регулирует и закон о саморегулируемых организациях. Соответственно, понятия «аудиторская организация» и «аудитор» изменились в сторону обязательного членства в одной из СРОА. Требования к аудиторам и аудиторским организациям существенно расширились, и в ряде новых следует отметить следующие:

    • обязательная доля уставного капитала, принадлежащая аудиторам, должна быть не менее 51 %;
    • уплата членских взносов в СРОА и компенсационный фонд;
    • безупречная деловая репутация;
    • наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.

      Для аудиторов также появились новые  требования. Помимо обязательного членства в СРО, существуют требования по стажу  работы именно в аудиторской организации.

      Новым законом отменено страхование аудиторской деятельности, но при этом очень много возлагается на стандартизацию аудиторской деятельности и Кодекс этики аудиторов. Есть некоторые изменения в механизме раскрытия аудиторской тайны, появились «послабления» по количеству аттестованных аудиторов в организации (сейчас численность аудиторов, работающих, причем по трудовым договорам, должна быть не менее 3-х, а не 5-ти, как было раньше).

      Что касается индивидуальных предпринимателей, то их снова ввели в правовое поле обязательного аудита, но здесь необходимо будет оценивать последующую  практику, которая сложится исходя из работы индивидуальных аудиторов  в области обязательного аудита. Смогут ли они оказывать услуги по обязательному аудиту общественно значимым компаниям - покажет время, а пока в действующем Законе № 307-ФЗ такой возможности им не предоставлено.

      Новые понятия введены в законодательство наряду с более серьезным отношением к контролю качества аудита. Каким же образом новые механизмы регулирования повлияли на аудиторский рынок? В каком разрезе положения нового закона повлияли на аудиторов, динамику рынка и пользователей аудиторских услуг? Попытаемся рассмотреть эти вопросы через данные о деятельности СРОА в России.

      Основной  вывод состоит в том, что новый  механизм регулирования, как отмечают все эксперты и участники рынка, только формируется. Существуют определенные задачи и проблемы, так как это  принципиально новый и качественный «скачок» в развитии для российского аудита, а также, возможно, и экономической инфраструктуры. Рассмотрим текущее состояние российского аудита со стороны СРОА. Основные функции СРОА заключаются в следующем:

    • ведение реестра членов СРОА;
    • контроль качества членов СРОА;
    • аттестация и повышение квалификации аудиторов.

      Безусловно, у СРОА существует своя специфика. В  первую очередь, они должны осуществлять защиту своих членов, повышать интерес  к профессии, качеству аудиторских  услуг, чтобы общественная значимость аудита в экономике была ощутима  и способствовала улучшению и прозрачности всей экономической информации.

      Закон № 307-ФЗ устанавливает следующие  требования к СРОА:

  • среди их членов - не менее 700 физических лиц и 500 коммерческих организаций;
  • наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов СРОА путем формирования компенсационного фонда.

      Кто же соответствует этим требованиям, какие СРОА присутствуют на рынке  аудита на сегодняшний день в России?

      В государственном реестре саморегулируемых организаций числится 6 СРОА:

    • НП «Аудиторская палата России»;
    • НП «Институт Профессиональных Аудиторов»;
    • НП «Московская аудиторская палата»;
    • НП «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров»;
    • НП «Российская Коллегия аудиторов»;
    • НП «Аудиторская Ассоциация «Содружество».

Информация о работе Реализация независимого финансового контроля в России