Проверка учета расчетных и кредитных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение методики проведения аудита расчетных и кредитных операций на примере ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»
Исходя из актуальности темы, при написании курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие основных расчетных операций, банковского кредита, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;
2. изучить аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, кредитных операций.
3. провести аудиторскую проверку расчетных и кредитных операций ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»
4. дать рекомендации по улучшению аудита расчетных и кредитных операций.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………3
1.Аудит расчетных и кредитных операций………………………………….6
1.1. Аудиторская проверка расчетов…………………………………………….6
1.1.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……………….....6
1.1.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками…………………...13
1.2. Аудит кредитных операций………………………………………………..18
2. Аудит учета расчетных и кредитных операций на примере ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»………………………………………26
2.1. Краткая характеристика ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»…..26
2.2. Аудит учета расчетных операций в ООО «Табачная фабрика Реетсма-Волга»……………………………………………………………………………28
2.3. Аудит учета кредитных операций в ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»……………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

К1.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

    Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.

    Если  законом или договором купли-продажи  не предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственности переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кт сч. 90 "Продажи" независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - "по оплате" или "по отгрузке". Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность отражения операций.

    При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям договора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.

          При аудите расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо проверить:

  1. наличие заключенных с партнерами договоров на продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обратить внимание на законность совершения сделки в соответствии с ГК РФ;
  2. согласованность цен на товары  указанные в расчетных документах с ценами указанными в договорах;
  3. при проверке проведенной инвентаризации расчетов проводились ли встречные проверки, особенно тогда, когда на финансовый результат списывается неподтвержденная дебиторская задолжность по которой истекли сроки исковой давности;
  4. все случаи отнесения дебиторской задолжности на себестоимость;
  5. правильность оформления счетов-фактур продавцов и покупателей, ведется ли их регистрация в книгах покупок и продаж;
  6. своевременность предъявления штрафных санкций покупателям при нарушении договорных обязательств;
  7. законность и документальное оформление списания задолжности с истекшим сроком исковой давности ГК РФ и причины ее возникновения;
  8. законность осуществления расчетов по задолжности через третьих лиц (по договору уступки права требования долга третьему лицу);
  9. расчеты по векселям;
  10. правильность корреспонденции счетов и соответствие данных синтетического и аналитического учета с соответствующими показателями отчетности;
  11. расчеты в иностранной валюте.

    Путем прослеживания и арифметического  контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), используемые наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при бартерных сделках, взаимозачетах, использовании векселей. 
 

1.2. Аудит кредитных операций

    Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов аудитору следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации: "Аудиторские доказательства", "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита", "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита", "Аналитические процедуры", "Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности", "Аудиторская выборка", "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете", "Применимость допущения непрерывности деятельности".

    Цель  данной аудиторской проверки — получить достаточные доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам.

    Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов необходимо проверить:

    • реальность и документированность кредитов;

    • обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств);

    • целевое использование заемных  средств, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолженностей);

    • оценку остатков по непогашенным кредитам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов);

    • ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам (применение счетов учета кредитов и займов, отражение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов формирования финансовых результатов).

К источникам информации для проверки относятся следующие документы:

1. Учетная политика  предприятия.

2. Первичные  документы по разделу (участку)  учета.

3. Регистры синтетического  учета по разделу (участку)  учета.

4. Регистры аналитического  учета по разделу (участку)  учета.

5. Бухгалтерская отчетность.

    В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.

    В соответствии с п. 32 ПБУ 15/08 в составе информации об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо наличие, как минимум, данных о:

• переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

• составе  и порядке списания дополнительных затрат по займам;

• выборе способов начисления и распределения  причитающихся доходов по заемным обязательствам;

• порядке  учета доходов от временного вложения заемных средств.

    При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия  предоставляют:

•   выписки  банка, если проценты снимаются с  расчетного счета;

• платежные  поручения, если проценты перечисляются  в другой банк;

•   мемориальные ордера банка;

•   выписки  банка по ссудному счету;

•   кредитные  договоры;

•   договоры займа;

•   договоры залога;

•   договоры страхования невозврата кредитов;

•   дополнительные соглашения к кредитным договорам  и др.

    Согласно  п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным бухгалтером.[23]

    Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или  уполномоченными ими на то лицами.

    Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.[19]

    В случае разногласий между руководителем  организации и главным бухгалтером  по осуществлению отдельных хозяйственных  операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

    Планом  счетов бухгалтерского учета устанавливается  состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

    Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета — карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

    Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии  должен быть организован по:

•   видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

• банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

•   целевому назначению кредитов;

• срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения  которых еще не наступил);

•  участию в расчете налогооблагаемой прибыли.

    Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет  не только в работе бухгалтеру данного  предприятия, но и проверяющим лицам  установить правильность начисления процентов по этим кредитам.

    При аудите кредитов и займов аудитор  часто встречается с тем, что  на предприятии не ведется аналитический  учет кредитов. Поэтому в целях  экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по кредитам и займам, если на предприятии плохо отлажен их аналитический учет. В подобных случаях аудитору вначале следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем приступить к проверке правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки). [23]

    Состав  регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен включать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

    Учет  кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в  мемориальном ордере, которому присваивают  определенный номер. При журнально-ордерной форме счетоводства учет кредитов и  займов ведется в журнале-ордере ф. № 4.

    Если  бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. К наиболее часто встречающимся в различных бухгалтерских программах формам относятся:

•   журнал-ордер  по счету;

•   карточка по счету;

•   анализ счета;

•   обороты  по счету на определенную дату.

    При аудите кредитов и займов, учет которых  ведется экономическим субъектом  с помощью компьютера, аудитору следует  запросить или сформировать самостоятельно распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.[21]

    Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение раздел (участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя:

  • официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс по ф. № 1, отчет о прибылях и убытках по ф. № 2, приложение к балансу по ф. № 5, отчет о движении денежных средств по ф. № 3, отчет о движении капитала по ф.-4);
  • отчетность, предоставляемую в соответствии с законодательством в органы Государственного комитета РФ по статистике;
  • расчеты по налогам и платежам;
  • регистры налогового учета;
  • расчеты, предоставляемые в государственные социальные внебюджетные фонды, и другие формы отчетности.

    При проверке организации учета кредитов и займов аудитору необходимо установить, как оцениваются остатки по полученным кредитам.[21]

Информация о работе Проверка учета расчетных и кредитных операций