Проверка кассовых операций при проведении аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методики аудита кассовых операций.
Для достижения указанной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрение целей аудиторской проверки кассовых операций;
- характеристика источников аудиторских доказательств;
- изучение нормативно-правовой базы аудита кассовых операций;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика аудита кассовых операций 4
1.1 Цели проверки и источники аудиторских доказательств 4
1.2 Нормативная база 8
2. Организация аудита кассовых операций на предприятии 10
2.1 План и программа проверки 10
2.2. Порядок проведения аудиторской проверки кассовых операций 14
2.3 Рабочие документы аудитора 23
2.4 Типовые ошибки и нарушения в учете кассовых операций 26
3. Проведение аудита кассовых операции на примере ОАО «Прогресс» 29
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 191.27 Кб (Скачать)

- Положение Банка России  от 05.01.1998г. № 14-П «О правилах  организации наличного денежного  обращения на территории Российской  Федерации»;

- Указание Банка России от 14.11.2001г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;

- Постановление Госкомстата  России от 18.08.1998г. № 88 «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету  кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Выводы  по главе: Цель аудиторской проверки кассовых операций – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. В нормативную базу входят федеральные законы, письма Минфина, положения банка России и постановления Госкомстата.

2. Организация аудита кассовых операций на предприятии

2.1 План и программа проверки

Аудитору необходимо составить  и документально оформить общий  план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения проверки. Этот план должен быть достаточно подробным  для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем его форма и  содержание могут меняться в зависимости  от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых  аудитором.

При разработке общего плана  аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого  лица, в том числе:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

- общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

- установление уровней существенности для аудита;

- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки  и объем процедур, в том числе:

- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление  деятельности, текущий контроль и  проверку выполненной работы, в том  числе:

- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

- привлечение экспертов;

- количество территориально обособленных подразделений аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том  числе:

- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

- обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;

- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

- стаж работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, ПСАД и условиями конкретного аудиторского задания.

Подготовка общего плана  аудита отражается в бланках, именуемых  «Данные по планированию аудита»  и «Общий план аудита». Подготовка общего плана аудита состоит:

- из получения более полной и подробной информации о деятельности клиента и его организационной структуре;

- изучения системы бухгалтерского учета клиента и применяемых им компьютерных программ;

- изучения и оценки степени надежности системы внутреннего контроля;

- установления критических областей и вопросов, значимых для аудита;

- рассмотрения факторов внутренней надежности и оценки присущей объекту проверки внутренней надежности;

- определения уровня существенности и точности;

- определения возможности применения для целей аудита компьютерных средств обработки данных;

- определения статей и показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо расшифровать и пояснить;

- уточнения пожеланий клиента в отношении сроков и графика проведения проверки, а также процедур, не требующихся непосредственно для подготовки аудиторского заключения;

- определения необходимости привлечения к проверке специалистов в каких-либо областях и экспертов, а также возможности использования внутреннего аудита.

Планируемые виды работ (приемы и методы проверки) по значимым для  аудита областям, сроки их проведения и исполнители отражаются в «Общем плане аудита». При этом аудитор  несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана, который  должен быть оформлен документально  и содержать объем проверки и  порядок ее проведения.

Развитием «Общего плана аудита» является Программа аудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, она также устанавливает сроки, запланированные на проверку различных областей или проведение различных процедур аудита.

Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных  конкретных проверок. Каждую проводимую аудиторскую процедуру необходимо обозначить номером или кодом, с тем, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать на них ссылки в своих рабочих документах.

Выводы аудитора по каждому  разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета, аудиторского заключения и основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

По окончании процесса планирования аудита Общий план и  Программа аудита должны быть оформлены  документально и завизированы в установленном порядке. [XI, стр. 104-112]

2.2. Порядок проведения аудиторской  проверки кассовых операций

Проверка кассовых операций может быть организован в такой последовательности:

— инвентаризация кассы  и обследование условий хранения денежных средств;

— проверка правильности документального  оформления операций;

— проверка полноты и  своевременности оприходования  денежных средств;

— проверка правильности списания денег в расход;

— проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

— проверка правильности отражения  операций на счетах бухгалтерского учета;

— оформление результатов  проверки. [X, стр. 68]

Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентаризации кассовой наличности немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера.

При осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг  организация в обязательном порядке  применяет контрольно-кассовую технику (далее – ККТ), включенную в Государственный  реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт»).

Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг  населению при условии выдачи ими соответствующих бланков  строгой отчетности.

Порядок утверждения формы  бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок  их учета, хранения и уничтожения  устанавливаются Правительством РФ.

Следовательно, организация  может иметь только одну главную  кассу и в зависимости от количества контрольно-кассовой техники несколько  операционных. Для каждого объекта  контрольно-кассовой техники должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину (далее  – ККМ). Заметим, что фактическое  количество ККМ должно соответствовать  данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно  обращать внимание на записи показателей  счетчиков не только действующих  машин, но и бездействующих, а также  находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы  предотвратить возможность покрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного  в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям  последнего дня кассир представляет для проверки, а также дает расписку о том, что все приходные и  расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.

Далее кассир начинает группировку  наличных денег по ответствующим  купюрам и в присутствии аудитора и главное бухгалтера организации  проводит полный полистный их счет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка.

Аудитор должен помнить, что  выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном  кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Наличные деньги, подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считают излишком кассы и зачисляются в доход организации.

При инвентаризации кассовой наличности аудитору необходимо установить также наличие других ценностей  в кассе: ценных бумаг, денежных документов. Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в  кассе сопоставляются данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском  отчете. Выявленные в ходе инвентаризации кассовой наличности излишки по рекомендации аудитора приходуются по приходному кассовому ордеру в доход организации (дебет счета 50 и кредит счета 91), и данная операция записывается в кассовой книге, излишки могут быть результатом умышленных действий (неучтенные средства) или допущенных ошибок при приеме и выдаче денежных средств. Поэтому аудитор должен объективно оценить ситуацию и определить правильную формулировку для акта проверки.

Выявленная в ходе инвентаризации незначительная недостача денег  может быть погашена кассиром путем  внесения недостающей суммы в  кассу организации. Данная операция должна быть также оформлена приходным  кассовым ордером и записана в  кассовой книге. Кассир обязан дать аудитору письменное объяснение причин излишков или недостач. При обнаружении  значительных недостач вследствие злоупотреблений  аудитор может рекомендовать  руководителю организации немедленно отстранить кассира от должности  и передать дело следственным органам.

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор  оформляет актом по типовой форме  № ИНВ-15, который кроме аудитора подписывают кассир и главный (старший) бухгалтер проверяемого экономического субъекта. Этот акт является письменным аудиторским доказательством, и  его данные необходимы аудитору в  дальнейшем проверке полноты оприходования  и правильности списания денежных средств  по кассе.

При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется  ли в личном деле кассира обязательство  о материальной ответственности, предусмотренное  Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы  требованиям, установленным для  работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег  при доставке из банка и во время  выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей  в кассе сейф или несгораемый  шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для  хранения денег и других ценностей  в кассе; соблюдается ли установленный  лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические  внезапные проверки кассы и имеются  ли акты по таким проверкам.

Информация о работе Проверка кассовых операций при проведении аудита