Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярских товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки на территории Республики Беларусь и за ее границу; представительские расходы.
Источник: собственная разработка.
Таким образом, ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.
Планирование контрольно-ревизионного процесса на предприятии СП ЗАО «Милавица» является неотъемлемой, составной частью порядка проведения проверки на всех уровнях ее осуществления.
2.2 Проверка соблюдения порядка
и правильности
Подотчетные суммы имеют природу денежных авансов, которые выдаются работникам Милавицы из кассы на хозяйственные или командировочные расходы.
Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, необходимо сначала проверить остатки подотчетных сумм по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ПРИЛОЖЕНИЕ А и сопоставить их с Главной книгой по данному счету на первое число месяца начала проверки и одновременно установить сроки образования задолженности ПРИЛОЖЕНИЕ Б. При наличии расхождений надо установить их причины и одновременно проверить, все ли денежные средства, выданные в подотчет из кассы (проведенные по кредиту счета 50 в журнале-ордере №1) или с расчетного счета (проведенных по кредиту счетов 51, 52, 55 в журналах-ордерах №2, 2/1, 3), записаны в журнал-ордер №7.
Приступая к проверке соответствия оборотов по счету 71, отраженных в Главной книге и журнале-ордере №7, на основании имеющихся документов можно составить таблицу 2.
Таблица 2 – Проверка соответствия оборотов по счету 71, отраженных в Главной книге и журнале-ордере №7 (за сентябрь 2011),руб.
Сальдо на начало периода (приложение А) |
Дебетовый оборот |
Кредитовый оборот |
Сальдо на конец периода (приложение А) |
Отклонения данных | ||
по Главной книге (приложение Б) |
по журналу-ордеру №7 |
по Главной книге (приложение Б) |
по журналу-ордеру №7 |
Главной книги от журнала-ордера №7 | ||
2877500 |
25919781 |
25919781 |
14954611 |
14954611 |
13842670 |
0 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при сопоставлении оборотов по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отраженных в Главной книге и журнале-ордере №7, отклонений не обнаружено.
Выдача наличных денег под отчет
на хозяйственные расходы
На данном этапе проверки надо установить, имеется ли утвержденный руководителем организации список лиц, которым выдаются суммы под отчет.
Для получения наличных денежных средств с текущего расчетного счета предприятие Милавица в лице бухгалтера должно оформить в установленном порядке денежный чек. Денежный чек должен быть подписан руководителем организации и главным бухгалтером. На обратной стороне чека указывается, на какие цели может быть использована денежная наличность, что позволяет банку контролировать целевое использование денежных средств.
Порядок расчета и учет командировочных расходов всегда оказываются предметом пристального внимания всех контролирующих органов. Об этом, прежде всего, говорит количество нормативно-правовых актов, устанавливающих меры ответственности субъектов хозяйствования за нарушение порядка расчетов по командировочным расходам. Направление работника в командировку, как и любую другую хозяйственную операцию, необходимо правильно оформить документально. Сделать это грамотно, без ошибок.
При этом работнику кадровой службы, бухгалтерии и иных подразделений необходимо составить целый комплекс документов, часть которых предшествует направлению в командировку, другие – ее сопровождают, третьи – оформляются после прибытия из командировки.
Так, согласно ст. 93 ТК РБ направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы ПРИЛОЖЕНИЕ В, ПРИЛОЖЕНИЕ Г соответственно.
При проверке командировочных удостоверений, следует помнить, что данный документ отражает время прибытия работника к месту командировки и время выбытия из него. Поэтому надо установить имеются ли на командировочных удостоверениях отметки о пребывании в пунктах командировок, нет ли подчисток или неоговоренных исправлений дат. С этой целью даты на удостоверении сверяются с датами на проездных билетах. Также следует помнить, что отметки в командировочном удостоверении заверяются печатью организации, предприятия, учреждения, в которые направлялся работник, а также подписью уполномоченного должностного лица. При выезде работника в несколько пунктов назначения отметки о прибытии и выбытии делаются отдельно в каждом из них. При отсутствии данных отметок в командировочном удостоверении расчеты по командировке не должны производиться.
Форма командировочного удостоверения определяется Инструкцией №35 от 12.04.2000 г. (в ред. 29.02.2008) исключительно для командировок в переделах Республики Беларусь, а при направлении работника в служебную командировку за рубеж оформлять командировочное удостоверение не требуется. День пересечения государственной границы определяется по отметке в паспорте или по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта. Однако командировочное удостоверение во многих случаях оформляется и при направлении работника в служебную командировку за границу.
При возращении из командировки работник
обязан не позднее 3 рабочих дней (при
использовании корпоративной
При проверке авансовых отчетов по форме анализируются наличие номера и даты составления документа; факт указания подотчетного лица и суммы полученного аванса; израсходованной суммы; суммы остатка или перерасхода; назначение аванса; наличие подписей; порядок заполнения оборотной стороны авансового отчета.
Таким образом, можно сделать вывод, что документооборот расчетов с подотчетными лицами очень широк и разнообразен. Наличие большого количество оправдательных документов, приложенных к авансовому отчету, а также сопутствующих документов, связанных с выдачей наличных денежных средств под отчет, усложняет для бухгалтера правильность отражения данных хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а для ревизора – правильность и достоверность проверки.
2.3 Проверка целесообразности использования наличных денежных средств и правильности возмещения расходов, подотчетным лицам в связи со служебными командировками на территории РБ, и в странах ближнего и дальнего зарубежья
Особое внимание уделяется проверке правильности возмещения расходов подотчетным лицам по служебным командировкам.
Так, в соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Республики Беларусь служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.
Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.
Приступая к проверке, ревизор должен знать, что срок командировки работников определяется нанимателем, а направление в служебную командировку на срок свыше 30 календарных дней допускается только с согласия работника. Продление срока командировки допускается с разрешения нанимателя, но не более чем на десять дней.
Днем выбытия в служебную командировку считается день отправления (выезда) поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем прибытия - день приезда указанного транспорта к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем выбытия считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.
Соблюдение срока нахождения в командировке определяется путем сопоставления времени, указанного в приказе, со временем фактического пребывания, исчисленным по отметкам в командировочном удостоверении.
Днем окончания командировки считается день фактического возращения командированного работника, т.е день прихода поезда, автобуса, прибытия самолета или другого транспортного средства, на котором работник прибыл.
В процессе хозяйственной деятельности
организации периодически возникает
необходимость направить
Прежде всего, ревизор должен установить законность и целесообразность таких командировок.
При проверке возмещения расходов по служебным командировкам за пределы Республики Беларусь ревизор должен руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях представления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30.07.2010 № 115.
Возмещение суточных при проезде по территории иностранного государства и за время пребывания командированного работника за границей 60 и менее дней осуществляется в размерах норм суточных, установленных Министерством финансов Республики Беларусь для работников, направляемых в командировки.
Согласно Постановлению
Согласно имеющимся документам произведем проверку правильности возмещения командировочных расходов по служебной командировке за пределы Республики Беларусь, а также правильности отражения на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций в следующей таблице.
Таблица 3 – Проверка правильности возмещения командировочных расходов за границу
Содержание хозяйственной операции |
По данным концерна “Белгоспищепром”, руб. |
По результатам проверки, руб. |
Отклонение, + (-), руб. |
Выдан аванс |
Д-т 71 К-т 50 - 700000 |
Д-т 71 К-т 50 700000 |
0 |
Списание задолженности подотчетного лица по утвержденному авансовому отчету |
Д-т 26 К-т 71 739695 Д-т 18 К-т 71 3415 |
Д-т 26 К-т 71 739695 Д-т 18 К-т 71 3415 |
0 |
Возмещение перерасхода по авансовому отчету |
Д-т 71 К-т 50 43110 |
Д-т 71 К-т 50 43110 |
0 |
Источник: собственная разработка
По результатам проверки правильности возмещения командировочных расходов по служебной командировке за границу и отражения данной операции на счетах бухгалтерского учета расхождений с данными СП ЗАО «Милавица” не выявлено.
В бухгалтерском учете
2.4 Проверка правильности расчетов с подотчетными лицами в связи с хозяйственно-операционными расходами
Административно-хозяйственные
К административно-хозяйственным расходам относятся канцелярские, почтово-телеграфные расходы, приобретение материалов по мелкому опту в розничной торговле и расходы на прочие операционные нужды.
При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников организации Милавицы, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя организации. В список включаются только постоянно работающие в организации лица либо выполняющие разовые работы для организации на основании договора подряда. При этом ревизор должен знать, что организации имеют право выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственные, операционные и иные цели в размере и на сроки определяемые руководителем организации, не более предельного размера, установленного обслуживающим учреждением банка для расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами в соответствии с законодательством Республики Беларусь и на сроки: