Проверка учета расчетных и кредитных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение методики проведения аудита расчетных и кредитных операций на примере ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»
Исходя из актуальности темы, при написании курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие основных расчетных операций, банковского кредита, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;
2. изучить аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, кредитных операций.
3. провести аудиторскую проверку расчетных и кредитных операций ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»
4. дать рекомендации по улучшению аудита расчетных и кредитных операций.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………3
1.Аудит расчетных и кредитных операций………………………………….6
1.1. Аудиторская проверка расчетов…………………………………………….6
1.1.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……………….....6
1.1.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками…………………...13
1.2. Аудит кредитных операций………………………………………………..18
2. Аудит учета расчетных и кредитных операций на примере ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»………………………………………26
2.1. Краткая характеристика ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»…..26
2.2. Аудит учета расчетных операций в ООО «Табачная фабрика Реетсма-Волга»……………………………………………………………………………28
2.3. Аудит учета кредитных операций в ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»……………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

К1.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

    При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, как правило происходит нарушение  Методических указаний по инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

    Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки - получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет    сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.

    Результаты  инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

    По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

    По  суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой  давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем  с применением форм: расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей;  в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.

    Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.

    Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.

     План  и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

• правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

• организация  первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

• организация  бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

• организация  налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.[21]

    Содержание  плана и программы проверки учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 1 и 2.

    Разработка  программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителя аудиторской организации и аудиторской группы.[22]

    Аудитору  следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Содержание программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице № 2.

    Экспертиза    договоров    с     поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия риск признания договора недействительным отсутствует. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.[21]

    Экспертиза  договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.

    При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах. 

    1.1.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

    Так же как и при проверке расчетов с поставщиками непосредственную проверку расчетов с покупателями начинают с  установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».[19]

    При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

  • аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
  • дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

    Одновременно  на основе данных аналитического учета  по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

    Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

    Реальность  задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.

    По  фактам обнаружения нереальной задолженности  аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.

    Согласно  Положению о бухгалтерском учете  и отчетности в РФ, дебиторская  задолженность, по которой срок исковой  давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются  по решению руководителя предприятия  и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

    Истребованная дебиторская задолженность может  числиться на балансе до истечения  срока исковой давности - 3 года.

    По  фактам списания не истребованной дебиторской задолженности покупателей в связи с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения налогооблагаемой прибыли. Сумма списания такой задолженности не уменьшает финансового результата, учитываемого при налогообложении прибыли.

    Процедуры проверки состояния дебиторской  задолженности и ее списания пересекаются с проверкой правильности образования и использования резерва по сомнительным долгам. Проверка обоснованности использования резерва по сомнительным долгам рассматривается при проверке списания дебиторской задолженности.

    Также как и при аудите расчетов с  поставщиками и подрядчиками проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.

    Программа проведения аудита учета расчетов с покупателями строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

• правовая оценка договоров с покупателями с позиций действующего законодательства;

• организация  первичного учета операций по расчетам с покупателями;

• организация  бухгалтерского учета операций по расчетам с покупателями;

• организация  налогового учета операций по расчетам с покупателями.[21] 

    Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 3.

    Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

    Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы.

Информация о работе Проверка учета расчетных и кредитных операций