Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью выполнения работы является раскрытие сущности и методов проведения аудиторской проверки основных средств.
Аудит учетной политики проводится для выявления соответствия избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам.
В ходе аудиторской проверки необходимо установить качество состояния внутреннего контроля предприятия, выявить наиболее уязвимые места в системе учета основных средств.
Аудитор должен проверить правильность оформления приобретённых предприятием автомобилей - точность начисления (Дт 08 - Кт 76) и своевременность перечисления (Дт 68 - Кт 51) в бюджет налога на приобретение транспортных средств, включение суммы уплаченного налога в первоначальную стоимость приобретённого автомобиля. Если первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и привести встречную проверку. Необходимо убедиться в своевременности представления предприятием в налоговую инспекцию справок об уплаченных налогах на приобретение транспортных средств.
Особое внимание аудитор должен обращать на факты приобретения предприятием основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме, с указанием паспортных данных продавца. С суммы, уплаченной физическому лицу за купленные у него основные средства (Дт 08 -Кт 76), принадлежащие ему по праву личной собственности, должен быть удержан и перечислен в бюджет в установленном размере подоходный налог (приобретение дома, дачи, автомобиля, гаража и другого имущества) (Дт 76 - Кт 68). Предприятие обязано сообщить о сумме сделки и удержаний налога в свою налоговую инспекцию с указанием фамилии, имя, отчества продавца и места эго постоянного проживания. Если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель (имеет лицензию), то при покупке у него основных средств с него не удерживается подоходный налог. При аудите операций по поступлению основных средств следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости объекта, так как она является базой ежемесячного начисления амортизационной стоимости (износа), подлежащей включению в себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь проверяется счёт 08 «Капитальные вложения», так в нём выявляется инвентарная стоимость приобретенного объекта, по которой он принимается на учёт (Дт 01 - Кт 08).
Если основные средства (например, офисная мебель) приобретена для эксплуатации в подразделениях непроизводственной сферы, то сумма НДС уплаченного должна быть списана за счёт источников финансирования.
Результатом
подтверждения наличия основных
средств является тождественность
остатков и оборотов по счетам главной
книги и оборотно-сальдовой
Таблица 8
Проверка остатков и оборотов по счетам главной книги и оборотно-сальдовой ведомости
Наименование документа | Остаток на начало периода | обороты за период | остаток на конец периода | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | дебет | кредит | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Главная книга по сч. 01 (за установленный период) | ||||||
Оборотно- сальдовая ведомость по сч. (за установленный период) | ||||||
Ведомость по счету 01 за установленный период) |
Еще одним способом подтверждения наличия ОС является проверка результатов проведенной инвентаризации.
Инвентаризация - это приём ревизии, используемый для проверки соответствия фактического наличия средств данным бухгалтерского учёта, а также для выяснения сохранности собственности в резервируемой организации. При этом фактическое наличие ценностей записывается в инвентаризационные описи, на основании которых и данных бухгалтерского учёта составляют сличительные ведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессе инвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе сумм основных средств.
Основные принципы инвентаризации; внезапность, сопоставимость единиц измерения, плановость, объективность., юридическая правомочность результатов, непрерывность, полнота охвата объектов, оперативность и экономичность.
Согласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Под комплексом конструктивно сочлененных предметов понимается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Сопоставление данных инвентаризационной описи с данными инвентарных карточек учета объектов ОС, с соответствующей технической и первичной документацией, а также с данными бухгалтерских регистров в ходе аудиторской проверки свидетельствует о тождестве данных аналитического и синтетического учета.
Таблица 9
Документальное оформление инвентаризации основных средств
|
Инвентаризацию основных средств кроме скота проводят не менее 1 раза в год и не ранее 1 октября отчётного года. Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды - не менее одного раза в 5 лет по состоянию на 1 декабря. Животных должны инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 31 декабря отчётного года).
Количество и сроки инвентаризаций определяются на предприятии и фиксируются в учетной политике. Для проведения инвентаризации Приказом руководителя создаётся комиссия, в состав которой включают главных специалистов, бухгалтер и др., но не менее 3-х человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материально-ответственного лица, За правильность и своевременность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель предприятия и главный бухгалтер. Все документы составляются в 2-ух экземплярах и подписываются членами комиссии. При инвентаризации основных средств проверяется наличие и правильность заполнения инвентарных карточек, книг учета основных средств, инвентаризационных описей, инвентарных списков. Если при инвентаризации зданий и сооружений установлены факты их перестройки то необходимо проверить отражено ли это в учете, т.е. показано ли увеличение или уменьшение стоимости объекта. Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне хозяйства инвентаризируются по документам подтверждающим их действительное местонахождение. Если обнаружены излишки основных средств, то составляется проводка: Дт 01, 04 Кт 91- Оприходованы излишки основных средств.
Недостача или порча основных средств отражается через счет 94. Возможная схема проводок выглядит следующим образом:
Дт 94 Кт 01 - списание первоначальной стоимости основных средств;
Дт 02 Кт 94 - списание начисленного износа;
Дт94 Кт98 - отнесение разницы между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа
При невозможности отнесения затрат на конкретных виновных лиц стоимость недостающих основных средств списывается по остаточной стоимости проводкой: Дт 91 Кт 94.
Для проверки физического наличия ОС возможно применить метод выборочного наблюдения. Все проверяемые объекты должны соответствовать соответствующим им инвентарным номерам и находиться на должном им по документам месте.
Таким образом, в результате аудиторской проверки наличия и сохранности основных средств к возможным положительным результатом можно отнести:
- стоимость основных средств предприятия по данным инвентарной описи совпадает с данными картотеки ОС.
- своевременность и надлежащее оформление проведения инвентаризации;
- последняя инвентаризация не вызывает сомнений в полноте и достоверности результатов;
- физическое наличие объектов ОС неучтенных объектов ОС не обнаружено;
- все проверенные объекты ОС правильно отнесены к ОС и классифицированы в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов;
- наличие и правильность оформления первичной учетной документации на проверенные объекты ОС;
К отрицательным можно отнести следующее:
- переоценке основные средства не подвергались;
- не отражен контроль за сохранностью ОС.
- не имеются приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации;
- отсутствуют договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств.
Так
же в ходе проверки необходимо проверить
приняты ли меры по обеспечению сохранности
основных средств. Для этого необходимо
установить, назначены ли приказом руководителя
предприятия материально ответственные
лица, отвечающие за сохранность основных
средств и есть ли письменные договоры
о полной индивидуальной материальной
ответственности.
2.3 Аудит учета амортизации и ремонта основных средств
При проверке правильности начисления амортизации по основным средствам важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для этого руководствуются ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
В настоящее время амортизация объектов основных средств в России производится одним из следующих способов:
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
Линейный способ относится к самым распространенным. Суть его в том, что каждый год амортизируется равная часть стоимости данного вида основных средств.